2. (5) Эволюция немецкого романтизма. Эстетика иенского и гейдельбергского кружков. Эстетическая позиция Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822).
3. (5) Проблематика и поэтика романа Фридриха Шлегеля (1772-1829) «Люцинда » (1799).
4. (4) Многообразие жанров в творчестве ЛюдвигаТика (1773-1853). Новелла «Белокурый Экберт » (1796), комедия «Кот в сапогах » (1797).
5. Личность и творчество Новалиса. Символы и аллегории в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген » (1801).
6. (4) Творчество Клеменса Брентано (1778-1842): баллада «Лорелей » (1801), новелла «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль » (1817).
7. (4) Основные образы и их символический смысл в повести Адельберта Шамиссо (1781-1838) «Удивительная история Петера Шлемиля » (1814).
8. (5) Место Генриха фон Клейста (1777-1811) в немецком романтизме. Особенности трагического конфликта в новеллах «Землетрясение в Чили » (1807) и «Обручение на Сан-Доминго » (1811).
9. (4) Нравственная проблематика и социально-политический контекст повести Клейста «Михаэль Кольхаас » (1810).
10. Трагедия сильной личности в драме Клейста «Пентесилея » (1808).
11. (5) Тема музыки в ранних новеллах Гофмана «Кавалер Глюк » (1809) и «Дон Жуан » (1813).
12. Реальное и фантастическое в новелле Гофмана «Золотой горшок » (1814).
13. (4) “Темная” сторона жизни в новелле Гофмана «Песочный человек » (1817).
14. Социальная сатира в повести Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » (1819).
15. (5) Тема творческой личности в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра » (1819-1820). Ирония Гофмана.
16. Уильям Блейк (1757-1827) как поэт-мистик. Лирический цикл Блейка «Песни Невинности и Познания » (1789-1793): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.
17. (5) Своеобразие английского романтизма. Эстетика “Озерной школы” в «Предисловии к “ Лирическим балладам ”» (1800). Творчество У.Вордсворта (лирика: «Терн», «Последний из стада», «Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…», «Люси», «Нарциссы», «Нас семеро » (1797-1800)).
18. (4) Особенности творческой манеры Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772-1834). Проблематика и поэтика поэмы «Сказание о Старом Мореходе» («Старый моряк ») (1798).
19. (4) Джордж Гордон Байрон (1788-1824): личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона («При отъезде из Ньюстедского аббатства», «Ода авторам билля против разрушителей станков», «Ода Наполеону Бонапарту», «Прости!», «Стансы к Августе», «Тьма», «В день, когда мне исполнилось 36 лет » (1803-1823); цикл «Еврейские мелодии » (1815)).
20. (4) Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда » (1812-1818).
21. Тип героя, основные сюжетные мотивы и характер конфликта в поэмах Байрона “восточного цикла”: «Гяур» (1813), «Корсар » (1814), «Лара(1814).
22. (5) Романтическая трансформация фаустианского образа в драматической поэме Байрона «Манфред » (1817).
23. (4) (4) Нравственные коллизии и пути их разрешения в мистерии Байрона «Каин » (1821).
24. Жанровая специфика поэмы Байрона «Дон Жуан » (1818-1823). Образ главного героя.
25. (5) Основные темы лирики Перси Биш Шелли (1892-1822) («Изменчивость», «Гимн интеллектуальной красоте», «Ода Западному ветру», «Облако», «Строки», «Жаворонок» (1814-1822)).
26. (4) Тема борьбы с тиранией и нравственный идеал в трагедии Шелли «Ченчи » (1819).
27. (5) Творческая индивидуальность Джона Китса (1795-1821). Тема Прекрасного в лирике («По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена», «Кузнечик и сверчок», «К морю», «К Спенсеру», «Два сонета о славе», «La belle dame sans merci», «Ода соловью», «Ода греческой вазе » (1816-1819)).
28. (5) Романтическая антиутопия в романе Мэри Шелли (1797-1851) «Франкенштейн, или Современный Прометей » (1818).
29. Поэтика исторического романа Вальтера Скотта (1771-1832) «Роб Рой » (1818).
30. (5) Ранний французский романтизм. Творчество Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848). Религиозно-этическая проблематика повести «Атала » (1901).
31. «Болезнь века» и «мировая скорбь» в повести Шатобриана «Рене » (1802).
32. (4) Психологическая проза французского романтизма (роман Бенжамена Констана (1767-1830) «Адольф » (1806-1817)).
33. (5) Борьба романтизма и классицизма во французском театре 1820-1830-х годов. Романтическая эстетика Гюго в предисловии к драме «Кромвель » (1827). Драматургия Гюго: «Эрнани » (1829) или «Рюи Блаз » (1838).
34. Исторический роман Гюго «Собор Парижской богоматери » (1831): символика, система образов, исторические реалии.
35. (5) Проблематика и романтическая поэтика романа Гюго «Отверженные » (1862).
36. Творчество Жорж Санд (1804-1876). Социальные мотивы и психологизм в романе «Индиана » (1832).
37. (5) Эволюция героя в романе Альфреда де Мюссе (1810-1857) «Исповедь сына века » (1836).
38. Жанрово-стилевые особенности драматургии Мюссе («Прихоти Марианны » (1833), «Любовью не шутят » (1834)).
39. (4) Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Тема фронтира и образ главного героя в романе Джеймса Фенимора Купера (1789-1851) «Пионеры » (1823).
40. Америка в новеллистике Вашингтона Ирвинга (1783-1859) («Рип Ван Винкль », «Легенда о Сонной Лощине » (1819)).
41. (5) Европа в новеллистике Ирвинга («Жених-призрак » (1819), «Легенда о розе Альгамбры » (1832)).
42. (4) Проблематика и поэтика новеллистики Натаниэля Готорна («Седой заступник » (1835), «Молодой Браун » (1835), «Эндикотт и красный крест » (1837), «Каменный человек » (1837), «Родинка » (1843)).
43. (4) Проблематика и поэтика романа Готорна «Алая буква » (1850).
44. (4) Эстетические принципы Эдгара По (1809-1849) и их воплощение в его поэзии («Ворон » (1845), «Улялюм » (1847), «Колокола и колокольчики » (1848), «Эльдорадо » (1848), «Аннабель Ли » (1849)).
45. "Черные" новеллы Э.По («Падение дома Ашеров » (1839), «Вильям Вильсон » (1839), «Черный кот » (1843), «Колодец и маятник » (1843)).
46. "Логические" новеллы Э.По («Убийства на улице Морг » (1841), «Похищенное письмо » (1845), «Золотой жук » (1843)).
47. (4) Философские проблемы в романе Германа Мелвилла «Моби Дик » (1851).
48. (5) Индейская тема в поэме Генри Лонгфелло (1807-1882) «Песнь о Гайавате » (1855).
ПРИМЕЧАНИЯ
48 вопросов разделены на 3 уровня значимости. 16 самых важных выделены в программе полужирным шрифтом. Остальные 32 разделены на 2 равные (также по 16 вопросов) группы, причем обозначение их как соответствующих оценкам 4 и 5 достаточно условно. Составитель полагает, что вопросы, обозначенные цифрой (4) в целом более значимы и/или менее трудны, чем обозначенные цифрой (5), и рекомендует готовить их раньше.
Применительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Баллы набираются по результатам текущей аттестации (ТА) и промежуточной аттестации (ПА). ТА включает в себя оценки за 4 зачета по текстам, названия которых в программе подчеркнуты, за творческую работу, за посещаемость. Всего 100 баллов.
ПА проходит в форме традиционного устного экзамена, максимальная оценка 100 баллов.
91-100 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, безупречное знание текстов, полное владение теоретической базой, самостоятельность анализа произведений
81-90 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических неточностей), владение теоретической базой, точное воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов
71-80 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 2-3 фактических неточностей или упущений), владение теоретической базой, умение дать интерпретацию текста
61-70 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение теоретической базой, воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов
51-60 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение основами теории, точный ответ на три вопроса по программе типа «Перечислите немецких романтиков», «Что написал Байрон?», «Кто написал “Индиану”?»
41-50 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), точный ответ на два вопроса по программе
31-40 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 4 вопроса по программе
21-30 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 3 из 4 вопросов по программе
11-20 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 2 из 4 вопросов по программе
1-10 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 1 из 4 вопросов по программе
С вопросами и за консультациями можно обращаться к преподавателю Вконтакте: https://vk.com/id7048883