Анализ структуры и динамики поступления налога с продаж в 2000-2002 гг. в территориальные бюджеты Российской Федерации




 

апреля 2002 года на брифинге заместитель руководителя Департамента косвенных налогов В.С. Леви сообщил о поступлениях налога с продаж.

По словам Леви, «доля налога с продаж в региональных бюджетах постоянно увеличивается. Так, например, в 2000 году она составила - 4.5%, в 2001 году - 5%. В текущем году ожидается повышение доли налога в территориальных бюджетах до 5.4%».

Поступление налога с продаж в территориальные бюджеты в 2002 г. составляло 55 млрд. руб. против 45,1 млрд. руб. в 2001 г.

Предельная ставка налога с продаж установлена Федеральным законодательством в размере 5%. Законодательные органы субъектов Федерации в этом пределе устанавливают ставку на своей территории. С 2001 г. по Москве действовала пятипроцентная ставка.

Расчет стоимости товара с учетом налога с продаж очень прост. Например, стоимость товара с учетом НДС составляет 302 рубля 50 копеек без учета налога с продаж. К сумме прибавляются 5%: 302,5 руб. + 5% • 302,5 руб. = 317,6 руб.

Итого к оплате: 317 руб. 60 коп.

Итак, сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара (она включается налогоплательщиком в предъявляемую покупателю или заказчику цену товара). Подлежащая к уплате сумма налога с продаж должна определяться налогоплательщиком самостоятельно расчетным путем по итогам каждого отчетного периода. Для правильного определении суммы налога налогоплательщик ведет раздельный учет реализации товаров, работ и услуг, облагаемых налогом и освобождаемых от налога. В том случае, если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, он уплачивает налог с продаж от общей суммы реализации.

Поступления от налога с продаж, несомненно, дают ощутимое прибавление денежных средств в бюджет субъектов РФ. Например, поступления в бюджет Москвы за 1999 г. составили 2,31 млрд руб., а в 2000 г. с введением ставки 4% - уже 8,7 млрд.

Более 100 тыс. руб. было направлено на обеспечение бесплатными медикаментами льготных категорий граждан, на бесплатное зубо-протезирование, на приобретение бесплатных детских молочных смесей.

Несмотря на такие положительные на первый взгляд результаты, введение на территории РФ налога с продаж представляется достаточно спорным нововведением:

• во-первых, в стране и так невысока в целом покупательская способность населения;

• во-вторых, этот налог не несет перераспределительной нагрузки, ложась равным бременем на все население с разным уровнем доходов;

• в-третьих, взыскание этого налога в России не позволяет полностью обеспечить взыскание в бюджет всех собранных с населения сумм налога.

До сих пор большой удельный вес в розничной торговле и бытовом обслуживании населения занимает сектор, в котором отсутствует достоверный учет полученной наличной выручки, а следовательно, и собранных с населения сумм налога. Еще в 1993 г. был принят Федеральный закон о контрольно-кассовых машинах. Но в данный момент менее половины всего российского товарооборота проходит через торговые организации и предприятия бытового обслуживания населения, обладающие контрольно-кассовыми машинами, полностью пригодными для контроля за полнотой учета выручки и уплаты налогов, т.е. машинами, имеющими фискальную память и исключающими несанкционированный доступ.

По-прежнему некоторая часть рынка работает через «черный нал», следовательно, о контроле за собираемостью налога здесь говорить не приходится. Кроме того, предприниматели изобретают разнообразные способы по уходу от налога с продаж. Например, в законодательстве оплата продукции векселями и другими ценными бумагами не приравнивается к наличным расчетам. Пользуясь этим, дилер может приехать в магазин, продать магазину свой вексель и тут же забрать его в оплату поставленной продукции. Приезжая к производителю, дилер опять-таки покупает у него вексель, которым сразу же оплачивает поставляемую продукцию. Таких способов уже изобретено несколько вплоть до создания «виртуальной товарно-финансовой биржи».

Российские предприниматели изначально отрицательно отнеслись к налогу с продаж. С его введением планировалось снизить ставку НДС. Но сейчас, когда растут закупочные цены на сырье, ставка НДС остается на прежнем уровне, а ставка налога с продаж составляет почти повсеместно 4-5%, многие предприниматели попадают в тупик. Повышать цену на товары - не лучший выход в условиях конкуренции. Поэтому многие мелкие фирмы просто разоряются. Более крупные, чтобы остаться на пороге рентабельности, будут все же повышать цены. С 1 января 2004 года налог с продаж был отменен, и это, естественно, принесло потери региональным бюджетам. Но эти потери компенсируются расщеплением НДС между бюджетами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: