Циничный жест экранного Бельмондо (с бокалом пива) по отношению к своему реальному другу – актёру Мишелю Бону в фильме «Кто есть кто» (1979) Жоржа Лотнера




НЕПРИГЛЯДНАЯ ПРАВДА ОБ УСОПШЕМ АКТЁРЕ

(часть 2)

Циничный жест экранного Бельмондо (с бокалом пива) по отношению к своему реальному другу – актёру Мишелю Бону в фильме «Кто есть кто» (1979) Жоржа Лотнера

Это произошло ещё в разгар нашей "перестройки", году в 1988-ом или 1989-ом. На французском авиалайнере в полёте произошла аварийная ситуация. Экипаж не смог утаить случившегося от своих подопечных и неприятная весть проникла в пассажирский салон. Началась паника. Один из пассажиров вдруг подбежал к сидевшему в vip-салоне Жану-Полю Бельмондо и закричал: "Ну сделайте же вы что-нибудь!". Какова была непосредственная реакция самого артиста на этот житейский "тест" - таблоиды умалчивают. Но когда спустя какое-то время его спрашивали о подобных инцидентах Жан-Поль отвечал: "Люди иногда слишком буквально воспринимают нас, актёров. Многим и впрямь кажется, что Бельмондо и в жизни с лёгкостью одолевает своих врагов, быстро справляется с невыполнимыми трудностями, забывая о том, что мы - артисты существуем лишь для того, чтобы дать возможность им помечтать". Тогда неизбежен вопрос: что толку в такой мечтательности, если она не имеет под собой (даже частицы) реальных героических "активов"? А если эта "мечтательность" возведёт стену между человеком и благонравными нормами поведения? Если она доведёт его состояние до идолопоклонского неадеквата? (Ваш покорный слуга однажды так намечтался "по системе Бельмондо", что в пылу кумирной экзальтации - дело было в армии - чуть-было не совершил уголовно наказуемое преступление - прим. автора).

В мае 1983 года на съёмках криминального боевика о наркомафии «Человек вне закона» (Le Marginal) Жака Дерея

----------------------------------------------------------------------

Диву даёшься, до каких "регалий" может молниносно "дослужиться" тот, кто рискнёт усомниться в праведности тех или иных столпов шоу-бизнеса. Болезнь общества и впрямь имеет серьёзную стадию запущенности, если оно в порыве стадного инстинкта, активно подогреваемого СМИ, возводит на пьедестал тех, кто всю свою жизнь безсовестно помыкал людьми, сооружая себе суперзвёздную карьеру на доверчивости зрительских масс.

Комиссар Станислас Боровиц в «Кто есть кто» (1979) Жоржа Лотнера

----------------------------------------------------

Четверть века назад, когда автор данного повествования едва ли не еженедельно упоминал с придыханием имя любимого Жана-Поля Бельмондо в своих авторских телепрограммах на днепропетровском частном ТВ, он и не предполагал, что со временем Кто-то Свыше сподобит его пробуждения от многолетнего идолопоклонского анабиоза. Должен признаться, что прозрение по части "бельмондизма" оказалось для меня очень неприятным. Даже более неприятным, чем негодование той сквернословной публики, которая стала источать злословие после публикации моей первой статьи.

----------------------------------------------------------------------------

Камнем преткновения было то обстоятельство, что соотнося любимые фильмы с участием Жана-Поля с азами своей культурологической религии - а именно Православия - ты обнаруживал их полную моральную несовместимость. Оказалось, что под ширмой безбрежного белозубого обаяния "индустрия Бельмондо" вперяла моему и ещё трём поколениям людей целый "клондайк" всевозможных низостей. Все его культовые киногерои (за исключением священника Леона Морена), начиная с безтолково-репортажного, псевдошедевра "На последнем дыхании" (1959) режиссёра-богоборца Жана-Люка Годара вовсю попирали 10 заповедей и нормы общественного этикета. Нескончаемые грабители, секретные агенты, ловеласы, разбойники, мошенники, вояки-мздоимцы и безпринципные полицейские насаждали с экрана свою антимораль, преподнося все эти "кушанья" в обаятельной фейеверковой палитре.

Взять, к примеру, пресловутого "Профессионала", под музыку из которого рыдала вся Франция и постсоветские страны, наблюдая за похоронами кумира 10 сентября 2021 года. Почему ни один принципиальный популярный критик или психолог за 40 лет существования в социуме данной приключенческой "кинореликвии" не разобрал знаковый её по этическим "запчастям"? Это что - преступно или антиобщественно? Или не отвечает "канонам" созданной вокруг артиста мифологии? Тогда, простите, но по факту разгоревшейся в начале сентября 2021 года на страницах "Живого журнала" (live journel) дискуссии, данную миссию возьмём на себя уже мы. Тем более, что необходимость "разбора полётов" как киношлягеров Бебеля, так и его карьеры в целом, назрела как никогда. Уж сильно ополчились на нас всевозможные оппоненты. Причём, и те, кто мнит себя эрудированными интеллектуалами. Итак, легендарный "Профессионал"...

... Агент французской правительственной спецслужбы Жосслен Бомон (среди друзей Жосс) был завербован на убийство негритянского диктатора Нжала в вымышленной африканской Малагвайе, а потом продан своими работодателями в качестве "разменной монеты" и отправлен на каторжные каменоломни. Через два года он "плакатно" бежит оттуда и добравшись до Парижа решает отомстить своему начальству (а в его лице и своей неблагодарной родине) актом профессионального воздаяния. Закалившись на малагвайской "парилке" Бомон нацелен уничтожить ненавистного негра во время его предстоящего визита в Париж. И у секретной службы начинается головная боль.

В вальяжных пируэтах действий Жосса массовый зритель как-то автоматически пропускает мимо критического фильтра тот факт, что для претворения в жизнь своей вендетты герой Бельмондо руководствуется отнюдь не робингудовским благородством, а банальным профессиональным тщеславием. По сути, он ведёт себя как "обутый" одноклассниками великовозрастный школяр, которого изгнали с престижной вечеринки (мол, я вам ещё покажу на что способен!). И ради этого ему плевать на всех и вся, включая и его же собственную жену Жанну (Элизабет Маргони), которую он - помимо её воли - превращает в инструмент своих диверсий.

"Твоё появление здесь, что это? Любовь или провокационный ход?" - неожиданно прозрев на супружеском ложе спрашивает Жанна своего благоверного. И уже наутро становится жертвой жёстких допросов с побоями и унизительным раздеванием, которые едва не заканчиваются лесбийским изнасилованием [со стороны агентурной отмороженной извращенки].

Жёсткий допрос жены героя Жанны (Элизабет Маргони, справа) со стороны лесбиянки из группы устрашения

--------------------------------------------------------------------------

А что же симпатяга Жосс? - А он наблюдает за всем этим балаганом, спрятавшись за горшки с гортензией из зелёного уголка роскошной квартиры. Великий супермен не может себе позволить вмешаться, иначе он будет обнаруженным. Уже потом Бомон-таки выпрыгнет из укрытия, утопит в ванной садистку, а в кафетерии эффектно набьёт морду избивавшему Жанну длинноволосому инспектору с противной рожей по фамилии Фарш (Бернар Донадье), устаканив таким образом зрительские эмоции.

Но осмысливает ли публика тот факт, что авторам вполне было бы под силу придумать и снять куда более благовидный вариант этих разборок? - Обывателю, завороженному от лучезарной усмешки одетого в кожаную куртку Бебеля и невдомёк, что команда звезды специально выстроила перед его глазами именно такую композицию. Пойди киногруппа навстречу более благовоспитанной публике, тогда им бы не удалось попотчевать нас полушоковым женским стриптизом. Перед нами - откровенно растлевающий, дешёвый приём.

Ну а далее следуют продуманно небрежные миграции героя по разным районам французской столицы. Демонстрируются его театрализованные уловки, импровизации. А циничный удар по лицу чопорного бедолаги в дверном проёме отеля у номера 1056? - С расхожей присказкой: "Жосс Бомон! Шпионаж и драки!"?

Сальваторе Вальфони (неоднократно битый своим именитым другом на экране актёр Пьер Вернье)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причём, получивший по своей птичьей физиономии персонаж абсолютно не причастен к поединку Бомона ни с негритянской хунтой, ни с госбезопасностью, ни с полицией. Как и многое другое в этой деланной истории сей бедняга Сальваторе "подтянут со стороны" ради пущего эффекта. В скобках: играет сего эпизодника не какой-нибудь лицедей из массовки, но натуральный друг главной звезды - артист Пьер Вернье. Его неоднократно битую персону мы ещё вспомним.

Потом команда Бельмондо и Лотнера демонстрирует посещения героем пеньюарной любовницы чернокожего диктатора Дорис Фредриксен (Мари-Кристин Дескуар). Затем происходит и любовное рандеву Бомона с его неофициальной подружкой из секретной службы Алисой (Сириель Клер), с коей неотразимый Жосс тоже интимно проведёт время. Как обязательный ингридиент в сюжет впихивается и автомобильная баталия на Елисейских полях, перетекающая на ступени престижного Трокадеро у Эйфелевой башни.

 

Особое место в ленте уделяется убийству Бомоном на уличной дуэли своего заклятого врага Розена (Робер Оссейн), сопровождаемого всем известной оркестрово-скрипичной сюитой Морриконе. Вся эта надменная эпопея героя постепенно причаливает к пафосному финалу, где Жосс, проникнув в покои афропрезидента, подставляет Нжала под пулю французского снайпера Фарша. - Того самого, что допрашивал его жену, а потом схлопотал по роже в бистро.

Бомон (Бельмондо) и его будущий убийца инспектор Фарш (Бернар Донадье)

--------------------------------------------------------------------------------------

Месть совершена, противник повержен, коллеги-предатели "загнаны в стойло". И ну и что дальше? А дальше спецорганы - в телефонном режиме с министром - начинают решать участь горделивого одиночки. Играя между собой в словесный пинг-понг упитанный полковник Мартен (Жан-Луи Ришар) и лощёный министр (Жан Дезайи) пытаются каждый по-своему "прикрыть себя" наиболее оптимальной комбинацией. Что делать: отпустить Бомона или остановить? И гламурный политик даёт отмашку на ликвидацию авантюрного смутьяна.

Предчувствуя скорую смерть, Бомон идёт по обширному газону французского замка в направлении вертолёта, лелея утопическую мечту воспользоваться им и улететь за горизонт. Но автоматная очередь в спину (опять-таки от негодяя-Фарша), прошивая его куртку, сражает агента-профессионала у самого трапа винтокрылой машины.

 

 

 

 

 

 

 

Эффектно падая на зелёную лужайку, экранный Бельмондо (не забываем, что он - кинозвезда-продюсер) под дежурно-сентиментальную музыку итальянского маэстро, как бы, даёт наказ вертолётному оператору снимать удалённую панораму его бездыханного персонажа, "мученическая" душа которого воспарила к Небесам (!). И надо признать, что сей претенциозный приём сделал своё гипнозное дело, увековечив сомнительный киномиф в умах людей.

Преподносится всё это со знанием дела, обрамляя, по сути, странные самовлюблённые похождения эгоистичного плейбоя едва ли не в философию. В этакий французский, шпионажный киновариант древнегреческой трагедии. И в чём же благородство такого героя? Вопрос-то, по большому счёту, открытый.

Однако подобная непопулярная оценка «непререкаемой классики», несмотря на свои аргументы, уверен, вызовет очередной шквал обвинений в «кликушестве» со стороны оскорблённых почитателей отошедшего в иной мир кинокарьериста. Хотя кликушеством и печатным "выпендрёжем" (вспоминаю ещё одно ругательство, высказанное им по нашему адресу) можно было бы без труда обозначить и действия того моего оппонента, который в одной из своих книг от 2005 года издевательски поносил жизнь и творчество другой «непререкаемой» личности – украинского поэта Тараса Шевченко. Речь идёт о книге "Русь нерусская". И это при том, что "великого кобзаря" данный эксперт критиковал (и как самозабвенно!) лишь по тем скудным документам и субъективным высказываниям современников (у коих могли быть свои амбиции), выявленным им в литературных печатных архивах. Что ж, дело благородное. Но... визуальных свидетельств у данного критика Шевченко, по определению, быть не может, поскольку объект его исследования принадлежит к XIX веку.

У нас же, судя по всему, более твёрдая почва под ногами, ибо нелицеприятные выводы о Бельмондо делаются автором данных строк на основе многолетнего исследования его жизни, на изучении реальных многочисленных видеовысказываний звезды. На основе кадров кино- и фотохроники, на анализе настоящих и весьма показательных интервью артиста, записанных нами в разное время ещё на видеокассеты. На штудировании разных книг и статей о нём в толстых киножурналах. На неоднократном пересмотре... очень наглядных фильмов с Бельмондо.

На съёмках «Человека вне закона» (май 1983 г., слева – пожизненный гримёр Бельмондо – его друг армянского происхождения Шарли Кобессерян)

-----------------------------------------------------------------------------------------

 

Тот, кто в начале своей карьеры в конце 1950-начале 1960-х так рьяно выступал против опостылевших ему "буржуазных тисков", впоследствии сам превратился в убеждённого буржуа. И в этом не было бы ничего критического, если бы у этого буржуа хватило покаянного трезвомыслия осознать греховность своих деяний. Как на экране, так и в жизни. Несмотря на всю демократичность своего общения с публикой Жан-Поль Бельмондо все 88 лет своего земного странствования, большей частью, оставался "человеком развлечений". Причём, развлечений кощунственных.

Конечно, в арсенале его жестоких криминальных лент и сомнительных фанфаронских комедий были свои редкие проблески в сумерках, вроде до сих пор любимого мною (увы, тоже полного циничного насилия) мужского фильма-действия "Частный детектив" (L`Alpagueur, 1976) Филиппа Лабро с мощной музыкой недооценённого Мишеля Коломбье. По силе воздействия, данная музыкальная работа ничем не уступает (даже превосходит по своей грустноватой, напористой харизме) расхожие, "профессиональные" композиции Морриконе.

«Наводчик» под липовым именем Джонни Ляфон (Бельмондо) берёт в плен главаря банды Спицера (Жан Негрони). Кадр из фильма «Частный детектив» (1976) Филиппа Лабро

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Безымянный герой сей киноистории - хваткий, засекреченный охотник за бандитами. И, естественно, охотник за большими деньгами, которые он получает "чёрным налом" в конверте от Министерства юстиции. Своего рода "наводчик", агент теневого контракта (предтеча Жосса Бомона, если хотите), который борется с уголовщиной в обход закона, без формальностей. В погоне за очередным крупным кушем он, когда надо, безпринципно ударит соперника в спину или хорошо поставленным оперкотом засадит ему в ту часть организма, где мужчине от подобного рукоприкладства становится особенно больно (обсуждение сиих нездоровых дивертисментов актёра ещё впереди - прим. автора).

Учитывая эффективность его работы Минюст был готов прикрывать этого рискового профи и впредь, покуда тот не привязался к 20-летнему криминальному малолетке Коста (Патрик Фьерри), в камеру к которому он был подсажен по заданию: для выведывания информации об опасном преступнике по кличке Ястреб. В богатых - на острые события - лабиринтах крепко сколоченного, "осеннего сюжета" герой Бельмондо (несмотря на свою показную лихость) еле заметными штрихами начинает поворачиваться к наблюдающей за ним публике несколько непривычной стороной. Какой именно?..

Необычный, сопереживательный взгляд Бельмондо-супермена в харизматичном криминальном поляре «Частный детектив» (1976)

-------------------------------------------------------------------------------

Сначала он принуждает своих высокопоставленных нанимателей прикрыть деньгами его побег из тюрьмы вместе с юным сокамерником. Затем очертя голову бежит - в знаменитой сцене марафонской пробежки за автоцистерной - выручать Коста, когда тот попадает в плен к дальнобойщикам (хотя это было ему, по сути-то, невыгодно). И как-то доверительно - что странно для специалиста его уровня - раскрывает приглянувшемуся юнцу своё инкогнито. - По ходу посвящая безпризорника и в собственную заветную мечту о накоплении денег для покупки маленького тропического острова (где он хотел бы осесть, когда уйдёт на покой). Матёрый одиночка вдруг увидел в заурядной "шпане" несостоявшуюся личность, неприкаянного неудачника, коий в силу роковых обстоятельств вынужден был пойти "по воровской".

Мечтает об острове вместе с ним и наивный Коста, пока его - как опасного свидетеля - не убивает тот самый Ястреб (Бруно Кремер), подцепивший парня месяц назад для дерзкого нападения в центре Парижа на ювелирный ломбард. И вот этот авантюрный честолюбивый эгоист, которого ничего не интересовало кроме пачек франков в крупных купюрах, прекрасно осознавая роковую для себя перспективу, наплевав на вожделенные фантазии о тропическом рае, решается на заведомо мёртвое дело. Выследив Ястреба в ресторанном салоне самолёта, где элегантный преступник-гомосексуалист официально работал стюардом, "наводчик"... нарушает железный контракт. Желая отомстить за смерть неблагополучного, 20-летнего малолетки, к которому он успел дружески привязаться, экранный Бебель, спровоцировав убийцу на схватку, самолично уничтожает кровавого оборотня. И понимает, что засветив своё существование, отныне он обречён. Ибо с этой минуты для своих работадателей из министерского ведомства он стал большой проблемой...

Возможно, это нравственные крохи, но даже их мы не увидим в прочих кинохитах актёра. Любопытный момент: и в "Профессионале", и в "Частном детективе" Бельмондо воплощает секретных агентов. Но по финальным действиям их идейный мир всё же разнится. Если в Жосс Бомон обречённо умирает в порыве заносчивого азарта, то центральное лицо фильма Лабро - в некотором роде - идёт на мужественное самоотречение ради ближнего (как он это понимает в силу своего пошатнувшегося охотничьего мышления).

-------------------------------------------------------------------

Однако эти - с такой скрупулёзностью рассмотренные - вспышки озарений тут же захлёстывались в жизни артиста его "магистральной" атрибутикой. Он любил повторять: "Кино - это же не месса. Оно имеет право на некоторые вольности. Ибо оно дарит людям мечту!". Итак, снова мечтательные "воздушные замки". Снова грёзы, воздвигнутые в абсолют, как средство служения "великим целям". Однако методы создания этих грёз [для нас с вами] - "самые милые".

В прошлом материале мы изложили хроникёрные факты о проказах Бебеля на съёмках "Великолепного" (1973) в Мексике. А вот свидетельства самого Бельмондо о том, что он творил за 10 лет до этого в Бразилии при работе над "Человеком из Рио" (1963) того же режиссёра Филиппа Де Брока (сжимаем сии откровения до более читаемого формата): "Больше всего я забавлялся в Манаусе. Мы пускали крокодилов в ванной, и горничные отказывались убирать комнаты... А битва с помощью талька!.. А мука, которой мы набили кондиционеры? Помнишь (обращается к Де Брока)?.. А петарды на улицах Манауса? Они были огромные. Началась паника в городе... Актёра нельзя притормаживать. Режиссёр не должен его сдерживать. Мне кажется, нужно дать волю его фантазии".

Развлечения Жана-Поля Бельмондо на съёмках, вероятно, «Великолепного» в Мексике (1973 год). Слева Шарли Кобессерьян

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Если человек, который всю жизнь прилюдно исповедовал такие антиобщественные принципы, становится для самого общества и масс-медиа неким фетишем, из-за которого в его стране был объявлен общенациональный траур с размашистыми похоронами, то... (вынужденно повторяем уже сказанную выше мысль) ЗДОРоВО ЛИ ОНО? Баловень земной судьбы, который до поры-до времени всё время выставлял напоказ свою пышущую телесную стать, жил припеваючи и своим экранным образом расшатывал основы хорошего тона, уйдя на Божий суд на 89-м году жизни, воспринимается теплохладными обывателями в качестве всеми любимого "святого старца".

Поделюсь с думающим читателем ещё одним наблюдением. В 2011 году было больно смотреть как этот вроде бы убелённый сединами "старчик" на Каннском кинофестивале попал в очень двусмысленную ситуацию. На том смотре 78-летний Жан-Поль удостоился особого чествования и "Золотой пальмовой ветви" за выслугу лет в кино. Но не только их. Отважно молодясь и прилетев на вертолёте в Канны вместе с 35-летней жгучей любовницей-аферисткой Барбарой Гандольфи (о ней более подробно читайте в первой публикации-прим. автора) звезда "Чудовища" и "Профессионала" вместе с дифирамбами в свой адрес был вынужден терпеть и почти унизительные панибратские номера от своих так называемых друзей и коллег. Оказалось, что в средУ настоящих приятелей артиста затесались и те, кто был не прочь неблагородно попиарится за счёт немощного актёра-ветерана, осознавая его проигрышное положение. В частности, тогда ещё живой актёр Ги Бедос (умер в 2020-м от коронавируса) и славящийся своим наглым поведением звезда фильма "Такси", араб Сами Насери не упустили случая, чтобы потрепать полупарализованного Бельмондо по щекам, активно куражась возле больного героя фестивальной программы. Жесты, которые были просто недопустимы - даже для близких друзей - 40 лет назад, когда Жан-Поль находился в зените своей кинолимпийской славы.

Многие могут сказать: вот вы пытаетесь развенчать шумиху вокруг широко освещённых похорон Бельмондо, а кто должен, по вашему мнению, был удостоится такой чести? Скажу как есть: просто не знаю. Однако мне представляется, что средства массовой информации должным образом могут освещать и кончину тех людей, которые при жизни нашли в себе силы порвать с грязным прошлым. В индустрии развлечений такие личности, конечно, редкость. Но они есть. И если уход из жизни всенародно любимого, одумавшегося музыканта и актёра Петра Мамонова постсоветские масс-медиа почтили некоторым вниманием (и это правильно!), то на ряд других персон снимающая и пишущая братия словно наложила своё вето.

----------------------------------------------------------------

Созерцая эпическое прощание с Бельмондо, я автоматически вспоминал, например, об американской поп-звезде 1980-х Вэнити или о бывшей порноактрисе Шелли Лаббен. Первая, родом из Канады, с настоящим именем Дэниз Катарина Мэттьюз в своё время попала в клан и в постельные подружки известного поп-идола Принса. Сей бесполый Пигмалион навязал ей сценический псевдоним Вэнити (что значит "тщеславие"). В воронке музыкально-танцевального шоу-бизнеса красавица-мулатка вела кипучую, блудную жизнь с наркотиками, пьянками, разными любовниками, снималась в нескольких фильмах и сериалах, покуда в 1994 году чуть было не умерла от передозировки кокаина, смешанного с другой дрянью.

В состоянии клинической смерти - как призналась сама актриса - ей явился сам Христос и дал понять, что если она хочет жить дальше, то ей необходимо отказаться от своего псевдонима (т.е. от... тщеславия!). И придя в себя Дэниз Катарина Мэттьюз резко порвала в шоу-бизнесом, воцерковилась (по-протестантски), выбросила на помойку все свои награды и даже видеокассеты с собственными клипами. Но самое примечательное то, что ещё дееспособная для музыкальной индустрии девушка стала не просто отвергать былую работу, но к удивлению близких и коллег начала отказываться о тех денег, которые ей продолжали комиссионно "капать" за проданные пластинки и видеопрограммы (считая это грешным делом). В помешанной на долларах Америке - это нечто немыслимое. Потом Дэниз выпустила книгу "Обвиняется в тщеславии: Голливуд - ад и рай", где разоблачала адскую сущность "фабрики грёз" США.

Так почему же, когда 15 февраля 2016 года бывшая Вэнити скончалась в возрасте 57 лет от мучивших её почечных болей в госпитале калифорнийского Фримонта, этот факт смерти [действительно интересного и достойного внимания] человека мировые пресса и ТВ равнодушно "пролистали" в одноразовой подаче? Не более.

-----------------------------------------------------------------

С Шелли Лаббен (1968-2019) ситуация ещё более примечательная. В 9-летнем возрасте красивая светловолосая девчушка претерпела изнасилование, затем стала на путь уличной проституции, а далее её занесло в челюсти скотского порнобизнеса. Причём, именно порнографическую индустрию Шелли впоследствии характеризовала - в отличие от проституции - как куда более страшную и конкретную "территорию дьявола".

Шелли Лаббен (1968-2019). Её непонятная смерть до сих пор окружена туманом

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Снявшись в нескольких десятках грязных опусов, она под давлением жизненных невзгод и едва не покончив с собой, оказывается на перепутье. Приходит к Богу, разворачивает свою жизнь на 180 градусов и, практически, в одиночку, начинает бороться с сатанинским спрутом порнобизнеса. Потом она организует команду единомышленниц, создаст свою общественную организацию "Розовый крест" (Pink Cross), помогающую несчастным девушкам и парням порвать с мерзким промыслом, будет устраивать митинги протеста у мест проведения порнофестивалей и у штаб-квартир порномагнатов. Самолично вытащит из сексрабства нескольких девчат. То есть, перед нами (как и в случае с Вэнити) - конкретный современный, американский (увы, протестантский) человеческий аналог святой Марии Египетской. Нужно знать, из какой грязи Шелли Лаббен восстала, чтобы оценить силу её подвигов во имя христианской, человеческой взаимовыручки. Вот он - осмысленный и благонамеренный бунт "профессионала" против своих экс-патронов, которые пытались её утопить в трясине тотального разврата. (Жосс Бомон ей - просто не чета). Вот кому теперешним масс-медиа следовало бы посвящать свои репортажи, передачи, фильмы и жизнеописательные исследования! Почему же внезапная смерть при таинственных обстоятельствах этой 50-летней женской личности в 2019 году, которую следовало бы ставить в пример подрастающему поколению, была окутана заговором информационной блокады?..

-----------------------------------------------------------------

Но вернёмся к Жану-Полю Бельмондо. 40 лет назад, в понедельник 9 ноября 1981 года в нашем Днепропетровске стартовал прокат предыдущего -перед "Профессионалом" - шлягера Бельмондо и режиссёра Жоржа Лотнера "Игра в четыре руки" (держим в уме, что эта двоица в 1978 году стряпала и циничного "Кто есть кто", о котором мы размышляли в предыдущем обзоре, вызвашем столько споров и нецензурных нареканий). В самой Франции лента получила название "Le Guignolo", что можно перевести, как "Паяц", "Шут гороховый", "Вор-неудачник".

Аферист Александр Дюпре (Бельмондо), его подружка-путана Джина-«Прилипало» (Карла Романелли) и Ахилл (Мишель Галабрю). Трио сомнительных героев «Игры в четыре руки»)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Помню, как толпы днепрян в этот день кинулись с 8-ми утра осаждать три кассы центрального широкоформатного кинотеатра "Панорама" в надежде увидеть очередную приключенческую феерию от модного кинофранцуза. Попасть на "Игру в четыре руки" в день премьеры нам, мальчуганам, было просто не под силу. Да и пугающая надпись "Кроме детей до 16 лет" умножала на ноль наши прозападные культпоходные притязания. В этот день пришлось ограничиться параллельно-вышедшим в другом кинотеатре, отечественным "Ответным ходом", продолжением всенародно полюбившегося, армейского боевика "В зоне особого внимания".

Однако на завтра, во вторник 10 ноября, путём неимоверных ухищрений, сорвавшись с уроков, нам удалось попасть на "Игру в четыре руки". Именно в "Панораму", на сеанс в 16.00. И оказалось, что очень ожидаемый блокбастер из Франции вызвал почти разочарование, в коем самому себе не хотелось признаваться.

Во-первых, Жан-Поль был неудачно дублирован говорящим "в нос" Сергеем Юрским, в чём наблюдался явный технический прокол режиссёра дубляжа Георгия Калитиевского. После "эталонных" Белявского ("Кто есть кто"), Караченцова ("Чудовище") и Демьяненко ("Частный детектив" с "Великолепным") это был полный русскоязычный провал.

Во-вторых, фильм был произведён в какой-то витиеватой, если не сказать "ходульной", манере. Вспоминаю, что подавляющее большинство зрителей, выходивших из битком набитого зала, пытались догадаться: что же им только что показали? - Шпионский детектив ли, водевиль с переодеваниями или комедию?

Здесь рискнём высказать гипотезу, которая многим может показаться абсурдной. Так как в этом непритязательном зрелище 41-летней давности мы уследили кое-что мистически существенное. Фильмом "Guignolo" Жан-Поль Бельмондо языком развлекательного кинематографа как бы криптографически зашифровал ряд важных событий своей дальнейшей земной судьбы. Версию о слепых совпадениях мы оставим для наивных киноведов и скептиков. Конспирологически "Игра в четыре руки" сейчас воспринимается, как киношифровка некоего паранормального проекта. Но об этом чуть позже.

... Меняя тюремную робу на экзотический голубой тюрбан, а тюрбан на парадный китель виконта, герой фильма Александр Дюпре мошеннически юлил то на палубе комфортабельного океанского лайнера, то в замке немецкого графа, то в водных лабиринтах Венеции. Желая нагреть доверчивых толстосумов на кругленькие суммы и уклоняясь от новой кутузки, Александр вовсю менял и постельных партнёрш.

И снова жажда денег, женщин и авантюрно-фешенебельной "красивой жизни", которые мы уже обильно пронаблюдали до этого в "Великолепном", "Повторном браке", "Картуше", "Чудовище" и "Кто есть кто". И как в случае с "Кто есть кто" неким вторым фоном в голове всплывал вопрос: над чем Бельмондо и его компания нас заставляют здесь "сушить зубы"? Фильм не был смешным, в лучшем случае забавным. Но каков был характер его юмора, шуток? - Всех, кто ему мешает "весело проводить время" месье Дюпре буффонадным движением ноги бьёт в промежность. Так, ради забавы. Его туповатые жертвы так и воют - как волки на луну - от невыносимой боли. И первым, чей пах удостаивается такой "чести" от Дюпре-Бельмондо снова оказывается его закадычный друг - актёр Пьер Вернье в роли ущербного графа Гельмута (вообще, не мешало бы отдельно поговорить о том - скольких своих друзей из реальной жизни объект нашего рассказа пинал и всячески унижал на экране, будь-то Мишель Бон, Шарль Жерар, тот же Вернье, каскадёр Мишель Беррёр, Морис Озель или Жан Рошфор). Тем, кому эта нижепоясная "находка" пришлась по вкусу, её несколько раз ритмично распределяют по ходу сюжета в качестве "впрыскивания" от зевоты.

Потом вальяжный Александр, дурашливо играя похоронный марш и комикуя над ситуацией, резким хлопком крышки рояля перебивает на обеих руках пальцы персидскому мафиозному дипломату Камалю (итальянец Паоло Боначелли). Да так, что у того сразу брызнули слёзы. Очень смешно? - Заглатившим такой фасон юмора кинообывателям банда Бебеля делает ещё несколько своеобразных подношений.

 

Кстати, мы забыли упомянуть знаковый примечательный номер. Дабы разжалобить великосветского недотёпу Гельмута герой Бебеля, ради корысти, пытается инсценировать самоубийство. И накидывает себе петлю на шею. Затянув через свой сплющенный боксёрский нос побольше воздуха великий лицедей французского кино вешается на роскошной хрустальной люстре, корячась на ней до тех пор, пока она не обрывается ему на башку вместе со штукатуркой. Зал автоматически хохочет, абсолютно не думая о том, что авторы "нашёптывают" ему на подкорку вполне натуральную пропаганду висельного суицида.

После неудачного самоповешения с великосветской мошенницей Памелой (Мирелла Д`Анджело)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

В паузах между балаганными блефами героя-ловеласа создатели демонстрируют реактивный снос Александром на катере стекляно-дверного фасада венецианского отеля "Даниэле", убийство в аэропорту некоего Фреше (Мишель Бон), убийство из снайперской винтовки [в спину] водного таксиста в катере, убийство тонкогубой блондинки в фиолетовом комбинезоне, выдававшей себя за вдову Фреше на мрачно фешенебельной квартире.

Если думаете, что на этом акты человекоумерщвлений в данном чёрном водевиле заканчиваются, то ошибаетесь. Так как потом следует кровавое убийство лысого японца в лоб. И.... голый труп негритянской девушки, подсунутой контрразведкой Александру в качестве "медовой ловушки" (с попутной рекламой межрасовых половых сношений. Эта - явно вставная - сцена, слава Богу, была вырезана в советской версии ленты). Примечание: у негритянки была также прострелена грудь, как и у проститутки Риты Черутти в прологе предыдущего опуса от Бельмондо-Лотнера "Кто есть кто", коий мы по новой вынуждены вспомнить. Как и тот непреложный факт, что в фильмографии Жоржа Лотнера полушоковые, огнестрельные убийства голых девиц рефреном проходили через многие его опусы, включая и другую прокатную в СССР криминальщину "Жил-был полицейский" (1972), где красивая манекенщица была живодёрски убиена киллером прямо под лампой для загара.

 

Эта приключенческая феерия не только выдаёт индульгенцию заведомо безнравственному проходимцу, но и к финалу делает его настоящим героем Франции. Ни больше - ни меньше. После всех венецианских похождений с его охотой за розовой зажигалкой - в которую был спрятан микрофильм государственной важности - Александр, по воле создателей, получает такой карт-бланш, которому мог бы позавидовать любой представитель голубой крови или миллиардер. Он не только не попадает под уголовную ответственность (чем раздражает офицеров безопасности), но с полицейской мотоциклетной кавалькадой через Триумфальную арку бравурно въезжает в Елисейский дворец (!), где его принимают как долгожданного гостя.

И тут внимание - начинаются странные аналогии с фактами последующей жизни самого Бельмондо. Мошенник Дюпре получает от президента республики Орден Почётного легиона (через пару-тройку лет сей же награды - в том же месте! - от президента Франсуа Миттерана удостоится и реальный артист Бельмондо с формулировкой "за культурные заслуги перед отечеством").

 

Мошенник Александр Дюпре с Орденом Почётного легиона (спустя немного времени его удостоится и сам артист при аналогичных обстоятельствах)

----------------------------------------------------------------------------------------

Причём, в последних кадрах фильма то и дело мелькают те же престижные государственные локации (Елисейский дворец и Дом ветеранов в Париже), те же самые мундиры и чёрные костюмы с обязательной "Марсельезой", трёхцветным французским флагом, почётным караулом и светской публикой, которые спустя 31 год - и в куда более представительном масштабе - будут иметь место на общенациональных похоронах самого актёра. А в кулаурах похорон будет мелькать перед телекамерами ряженный в цилиндр и в красные трусы [в горошек] один его великовозрастный фанат, точь в точь "слизав" своего кумира из сцены водно-вертолётного бегства обаяшки Александра от венецианских карабинеров.

А



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: