Музыка 5 класс 05.02
В истории каждой страны, каждого народа есть свои герои, имена которых знают все, от мала до велика. Истории их жизни и описание подвигов, заслуг перед народом и отечеством зафиксированы в летописях, исторических хрониках, сказках, былинах, литературных произведениях. Эти образы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов на создание произведений, повествующих новым поколениям о том наследии, которое оставили нам наши великие предки, что они нам завещали, какой пример являли собой, на что следует равняться следующим поколениям. Один из ярких примеров – жизнь великого князя Александра Невского, жившего в XIII веке и получившего своё прозвище благодаря победе над шведами на реке Неве.
Художники, музыканты, актёры, поэты и писатели – люди особенные… Они удивительно тонко чувствуют мир, в котором живут, наделены интуитивной проницательностью и иногда способны предсказывать исторические события… В каком-то смысле пророческим оказался и фильм «Александр Невский» знаменитого советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. В нём воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков. Фильм вышел в 1938 году, накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и, можно сказать, предрёк её исход.
Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей.
С началом Второй мировой войны картина вернулась на экраны и имела ещё больший успех в прокате, вдохновляя народ на подвиг, поддерживая силы и боевой дух людей.
|
Отдельного внимания заслуживает музыка к кинофильму «Александр Невский», для создания которой Сергей Эйзенштейн пригласил уже известного в то время Сергея Прокофьева. Его знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора, музыкальный язык которого невероятно самобытен и узнаваем. На тот момент Сергей Прокофьев был автором нескольких опер, балетов, четырёх симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, двух концертов для скрипки с оркестром, ряда сонат и фортепианных пьес и массы других сочинений, в том числе музыки к кинофильму Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934 г.).
Работа Эйзенштейна и Прокофьева – пример удивительного творческого единства двух гениальных художников своего времени. Как режиссёр чувствовал ритм эпохи, слышал её внутреннюю мелодию, так и композитор писал музыку яркую, создающую пластические образы, ощущение пространства, отражающую разные планы видеоряда. Музыка и фильм неотделимы, спаяны воедино. Это прекрасно иллюстрирует приём вертикального монтажа, когда сцены фильма строятся по принципу «звукозрительной партитуры».
В 1939 году Сергей Прокофьев написал на материалах музыки к этому фильму кантату – многочастное циклическое произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Произведение состоит из семи частей, каждая из которых имеет своё название.
Первая часть, «Русь под игом монгольским», является вступлением ко всему циклу. Она ярко передаёт атмосферу пустынного пространства и тревоги от бесконечных вражеских набегов, приносящих беды и разорение.
|
Вторая часть – «Песнь об Александре Невском». Это эпическая, былинная, повествующая о героических подвигах и славе русского воинства тема Руси, сильной, мощной и величественной.
Третья часть – «Крестоносцы во Пскове», в которой показан образ врага. На смену песенным интонациям приходят диссонирующие созвучия, а струнные инструменты уступают ведущую роль медным духовым.
Известно, что композитор экспериментировал во время звукозаписи: он намеренно усиливал скрежет и рёв медных духовых инструментов, устанавливая микрофоны вплотную к исполнителям, чем добивался устрашающего эффекта. Крестоносцы охарактеризованы темой бездушного хорала – это музыкальная стилизация С. С. Прокофьева.
Четвёртая часть «Вставайте, люди русские!». В ней выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.
Пятая часть, «Ледовое побоище», является кульминацией кантаты и соответствует центральному эпизоду фильма. Здесь сталкиваются две противоборствующие силы. Сцена баталии – самая крупная в фильме, ей автор отводит третью часть времени, что неслыханно по законам жанра.
«Ледовое побоище» – это грандиозная симфоническая картина с участием хора, слушая которую мы будто видим закованных в железо тевтонских всадников, что тяжело мчатся по словам Эйзенштейна, "с неумолимостью танковой колонны".
|
Столь яркое музыкальное сопровождение, вживлённое в ткань киноленты, позволило каждому человеку ощутить свою причастность к событиям на экране.
Темы крестоносцев сохранили свой интонационный строй и инструментальную палитру: диссонансы, механистичность, ревущие медные духовые инструменты. Темы русских звучат теплее, они исполняются струнными и деревянными духовыми инструментами.
Описанные в фильме исторические события произошли в тринадцатом веке. Однако музыка кантаты прочно ассоциируется с бездушной непреклонностью фашистских захватчиков.
Стремительная мелодия контратаки – решительная, энергичная, наполненная задором и удалью. Порой слышатся шутливые наигрыши скоморохов, напоминающие о том, что даже во времена самых тяжёлых испытаний народ не теряет чувства юмора. Наступает переломный момент в битве: русские воины двигаются вперёд, лёд трещит – и вот под тяжестью собственных доспехов тевтонские рыцари уходят под воду.
Прокофьеву удалось «зримо» передать эту картину музыкальными средствами.
Шестая часть – «Мёртвое поле». Это единственный сольный номер в кантате; его исполняет сольный женский голос меццо-сопрано. Одинокий голос девушки, невесты на поле брани, она ищет воинов, оставшихся в живых, и оплакивает убитых. Война – это всегда трагедия, страдание, потеря дорогих людей… Мелодия этой части близка к народным протяжным песням и плачам, в ней выражается собирательный образ Родины, скорбящей по своим сынам.
Заключительная седьмая часть «Въезд Александра во Псков» – монументальная фреска, завершающая эпическую картину, в которой запечатлена Русь-победительница. Музыка звучит как гимн, знакомые слушателям русские темы из предыдущих частей предстают здесь в укрупнённом виде, торжественно и величественно, прославляя родную землю, доблестных воинов и весь народ!
1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/main/255251/
2. https://youtu.be/F3D9MgOGVJ4
Домашнее задание: почему А. Невский был избран символом России сегодня, нашими современниками? Написать на 1 страницу.