Существующей традиционной системы образования




Таким образом, спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием знаний, опыта, компетентности, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия, управлением качеством педагогического процесса [14].

При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить определенные классификационные характеристики (по Г.К. Селевко) (рис. 9).

 

Рисунок 9. Классификационные характеристики педагогических технологий

 

Анализируя педагогическую технологию, следует также обратить внимание на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения; диагностический инструментарий и др.

Оценка эффективности педагогической технологии дается с учетом критериев технологичности педагогического процесса. Критерии технологичности педагогического процесса предложили В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Г.К. Селевко и др. Представим эти критерии в изложении Г.К. Селевко (табл. 2).

Таблица 2

Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса; соответствие возрастным, гендерным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации; сообразность индивидуальности педагога и др.

В педагогике (С. С. Кашлев и другие) определены критерии эффективности педагогических технологий (рис. 10).

 

Рис. 10. Критерии эффективности педагогических технологий

Эффективность применения технологий, как показывает практика, зависит от ряда условий: полного описания технологии; наличия необходимых дидактических средств для ее реализации; высокого уровня владения педагогом соответствующими методами, приемами, формами педагогического процесса, педагогической техникой; разнообразия используемых технологий; рефлексии реализованных технологий и др.

В качестве наиболее эффективных в педагогическом процессе вуза зарекомендовали себя технологии развивающего, личностно ориентированного, проблемного, дифференцированного, кооперативного, проектного, программированного, модульного обучения. Нельзя говорить о качественном образовательном процессе, если в нем не находят применение игровые технологии, технологии группового, коллективного, диалогового обучения. Педагогический процесс в современной высшей школе не мыслится без применения информационных, прежде всего компьютерных технологий. Теоретические основы (целевые ориентации, концептуальные положения) ряда названных технологий рассмотрены выше, другие будут охарактеризованы вами при подготовке к семинару по данной теме.

Владение педагогическими технологиями как инструментарием педагогической деятельности является компонентом и в то же время важнейшим показателем профессиональной культуры преподавателя. Многообразие педагогических технологий ставит преподавателя перед проблемой выбора педагогических технологий. В педагогической теории сформулированы принципы, руководствуясь которыми педагог может осуществить отбор технологий для их практического применения (рис. 11).

 

Рис. 11. Принципы отбора педагогических технологий

Процедура выбора и освоения педагогом технологии обучения и включения ее в педагогический процесс может быть представлен в виде общего алгоритма (Н.И. Запрудский, С. С. Кашлев) (рис. 12).

Рис. 12. Алгоритм отбора, освоения и включения педагогических технологий

в педагогический процесс высшего учебного заведения

 

Рекомендуемая литература (по вопросам 1–7)

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003.- № 10. – С. 8-14.

2. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии / В.В. Гузеев. – М.: Педагогика,1996. – 256 с.

3. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.пособие для системы повышения квалификации и переподготовки кадров / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. – Минск.: Аверсэв, 2004. –336 с.

4. Жук, О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / О.Л. Жук // Педагогика. – 2008. - № 3. – С. 99-105.

5. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. — Минск: «Сэр-Вит», 2004. — С. 37—47; 73—76; 53—58; 63—69; 232—238.

6. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии-2. — Минск: «Сэр-Вит», 2010. — Гл. 1, 2.

7. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. — Минск: Універсітэцкае, 2001. — С. 31—34; 80—91.

8. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. – 248 с.

9. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой]. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — Гл. 2, 4.

10. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1998. – 296 с.

11. Педагогика: учеб.пособие для пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – Москва: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 263—293.

13. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / [под общ. ред. В. С. Кукушина]. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — С. 31—45.

14. Северин С. Н. Педагогическое проектирование как технология управления качеством педагогического процесса: пособие. — Брест: БрГУ, 2011. — 40 с.

15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии — М.: Народное образование, 1998. — С. 14—33.

16. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

17. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под.общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 196 с.

18. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.: Педагогика, 1991. – 274 с.

19. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Дополнительно:

1. Дьяченко, Л. С. Современные образовательные технологии: методические рекомендации для магистрантов / М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф.педагогики. - Витебск: УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2008. - 27 с.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В. Роберт [и др.]; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. -312 с.

3. Использование кейс-метода в учебном процессе: метод, пособие / П.Ю. Макаева [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2010. - 159 с.

4. Колесников, А.В. Повышение эффективности образования в вузе. Компьютеризация, когнитивный подход и организационное совершенствование: монография / А.В. Колесников. - Минск: БИП-С Плюс, 2009. - 256 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: