Цель: «Познакомить с разнообразными танцевальными размерами, ритмами, сопоставить старинную танцевальную музыку с современными танцами».
Тип урока: «Урок объяснение».
Задачи:
Образовательные
· Формировать основные ЗУН необходимых для изучения музыкальной литературы.
· Обобщить и систематизировать знания учащихся по предмету «Слушание музыки».
Развивающие
· Развитие музыкального кругозора, мышления, творческой активности.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос. Вопросы:
· Что такое жанр?
· Что характерно для жанра танца?
· Какие танцы вы знаете?
· Какой размер у вальса, польки, марша?
3. Объяснение нового материала.
Зарождение танцевальной музыки, ее значение в нашей
жизни.
Танец возник в глубокой древности. Даже первобытные люди выражали танцем свои эмоции: радость от победы над врагом, удачной охоты; скорбь по погибшим родичам; воинственные танецы побеждали страх,, придавали отвагу воинам: ритуальные танцы объединяли людей в одном действии. Различие в характере и ритмах танцев связано с жизнью разных народов, их бытом и привычками, с исторической эпохой.
Со временем танцы несколько изменились, народные танцы, попав в аристократические залы, стали более грациозными (бальными). Без танцев не бывает народных гуляний и праздников, потому что в танце выражается радостные чувства людей, ритмические движения под музыку снимают стресс и добавляют положительные эмоции.
Сегодня речь пойдет о бальных западно - европейских танцах.
Само слово «бальные» подразумевает, что эти танцы исполнялись в
больших залах празднично, нарядно одетыми людьми.
|
Бальные танцы отражали вкусы и нравы своего времени.
В 17 в. Франция была законодательницей танцевальной моды.
В 1661г. в Париже указом французского короля Людовика XIV
была открыта Академия танца, в которой должны были создаваться и совершенствоваться бальные танцы. Почти все они имеют народные корни.
Одним из самых любимых и долговечных стал менуэт.
Менуэт называли «королем» танцев. Он был популярен в Европе в
17-18 вв. Из живой народной пляски он превратился в галантный
бальный танец. Его движения состоят из плавного, скользящего шага, глубоких реверансов и поклонов. Слово «менуэт» произошло от французского «па менью» - мелкий шаг. Танцующие двигались маленькими шажками так, чтобы получилась фигура в виде буквы S. Музыка менуэта изящная, в трехдольном размере с затактом в умеренном темпе.
Показать иллюстрацию к менуэту
Вспомнить бал из м/ф «Бременские музыканты».
Послушать «Менуэт» Л. Боккерини.
Полонез с давних пор соперничал с французским менуэтом.
В старину полонез называли «великим пешим танцем».
По началу (XVI – XVII вв.) он исполнялся польскими рыцарями,
Потом рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем.
Характер танца торжественно – праздничный, шаг степенный с
неглубоким приседанием на 3ей доле каждого такта.
Размер трехдольный с характерным ритмической фигурой на первой доле – восьмая и 2 шестнадцатые или пунктирный ритм.
В начале XIX в. полонезом открывали все аристократические балы.
В первой паре обычно шел хозяин дома с самой уважаемой гостьей.
Полонезы писали И.С.Бах, Г.Гендель, В. Моцарт, Л.Бетховен, но
|
подлинной вершиной стали полонезы польского композитора
Ф.Шопена.
послушать Ф.Шопен «Полонез» Ля мажор
посмотреть Полонез из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»
В XIX в. наряду с полонезом широко распространилась в Европе
мазурка, названная по области в Польше – Мазовия.
Этот трехдольный подвижный подвижный танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.
Для мазурки типичен трехдольный размер с пунктиром на 1й доле и со смещением акцента на 2-ю или 3-ю доли.
Удивительно точно передают характер танца стихи А.С.Пушкина
из романа «Евгений Онегин».
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
посмотреть мазурку из оперы «Евгений Онегин» 6 картина
Полька – чешский народный танец. Танцующие пары быстро движутся по кругу, делая легкие полушаги и повороты с подскоком. Слово «полька» переводится «половинка», «полшага».
Музыка танца веселая, задорная в быстром темпе и в двухдольном
размере. Очень любят этот танец дети.
послушать С.Рахманинов «Итальянская полька».
посмотреть фрагмент из к/ф «Золушка» сцена бала
(песенка «Встаньте дети, встаньте в круг»)
Вальс – европейский танец начала XIX в., который вскружил голову всей Европе. Танец полюбили за его простоту и изящество.
Название танца произошло от немецкого «вальцер», что значит
«кружащийся». Народные танцы Австрии, Германии (лендлеры), были предшественниками вальса, но они были простыми по мелодии и сопровождению, их танцевали крестьяне.
|
Вальс трехдольный танец с характерным аккомпанементом –
бас, 2 аккорда.
Поначалу этот танец считался непристойным, и его запрещали. Тем
более, что он пришел на смену чопорному менуэту. Но вальс нашел
путь к сердцам людей, и в 19в. его танцевали всюду, даже на улицах и площадях. «Королем» вальса называли австрийского композитора и скрипача И.Штрауса, который жил и творил в столице Австрии Вене. Лучшие его вальсы - «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса» и другие – покоряют красотой мелодии и романтизмом. Штраус написал 168 вальсов, которые,по словам И.Дунаевского, «заставляют сверкать наши души и глаза».
В ритме вальса написано очень много произведений не предназначенных для танцев – это концертные вальсы Ф.Шопена. М.Глинки, П.Чайковского, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, И.Дунаевского и других.
посмотреть фрагмент из оперы «Евгений Онегин» 4 картина
послушать И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы на закрепление темы:
- назвать танцы, с которыми познакомились на уроке
- определить на слух танец:
Менуэт
Полонез
Мазурка
Вальс
Полька