Имущественный налог относится к ведению региональных органов власти. Оставаясь региональным налогом, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. В свою очередь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями предоставления дополнительных налоговых льгот, оценив необходимость в их использовании налогоплательщиками, что в свою очередь предопределило значительное сужение налоговых льгот, предусмотренных на федеральном уровне [19, c. 21].
Приведем, для сравнения, действующие в настоящий момент на основании Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. №2030–1 освобождения от налога имущество для предприятий:
а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов;
б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;
д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
|
е) предприятий народных художественных промыслов;
ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;
и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу; государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов;
|
л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);
о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;
р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
|
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;
с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;
Кроме того, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
д) спутников связи;
е) земли;
ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.
Надо признать, что данный перечень значительно сокращен, остается надеяться, что те предприятия и организации, которые не вошли в число освобожденных от налогообложения, имеют достаточные основания для получения налоговых льгот на региональном уровне.
Наряду с порядком и сроками уплаты налога, региональные законодательные органы вправе устанавливать конкретные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, в пределах максимальной ставки налога, увеличенной до 2,2% по сравнению с действующей 2%.
Применение вводимых законодательных норм в области имущественного налогообложения относится ко всем организациям, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению, в том числе к иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющим в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [3, c. 10].
Как и раньше, налог подлежит уплате в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено имущество организации.
Тем не менее, существенным изменением следует признать то, что в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций рассматриваются непосредственно основные средства.
Таким образом, по сравнению с действующим законодательством, за счет исключения таких статей, как товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, капитальные вложения, а также неизменно вызывающие споры расходы будущих периодов, происходит значительное снижение налоговой нагрузки в системе имущественного налогообложения организаций.
Расчет налоговой базы в части определения среднегодовой стоимости имущества не изменен, и производится на основании остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденном в учетной политике организации.
В том числе, остаточная стоимость определяется и для тех объектов, в отношении которых не предусмотрено начисление амортизации, с учетом износа, исчисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данное положение относится к объектам основных средств некоммерческих организаций, в отношении которых ПБУ 6/01 предусматривает начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений на отдельном забалансовом счете. В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, износ определяется на конец отчетного периода, а по данным бухгалтерского учета на конец отчетного года.
Новым является исчисление налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, установленного в отношении иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
Приведен к единому толкованию момент включения в налоговую базу объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.
Установлены особенности определения налоговой базы при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление.
По итогам отчетных периодов, соответственно, квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, производится уплата авансовых платежей, а сумма налога, подлежит уплате в бюджет по истечении налогового периода (календарный год), если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.
В настоящий момент, согласно порядку, установленному ст. 376 НК РФ, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1‑е число каждого месяца налогового периода и 1‑е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Хотя данный подход явно противоречит тому, что написано в п. 5 ст. 55 НК РФ, а именно, в нем сказано, что налоговым периодом по налогу на имущество, которое приобретено или реализовано после 1 января отчетного года, является время фактического нахождения имущества в собственности организации. Получается, если следовать вышеуказанной логике, то делить нужно не на 13, а на реальное количество месяцев, в течение которого имущество было в собственности организации.
Рассмотрим возможные ситуации уплаты налога:
а) имущество есть как на балансе головной организации, так и на балансе обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
В таком случае стоимость недвижимости, расположенной по местонахождению головной организации, включается в расчет налоговой базы по головной организации, а недвижимости, расположенной по местонахождению обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, – в расчет налоговой базы по этому обособленному подразделению.
б) обособленное подразделение не имеет отдельного баланса, но по его местонахождению расположен объект недвижимости.
Уплачивать налог на имущество по этому объекту, также как и сдавать налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по местонахождению этого имущества должно это обособленное подразделение.
Чтобы вычислить сумму налога, подлежащую уплате по местонахождению недвижимого имущества, нужно его среднюю стоимость за отчетный (налоговый) период умножить на ставку налога на имущество, действующую в регионе, где этот объект расположен.
в) объект недвижимости расположен вне местонахождения головной организации и обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.
В такой ситуации организации нужно отдельно рассчитывать налог на имущество и сдавать декларации по каждому объекту недвижимости, расположенному вне местонахождения головной организации и обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса. Налог определяется умножением средней стоимости объекта недвижимости за отчетный (налоговый) период на ставку налога, установленную в том регионе, где этот объект расположен [19, c. 32].
Если объект недвижимости фактически расположен на территории разных субъектов РФ, налоговая база по нему определяется отдельно. При исчислении налога в соответствующем субъекте РФ налоговая база принимается в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимости на территории соответствующего субъекта.