Музыка.
Урок № 16 (8 класс)
Дата 08.05.2020 г.
Тема «Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века». Особенности музыкального выражения на примере балета
А.И. Хачатуряна «Спартак».
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония. Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и т.д. Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и т.д.. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни, размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей. Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот. Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека. Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
|
На этом уроке мы познакомимся с творчеством композитора
А.И. Хачатуряна и балетом «Спартак».
«… Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен».
(Д. Шостакович)
Арам Ильич Хачатурян 1903 – 1978 г.г.
По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки, объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.
Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика.
Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион. Как-то из дома, где Арам проживал с родителями и братьями, выехала какая-то семья, и отец купил за бесценок, как старую рухлядь, рояль, на котором не действовала половина клавиш. Арам стал пробовать свои силы, наигрывая на этом инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился играть по слуху.
|
«Вскоре я совсем осмелел, — вспоминал Хачатурян,— и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти — пусть наивные, смешные, неуклюжие, но всё же первые мои попытки композиции». После окончания училища Арам поступил в Московскую консерваторию, где продолжил обучение композиции у М.Ф.Гнесина, затем он стал учеником известного советского композитора Н.Я.Мясковского.
А.И.Хачатурян блестяще заканчивает консерваторию (1934). Его имя занесено на доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство, занимаясь в аспирантуре. «Энергичный, порывистый, увлекающийся. Не очень организованный, но бесконечно преданный любимому искусству» - таким запомнился друзьям-современникам Арам Хачатурян тех лет.
Во время Великой Отечественной войны А.И.Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами не жалея сил, отдался новым творческим задачам. В своем творчестве он обратился к актуальной тематике – к созданию боевой патриотической песни, написал музыку к спектаклям.
В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора значительно расширяется. Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Начиная с 1950 года, он – профессор по классу композиции в Московской консерватории и институте им. Гнесиных. Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.
|
Среди произведений послевоенных лет прежде всего следует назвать балет «Спартак» (1954).
«Приступаю с чувством огромного творческого волнения» - писал
9 июля 1950 года Хачатурян на первой странице партитуры балета «Спартак». На последней странице авторская ремарка гласит: «Три с половиной года длилась работа над «Спартаком». Работал преимущественно летом. В общей сложности «Спартак» написан в 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Хачатуряна привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов.
В героическом сопротивлении угнетенных композитор увидел много общего современной борьбой народов за свою независимость.
Вот как пишет об этом сам композитор: «…сочиняя музыку своего балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу древнего Рима, я всегда ощущал духовную близость Спартака нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании».
В 1959 году за балет Хачатуряну была присуждена Ленинская премия.
Историческая справка
ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
Бои гладиаторов — это, наверное, первое, что вспомнит любой человек о Древнем Риме.
Этот обычай, как и многое другое, был заимствован римлянами у этрусков и уходит корнями в глубокую древность. Когда-то на похоронах знатных этрусков в жертву богам приносили военнопленных, позднее их заставляли там сражаться друг с другом. Этот обычай настолько понравился римлянам, что очень скоро, потеряв свою религиозную окраску, превратился просто в зрелище. Первые гладиаторские бои в Риме состоялись в 264 году до н.э. Соперниками гладиаторов на таких играх также могли выступать и дикие звери. А иногда устраивались и настоящие морские сражения. Этих кровавых зрелищ требовала римская толпа. По надписям на стенах в засыпанных пеплом Помпеях видно, что гладиаторы были настоящими кумирами толпы.
Гладиаторов обучали в специальных школах. Некоторые из них могли даже заслужить освобождение после удачных выступлений. В 74 году до н.э. один из гладиаторов начал такое большое восстание, что оно угрожало Риму, как некогда войска Ганнибала. Этого гладиатора звали Спартак. Родом он был фракиец (Фракия — нынешняя Болгария) и отличался огромным ростом и большой силой. В школе гладиаторов в Капуе (главный город провинции Кампания, на юге Италии) Спартак и несколько десятков других гладиаторов составили заговор. Несмотря на то, что заговор был раскрыт из-за доноса, они все же бежали на гору Везувий (это было до того, как Везувий «проснулся» и стал вулканом). С помощью хитрости они победили небольшой отряд римских солдат. И тогда рабы со всей Кампании стали бежать к Спартаку. Их собралось уже несколько тысяч.
Спартак, который некогда служил в римской армии, организовал из рабов настоящую армию по римском образцу. К 72 году численность его войска достигла 120 тысяч. Дважды разбив немалые римские военные силы, Спартак стал готовиться к уходу из Италии через Альпы. Часть его войска захотела совершить поход на Рим. Примерно 20 тысяч рабов откололись от Спартака, и пошли на Рим, но были разбиты. Оставшаяся же часть войска во главе с самим Спартаком продвигалась к северу, несколько раз одержав победу над римскими армиями. По неизвестным причинам Спартак повернул на юг. Возможно, что он рассчитывал уплыть из Италии на кораблях сицилийских пиратов.
Осенью 72 года сенат послал против Спартака 6 легионов во главе с Марком Лицинием Крассом. Затем на помощь были вызваны легионы Гнея Помпея и Марка Лукулла. Все трое потом участвовали в гражданских войнах. Постепенно римляне измотали войска Спартака; решающее кровопролитное сражение произошло весной 71 года. В ожесточенной схватке Спартак был убит, его тело так и не нашли на поле боя.
В музыке «Спартака» воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты сочетаются с восточными интонациями.
Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней целостностью и направлена на раскрытие основной идеи.
Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.
Тема торжества Рима открывает балет – это тема рефрен сцены с несколькими эпизодами.
1-ый эпизод – тема боя, 2-ой эпизод – тема Рима, 3-ий эпизод – тема Рима (на фанфаре, 2-ой рефрен).
Теме Рима присуща маршевость, грузная фактура, маршевая синкопа, постоянная ритмическая пульсация (средства музыкального выражения).
ВОПРОСЫ
Какие музыкальные средства позволяют четко понять, что хочет сказать композитор?
Укажите годы жизни А.И.Хачатуряна.
Когда был написан балет «Спартак»?
В какую эпоху происходят события, рассказанные в балете «Спартак»?
Какие средства музыкального выражения присущи теме Рима?