ФРГ в 1949-1969 гг. Правительства, возглавляемые ХДС/ХСС.




По поручению западных держав из представителей ландтагов был создан Парламентский совет, разработавший конституцию западногерманского государства. Совету передан был подготовленный тремя державами "Оккупационный статут", ограничивший суверенитет будущего государства. Устанавливался международный (западный) контроль над Руром ("Рурский статут"). 23 мая 1949 г. был декларирован Основной закон Федеративной Республики Германия. Конституция ФРГ исходит из гарантии прав частной собственности, установления свободного парламентского строя, признания прав и свобод человека. Она предусматривает созыв нижней палаты парламента - бундестага (избирался 1 раз в 4 г. на всеобщих выборах), бундесрата - верхней палаты парламента, состоящего из представителей земель пропорционально численности населения. Федеральное собрание избирает на 5 лет президента (не более чем на 2 срока). Бундестаг избирает федерального канцлера, определяющего направления внутренней и внешней политики. 14 августа 1949 г. прошли выборы в бундестаг. 7 сентября произошло конституирование бундестага и бундесрата. 20 сентября К. Аденауэр (ХДС) представил парламенту состав первого правительства.
С 1950 г. по начало 60-х гг. ФРГ переживала "экономическое чудо": средний ежегодный прирост ВВП=9,6%.

Причины:

  • помощь США по плану Маршалла (получение товаров на 4 млрд. долларов) и крупные инвестиции западных компаний в экономику ФРГ;
  • восстановление и обновление основных фондов (к 1956 г. удельный вес новейшего оборудования = 43%);
  • наличие дешевой рабочей силы (в том числе переселенцев и перемещенных лиц);
  • низкие военные расходы (до вступления в НАТО);
  • правильное избрание модели экономики: дискуссия между сторонниками планового ведения хозяйства и неолибералами закончилась признанием концепции "социального рыночного хозяйства" (авторы В.Ойкен и Л.Эрхард). Концепция СРХ, основанная на использовании рыночных механизмов, не отвергала государственного вмешательства в экономику (использование косвенных методов - мобилизации финансовых ресурсов для субсидирования индустрии ("Фонд выравнивания тягот") и др.) и ответственности государства за решение социальных проблем.

В 50-е гг. созданы правовые основы социальной политики (политика патернализма; 48-часовой рабочий день, закон о коллективных договорах, наблюдательных советов крупных фирм). В ФРГ получило развитие патерналистские формы и системы выплат. Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы.
Правительство Аденауэра пришло к власти под антимилитаристскими лозунгами. Но в 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Тогда же в Бонне был подписан "Общий договор", отменявший оккупационный статут, но закреплявший особые права трех западных держав на территории ФРГ.
После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Несмотря на антимилитаристические выступления, соглашения были ратифицированы бундестагом 5 мая 1955 г.. 8 мая ФРГ стала официально членом НАТО. В 1956 г. она создала первое соединение бундесвера. С 1957 г. ФРГ - член ЕЭС.
В сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношения между ФРГ и СССР, но это не привело к взаимопониманию и добрососедству. Во второй половине 50-х гг. произошли изменения в политической жизни ФРГ. В ноябре 1952 г. ЦК КПГ выдвинул лозунг свержения правительства Аденауэра. В 1956 г. КПГ была запрещена. СДПГ, приспосабливаясь к новым реальностям, приняла в 1959 г. Бад-Годесбергскую программу, где говорилось о необходимости замены капитализма новым социальнымм строем, государственном и общественном контроле за крупными компаниями. Источники "демократического социализма виделись в христианской этике, гуманизме.
Уже в начале 60-х гг. источники экономического роста в значительно мере были исчерпаны. В 1958 и 1963-м гг. произошли частичные кризисы. Это вызвало подъем стачечного движения. Государство усилило практику вмешательства в автономию тарифных партнеров.
Политические позиции блока ХДС/ХСС и влияние Аденауэра ослабли. 17 сентября 1961 г. во время выборов в бундестаг блок потерял большинство и пошел на коалицию с СвДП. Последняя выдвинула условием вхождения в правительство удаление Аденауэра с поста канцлера. Позже, в октябре 1963 г., Аденауэр ушел в отставку.
Л. Эрхард (ХДС), став канцлером, не смог стабилизировать экономику. При нем, в соответствии с доктриной Хальштейна, статс - секретаря МИД "о представительстве ФРГ всех немцев" правительство разрывало связи с рядом государств, стабилизировавших отношения с ГДР. Мирные предложения Л. Эрхарда весной 1966 г. не привели к нормализации отношений с социалистическими государствами; из этого процесса исключалась ГДР.
В ФРГ молодое поколение стало переосмысливать прошлое и искать альтернативные пути развития. В то же время была создана крайне правая Национал- демократическая партия (1964 г.). Ее появление вызвало противодействие демократических сил. Экономический кризис 1966 г., "бунт" СвДП против партнера ХДС, стремление СДПГ получить ответственные посты в правительстве и доказать свою способность управлять государством привели к уходу Эрхарда в отставку (октябрь 1966 г.).
Возникло правительство "большой коалиции" (1 декабря 1966 г.) во главе с К. Кизентером (ХДС). Вице-канцлером и министром иностранных дел стал В. Брандт (СДПГ). Правительство стало осуществлять концепцию "глобального регулирования". В июне 1967 г. законом о содействии стабильности и оживлению экономики вводилось индикативное программирование с целью стабилизировать цены, обеспечить занятость и уравновешенный платежный баланс. В том же году приняты антикризисные меры в рамках двух программ (предоставление субсидий строительной индустрии, черной металлургии, электротехнике на оплату заказов).
Была снижена банковская учетная ставка. В 1967 г. экономика стала оживать. СДПГ вынудила ОНП отказаться от требований повышения зарплаты. Вводилась "согласованная акция": ОНП, предприниматели и государство договаривались об уровне зарплаты.
В 1968 г. бундестаг принял "чрезвычайное законодательство": в критической ситуации могли быть ограничены демократические свободы, прерогативы парламента и автономии земель.
Активизировалась внепарламентская оппозиция. В сентябре-октябре 1968 г. конституировалась легальная ГКП. В апреле 1969 г. она провела свой съезд.
Во внешней политике коренных изменений не произошло. Правительство вступило в переговоры с СССР о неприменении силы, но по-прежнему не признавало послевоенные границы, отказывалось признать ГДР. В то же время благодаря усилиям В. Брандта создавались благоприятные условия для диалога с социалистическими странами. В СДПГ "молодые социалисты" стали требовать разрыва коалиции с ХДС/ХСС. В январе 1968 г. правое руководство СВДП было сменено леволиберальным во главе с В. Шеелем.

 

Контрольные вопросы:

1.Каковы причины раскола Германии?

2. Каковы результаты осуществления политики «социального рыночного хозяйства» в послевоенной ФРГ?

3.Почему объединение Германии произошло мирным путем? Какую роль сыграло стихийное движение масс в обеих частях Германии?

4. Какими международно-правовыми актами было закреплено объединение Германии?

Ответы принимаются до 16-00 22.10.20, позднее на балл ниже, если более чем на 3 дня- больше «3» не поставлю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: