Роль налога с продаж в развитии косвенного налогообложения в РФ




 

Прообразом НДС считается налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная база бюджета в бывшем СССР. Налог с оборота возник при проведении налоговой реформы 30-х годов и просуществовал около 60 лет. Эти годы были периодом господства плановой экономики и жесткого централизованного регулирования цен, производства, распределения и доходов граждан. Налог с оборота был своего рода регулятором цен. По отдельным товарам (автомобили, водка, табак) он существенно завышал цену по сравнению с себестоимостью и имел черты косвенного налога. Однако налог с оборота не носил всеобщий характер, не имел единой ставки. Этим поддерживался искусственно низкий уровень цен на некоторые виды продукции, в том числе на продукты питания, военную технику, медикаменты, детский ассортимент товаров, книги и т.д.
Налог с оборота целиком аккумулировался в бюджет. Главным методом его взимания был метод разницы цен, при котором сумма налога рассчитывалась вычитанием из оптовых цен промышленности (без оптово-сбытовых скидок) оптовых цен предприятия. Такая система обеспечивала потребности планового хозяйства и являлась органичным элементом плановой экономики.
Переход к рынку означал формирование свободных рыночных цен и соответственно ликвидацию директивно установленных оптовых и розничных цен. В новых условиях исчезла возможность централизованного установления налога с оборота в прежнем его виде, встал вопрос о замене налога с оборота другим налогом, способным обеспечить в прежнем объеме формирование доходной части бюджета. Изучение мирового опыта показало, что существуют два вида налогов, способных заменить налог с оборота. Это налог на добавленную стоимость и налог с розничных продаж. Они являются налогами на потребление и взимаются, когда люди тратят деньги, а не зарабатывают.

Налог с продаж являлся социально значимым налогом: 60% его поступало в региональные бюджеты, 40% - в бюджеты муниципалитетов для адресной поддержки социально незащищенных групп населения, для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, в том числе врачам и учителям. С рассмотрением вопроса о законности этого налога в высших судебных инстанциях и слухах об отмене налога с продаж его поступления заметно снижались, что в 2001 году затрудняло финансирование этих категорий населения.

Налог с продаж был введен в систему налогового законодательства в 1999 г. Однако введение этого налога вызвало огромное количество вопросов. Первая попытка введения налога с продаж была предпринята еще в СССР - в 1991 г., и уже тогда породила резко негативную реакцию со стороны как населения, так и исполнительных и законодательных органов власти.

В планируемом объеме этот налог менее чем за год своего существования так и не был собран, а когда в 1992 г. был введен НДС, налог с продаж решено было отменить. Вторично он был введен в 1998 г. с принятием Закона РФ от 31 июля 1998 г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

По своему характеру налог с продаж является косвенным, а косвенное налог обложение - это один из самых стабильных источников поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Изначально предполагалось, что после введения налога с продаж уменьшится ставка налога на добавленную стоимость - до 15%. Но никаких шагов законодательными органами в этой области не было предпринято, и основная ставка НДС по-прежнему оставалась на уровне 20%, а налог с продаж был введен как дополнительный косвенный налог, основная тяжесть которого ложится на конечного потребителя товаров, работ и услуг, т.е. на население.

Следует отметить, что в мировой практике не наблюдалось случаев, когда в экономике одной страны одновременно действуют два этих взаимоисключающих налога на потребление. Например, в большинстве стран ЕС действует НДС, но отменен налог с продаж. В США, напротив, имеет место налог с продаж, но нет НДС.

Рассмотрим основные характеристики налога с продаж.

Налог с продаж являлся региональным налогом и поступал в бюджет субъекта РФ, который его ввел.

Законодательно налог с продаж регламентировался Главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27.11.2001 №148-ФЗ;

Законом города Москвы от 09.11.2001 г. №57 «О налоге с продаж».

С введением в действие налога с продаж на территории соответствующих субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 статьи 20, а также подпунктами «г», «е», «и-ц», пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.11.2001 №148-ФЗ).

Налогоплательщиками налога с продаж признавались:

организации;

индивидуальные предприниматели.

Предприятия являлись налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

Максимальная ставка налога с продаж утверждена Налоговым кодексом РФ в размере 5%. Конкретную ставку в пределах этой величины устанавливает субъект Российской Федерации. Законом города Москвы установлена налоговая ставка в размере 5 процентов.

Согласно НК РФ не допускалось установление дифференцированных налоговых ставок по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки и в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включала в себя НДС, а для подакцизных товаров - и акцизы.

Сумма налога с продаж рассчитывалась умножением суммы выручки, полученной от реализации товара, на соответствующую расчетную ставку.

Реализуя товар (работы, услуги) налогоплательщик включал сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Датой признания объектом налогообложения по налогу с продаж, считался день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков или день поступления выручки в кассу. В случае передачи товаров (работ, услуг) покупателю в обмен на другие товары (работы, услуги) - в день передачи товаров (работ, услуг).

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, определялась по итогам каждого налогового периода. Налоговый период был установлен как календарный месяц. Сумма налога определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и законов, принятых субъектами РФ.

Срок подачи налоговой декларации был установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики были обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по утвержденной форме.

Срок уплаты налога за истекший период был установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога с продаж зачислялась в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По состоянию на 2000 г., налог с продаж был введен в 75 субъектах РФ из 89, причем его ставку законодатели на местах в большинстве случаев установили по максимуму: 5%.

За последние 30 лет индустриальные страны постепенно переходили к налогам на потребление. Особенно популярным стал НДС, имеющий некоторые общие черты с налогом с оборота. И тот и другой многоступенчатые и взимаются на всех стадиях движения товаров до конечного потребителя. Однако в отличие от налога с оборота из начисленной суммы НДС вычитается НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров. Являясь по сути налогом на потребление, при определенных условиях НДС может выступать фактором, сдерживающим производство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: