Тематическая контрольная работа «Основы эволюционного учения»




План дистанционного обучения по биологии 11 класс

Г.

Тема урока: Макроэволюция. Пути и направления эволюции

 

Цель урока: Сформировать знания об основных путях и направлениях макроэволюции, показать, что биологический прогресс достигается всеми тремя путями эволюции; конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса, по основным понятиям темы «Макроэволюция»: ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция и конвергенция. сформировать понятие о взаимосвязи между макроэволюции и микроэволюции.

Дорогие ребята!

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процесса эволюции. А именно, мы познакомимся с путями и направлениями эволюции. И рассмотрим процесс макроэволюции.

 

I этап. Повторение изученного материала.

Записать ответы на вопросы:

1) Что такое эволюция?

2) Каковы основные эволюционные факторы?

3) Что такое микроэволюция?

4) Что такое видообразование?

 

II этап. Изучение нового материала.

1) Просмотреть видеоурок

https://yandex.fr/video/preview/?text=видеоурок%20биология%2011%20класс%20%3A%20Макроэволюция.%20Пути%20и%20направления%20эволюции&path=wizard&parent-reqid=1636364027551296-6576721619243113791-man1-1083-man-l7-balancer-8080-BAL-3467&wiz_type=vital&filmId=7409604959120950248

2) Прочитать параграф № 12 ст.62-65.

3) Составить конспект по параграфу и записать в тетради.

4) Выполнить тестовые задания ст.65-66 письменно.

5) На двойном листочке выполнить задания Тематической контрольной работы по теме «Основы эволюционного учения»

Тематическая контрольная работа «Основы эволюционного учения»

Задание 1. Результатом эво­лю­ции является (3 ОТВЕТА)

1) по­яв­ле­ние новых за­су­хо­устой­чи­вых сор­тов растений

2) воз­ник­но­ве­ние новых видов в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

3) вы­ве­де­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных пород круп­но­го ро­га­то­го скота

4) фор­ми­ро­ва­ние новых при­спо­соб­ле­ний к жизни в из­ме­нив­ших­ся условиях

5) со­хра­не­ние ста­рых видов в ста­биль­ных усло­ви­ях оби­та­ния

6) по­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных брой­лер­ных кур

Задание 2. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. (3 ответа)

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

Задание 3. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции. (3 ответа)

1) возникновение мутаций и рекомбинаций 2) ароморфоз

3) обмен генами между популяциями 4) биологический регресс

5) идиоадаптация 6) колебания численности популяций

Задание 4. Какие факторы являются движущими силами эволюции? (3 ответа)

1) модификационная изменчивость 2) мутационный процесс

3) естественный отбор 4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны 6) абиотические факторы среды

Задание 5. Выберите три фак­то­ра эво­лю­ци­он­но­го процесса, дей­ствие ко­то­рых ведёт к видообразованию.

1) изоляция 2) био­ло­ги­че­ский регресс

3) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная изменчивость 4) на­след­ствен­ная изменчивость

5) вы­со­кая пло­до­ви­тость особи 6) есте­ствен­ный отбор

Задание 6. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

ПРИМЕР   ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны   1) го­мо­ло­гич­ные органы 2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

Задание 7. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР   ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека   1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические
       

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 8. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора:

ПРИМЕРЫ   ВИДЫЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) существование раннецветущего и поздне- цветущего подвидов погремка Б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем В) увеличение числа тёмных бабочек в рай- онах с сильным загрязнением воздуха Г) постепенная редукция шёрстного по- крова у тюленей Д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой Е) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах   1) движущий 2) стабилизирующий 3) разрывающий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 9. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен:

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная   1) морфологический 2) экологический

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 10. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.

ПРИЗНАК   НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
A) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения B) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот   1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 11. Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕР   ВИД
А) вынашивание икры во рту тилапией Б) сучковидная форма палочника В) высокая плодовитость у трески Г) замирание при опасности у опоссума Д) наличие в коже лягушек-древолазов ядовитых желёз Е) удаление избытка воды через почки в виде слабоконцентрированной мочи речными рыбами   1) физиологическая 2) морфологическая 3) поведенческая

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 12. Установите соответствие между признаками отбора и его видами.

ПРИЗНАК   ОТБОР
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями. Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений. В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями. Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе. Д) Действует в природе миллионы лет. Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде. Ж) Проводится человеком.   1)естественный отбор 2)искусственный отбор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 13. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.

ПРИЗНАКИ   НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций.   1) биологический прогресс 2) биологический регресс

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 14. Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.

ПРИМЕРЫПРОЦЕССА   ПРОЦЕСС
A) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши B) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки   1) дивергенция 2) конвергенция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 15. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны.

ПРИЗНАК   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная   1) морфологический 2) экологический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

 

Задания выполняем в рабочих тетрадях (на период дистанционного обучения их потребуется 2 шт.). В понедельник 15.11. тетрадь с выполненным заданием необходимо принести в школу.

По возможности: прислать мне на электронную почту: tanya.gaidamaka@yandex.ua или личным сообщением в соц. cети VK https://vk.com/shpits1991 фото выполненного задания

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: