Структура саморазвивающейся образовательной экосистемы
В экосистеме участвует шесть видов взаимосвязанных элементов (авангардов)
Создатель и ведущий авторского курса –ДНК клетки экосистемы
Авторский курс:
- не может жить самостоятельно, не имея внешних связей.
- может расти и уменьшаться, а также делиться
- может «лопнуть» и заполнить пространство, став питательной средой для других курсов
- имеет «вход» и «выход»
- может «испортиться» (затвердеть, когда нет внешнего влияния: не меняется, не учитывает запросы и актуальность во времени)
- может быть инфицирован из внешней среды и «заболеть»
- питает другие элементы экосистемы
Концепт-методист – позвоночник экосистемы
- выполняет роль подвижного стержня
- состоит из взаимосвязанных статичных элементов (правила взаимодействия в экосистеме, выстраиваемые на основе внешних законов)
- имеет «нервные окончания» между позвонками (передача мотивационных импульсов и обратная связь со всеми элементами экосистемы)
- соединяет авторские курсы через себя в единую структуру (нервы экосистемы)
- следит за скоростью и качеством проводимости всех связей экосистемы
Создатель образовательной среды
- определяет качество и наполнение пространства как физического, так и образного
- может уплотнять и разреживать среду
- наращивает «кожу» и мембраны (разграничители сред в единой экосистеме)
- следит за качеством и состоянием среды
Социотехнолог
- мембрана на «коже» экосистемы
- получает информацию из внешней среды, фильтрует ее и передает внутрь
- взаимодействует с образовательной средой и авторскими курсами
- может иногда переходить в состояние авторского курса
|
- может «инфицировать» всю среду или отдельный авторский курс
Переупаковщик – транспортировщик курсов между средами
- свободно перемещается в среде между мембранами
- двигает курсы внутри среды, соединяя их в разные последовательности
- принимает решения о перемещении курса совместно с концепт-методистом
- может сформулировать концепцию нового авторского курса, взаимодействуя с социо-технологом и создателем образовательной среды
Навигатор – транспортировщик ученика вдоль всей системы
- самый быстрый элемент экосистемы
- взаимодействует со всеми элементами экосистемы
- истощается быстрее всех, требует постоянного питания
- свободно перемещается за пределами экосистемы
- контактирует с заказчиком и учениками
- может входить в экосистему в любом месте
- может выстраивать траекторию движения между средами в соответствии с целью заказчика и задачами ученика
Принципы жизни экосистемы
Концепт-методист принимает первичный импульс от «заказчика » и передает далее, транслируя его в качестве задачи: ведущим авторских курсов, переупаковщикам, создателям среды.
Переупаковщики получают сигнал о необходимости транспортировки клеток (авторских курсов) в среде для изменения их положения и связей с другими курсами под конкретную задачу и перемещают авторские курсы.
Создатель образовательной среды трансформирует наполнение пространства в соответствии с поставленной задачей, одновременно взаимодействуя с социотехнологами, актуализируя и оптимизируя пространство.
|
Концепт-методист проверяет качество связей всей структуры авторских курсов (последовательность входов и выходов).
Навигатор получает вводные данные от обучающихся, предоставленных заказчиком, формирует траектории движения в экосистеме каждого ученика и ведет их через всю экосистему от входа до выхода каждого курса, проверяя эффективность прохождения.
Профессиограмма ученика – клетка, способная в экосистеме воспринимать питание (знания) через взаимодействие с клетками авторских курсов, расти, потребляя нужные питательные смеси (умения и навыки) и формировать новую внутреннюю структуру восприятия (компетенции). Имеет вход и выход, может выдавать сигналы, с помощью которых проверяется эффективность и качество потребления питания, но не способна питать большое число других клеток. При определенном уровне отдачи может трансформироваться в клетку - собственный авторский курс и стать частью экосистемы.
Профессиограмма всех авангардов - это клетки, у которых четко определена структура и схема взаимодействия с другими элементами экосистемы (компетенции). Возможно временное превращение авангардов в учеников при необходимости подпитывания отдельных элементов экосистемы питательной средой. Возможен переход авангарда из одной среды в другую в рамках экосистемы, выход из экосистемы полностью с потерями связи и трансформация в другой элемент экосистемы. Такая трансформация возможна либо при самостоятельном желании, либо при подаче соответствующего импульса от концепт-методиста.
Динамика элементов экосистемы | Компетенции элементов экосистемы |
Концепт-методист: | |
- анализ и формирование запроса клиента (взаимодействие с заказчиком) | - концептуальное мышление, работа с образами будущего, широкий спектр знания |
- перестройка и тестирование системы (взаимодействие с создателями образовательной среды) | - работа с большими информационными объемами, системность, масштабирование |
- запуск и оценка результата (взаимодействие с навигаторами) | - процессуальность в мышлении, независимое мышление, социальный анализ, |
Эксперт (Создатель образовательной среды): | |
- формирование принципов образовательной среды (взаимодействие с концепт-методистом) | - анализ и формирование запроса, системное и целостное мышление |
- создание и наполнение пространства как образовательной среды (взаимодействие с социотехнологами) | - гибкость и подвижность восприятия, режиссерские компетенции, психо-дизайн пространства, нешаблонное видение |
- поддержка и изменение среды в динамике (взаимодействие с навигаторами) | - экспертная позиция, орг.фокус, командная работа, |
Переупаковщик: | |
- анализ образовательной среды (взаимодействие с создателем образовательной среды) | - широкий спектр форм, языков, стилей, быстрая обучаемость новому, |
- формирование структуры авторского курса (взаимодействие с ведущим авторского курса) | - трендовое мышление, работа с информацией, ТРИЗ, |
- экспериментальное внедрение курса в систему (взаимодействие с концепт-методистом) | понимание разных типов мышления, умение работать с заказчиком |
Социотехник: | |
- выход за границы экосистемы и поиск внешних контактов (взаимодействие с концепт-методистом) | - исследовательские компетенции, контактер, социальная подвижность |
- набор и анализ полученной информации (взаимодействие с создателем образовательной среды) | - стратегия (игры), генерация, ТРИЗовость мышления (сборка погружений), работа с трендами |
- возврат в экосистему и ввод информации (взаимодействие с переупаковщиком) | - работа с информацией, экспериментаторские и внедренческие компетенции, прогнозирование |
Навигатор: | |
- набор и оценка учеников (взаимодействие с заказчиком) | - коммуникации, динамика группы |
- сопровождение и координация маршрутов (взаимодействие с ведущими курсов) | - наставничество, орг.фокус,, координация |
- оценка и подтверждение выхода (взаимодействие с концепт-методистом) | - работа с информацией, обратная связь |
Ведущий авторского курса: | |
- исследование и генерация информации для курса (взаимодействие с социотехнологами) | - оценивание, способы съема, исследовательские компетенции, |
- выбор и наработка содержания курса (взаимодействие с переупаковщиком) | - генерация, системность, структурирование, |
- подача курса ученикам и оценка результата на выходе курса (взаимодействие с навигаторами) | - преподавательские навыки, |
|
Требуется дополнить компетенции в отдельных этапах динамики (поменять компетентностное поле)