Год написания и публикации | Роман был закончен в 2000 году под названием «Чердынь — княгиня гор». Был опубликован в 2003 году под названием «Сердце Пармы. В 2006 году появился полный вариант романа под названием «Сердце пармы, или Чердынь — княгиня гор». |
Историческая основа произведения | Основа сюжета - реальные исторические события второй половины XV века, описанные в Вычегодско-Вымской летописи. «Правительство Василия II (Василий II Васильевич Темный, великий князь Московский и Владимирский, сын великого князя Василия I Дмитриевича, княживший с 1425 года по 1462 год) использовало противоречия между устюжанами и коми. Чтобы закрепиться на подступах к Устюгу, в 1451 г. оно отправило на Пермскую землю наместника от роду верейских князей Ермолая с сыном Василием править пермской землей Вычегоцкою, а старшего сына Ермолая, Михаила Ермолича... на Великая Пермь на Чердынь. А ведати им волости Вычегоцкие по грамоте наказной по уставной”. В книге описан XV век от Рождества Христова, либо 6963-6990 года от сотворения мира. Основное действие романа разворачивается в Перми Великой, в Чердыни и её окрестностях. Чердынскому походу Федора Пестрого и завоеванию и подчинению Перми Великой Московскому княжеству в 1472 году. |
Смысл названия | Чердынь – город на севере Пермского края. Название происходит, согласно одной из гипотез, от двух коми-пермяцких слов: чер - «приток» и дын - «устье», то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Именно в Чердыни – в самом центре Пармы – разворачиваются основные события в романе. В XV веке Чердынь — столица княжества Перми Великой. Согласно словарю, парма на Северном Урале — это плосковершинные увалы и гряды, покрытые елово-пихтовыми лесами с густым моховым покровом. Чердынь в романе является неотъемлемой частью пространства Пармы. Парма представляет собой загадочный, неизведанный мир мифа. Мистика, присущая Парме, накладывается на реальные исторические события, происходящие в романе (Христианизация Чердыни, приход московских войск на пермскую землю, упоминание реально существовавших князей: Михаил, Ермолай, Асыка и т.п). |
Род | Историческо-фантастический эпос |
Жанр | мифопоэтический роман, сочетающий в себе хроникальность и вымысел (мифологические и фантастические элементы). |
Тема | русской колонизации Урала и присоединения его к Московскому государству о покорении Великой Перми Москвой в XV веке; о противостоянии христианства и язычества. Главная тема: о противостоянии Пармы всему внешнему миру. |
Основная идея | Борьба Пармы с судьбой и по воле судьбы. |
Проблема произведения | Проблема государственно-национальная: собирание земель вокруг Москвы, о выплавлении новой нации – РУССКИХ. Проблема религиозно-духовная: рождение имперской русской идеологии. |
Композиция и ключевые моменты сюжета | Сюжетная (фабульная) завязка романа основана на местных уральских легендах о Золотой Бабе. Золотая баба - древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми. Основные события романа связаны с намерением пермского князя Михаила сохранить свою территорию (Чердынскую землю), а также противостоянием пермяков с народами манси и Москвой. Герои романа передвигается по реальным географическим пунктам Урала: Гляденовская гора, Чердынь, Бондюг, Искор и др. Каждое из этих мест несет в себе мистическую направленность, герои получают в них какое-то новое знание. |
Основные герои (их место в образной системе) | Основные персонажи Михаил - князь Перми Великой Камской Асыка - хакан (князь) вогульского города Пелыма, враг Михаила Васька Калина - строитель храмов, знаток пермской земли Тичерть - жена Михаила, ламия (колдунья) Исур - шибан (князь) татарского города Афкуль, друг Михаила Бурмот - пермский князь, друг Михаила Полюд - воевода Чердыни Иона - пятый епископ Перми Фёдор Пёстрый Стародубский - глава московского войска Василий - князь Перми Старой Вычегодской, брат Михаила Матвей - сын Михаила |
Художественные средства | фантастика как мощное средство создания художественной условности. |
Позиция автора | Писатель пытается по-новому взглянуть на происходящие события: с позиций коми-пермяков, зырян, остяков, вогулов. Иванов показывает Русь не просто как силу, создающую империю, а — буквально — как глобализирующую силу. История покорения Урала сохраняет главный парадокс глобализации: безжалостные пришельцы объективно выступают как гуманизирующая сила. |
Вывод | Алексей Иванов показывает мир таким, каким видят его многочисленные персонажи «Сердца Пармы», не стремясь отделить реальность от фантазии. |
https://biographe.ru/znamenitosti/aleksey-ivanov/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/452892#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0._.D0.9A.D1.80.D0.B8.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0