Детям 5-ог года жизни.
Для рассказывания:
сказки:
«Рукавичка» (украинская народная сказка, перевод Е. Благининой),
«Гуси-лебеди»,
«Зимовье зверей»,
«Лиса и козел»,
«Красная шапочка»,
«Лисичка со скакалочкой» (русская народная сказка в обработке М. Булатова),
«Жихарка» (русская народная сказка в обработке М. Серовой),
«Пых» (русская народная сказка в обработке М. Серовой).
Для чтения:
Л. Толстой. «Умная галка»;
Е. Чарушин «Как лошадка зверей катала», «Воробей»;
С. Маршак. «Усатый полосатый»;
В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»?»;
С. Михалков. «Овощи» (по Тувиму), «Белый снег пушистый»;
З. Александрова. «Про маленькую Таню»;
К. Ушинский. «Умел обождать»;
К. Чуковский. «Айболит», «Путаница», «Федорино горе»;
С. Маршак. «Пожар», «Багаж»;
Л. Воронкова. «Танин пирожок», «Новая кукла»;
В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
Б. Житков, «Что я видел»;
Для заучивания наизусть:
потешки «Гуленьки», «Киска», «Расти коса»;
А. Барто. «Кораблик»;
М. Маршак. «Эй, кузнец молодец»;
Е. Трутнева «Елка»;
И. Суриков. «Детство»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?», «Солнцышко-ведрышко», «Дождик-дождик», «Травка-муравка», «Иди весна», «Пчелки гудят»;
С. Михалков. «Щенок»;
Е. Благинина. «Флажков»;
С. Погорельский. «Ай-ду-ду»;
А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет»;
Е. Серова. «Колокольчик».
Детям 6-го года жизни.
Для рассказывания:
«Гуси-лебеди», «Заяц-хваста» (русс. Народн. сказка в об. А.Толстого),
«Лисичка – сестричка и серый волк», «Хвосты»,
«Крылатый, мохнатый и масляный»,
«Хаврошечка», «Гуси», «Бременские музыканты», (сказка б. Гримм);
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «У солнышка в гостях» (словацкая сказка), «Три поросенка» (англ. сказка в пересказе С.Михалкова).
Для чтения:
Б. Житков «На льдине», «Что я видел» (отдельные главы);
Н. Калинина «Малыши»;
А. Донченко «Петрусь и золотое яичко»;
Н.Носов «Живая шляпа», «На горке»;
К. Чуковский «Бармалей», «Муха – цокотуха»;
З.Воронкова «Лепешки с творогом», «Как Таня выбирала елку» и др. (из книги «Снег идет»), «Солнечный денек» (отдельные главы);
С.Маршак «Почта», «Детки в клетке», «Теремок»,»Вот какой рассеянный»,;
Л.Толстой «Пожарные собаки»;
Я.Аким «Неумейка»;
С. Михалков «Дядя Степа»;
Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Г. Скребицкий «На лесной поляне»;
А. Барто «Веревочка»;
Е. Чарушин «Медвежата»;
Е. Серова «Нехорошая история»;
Для заучивания наизусть:
С. Маршак «Трубач», «Елка», «Январь», «Февраль», «Май», «Весенняя песенка», «»Июнь», «Июль», «Август»;
А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»), «Травка зеленеет»;
С. Михалков «Андрюшка»;
И. Суриков «Первый снег»;
Е. Трунева «На крылечко снежок»;
В. Майков «В мае»;
К Чуковский Английские народные песенки («Храбрецы», «Курица»);
М. Пожарова «Маляры»;
П.Воронько «Липка»;
А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом», «Румяной зарею».
Детям 7-го года жизни.
Для рассказывания:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка в обработке М. Булатова), «Кривая уточка», «Сивка- Бурка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка» (русские народные сказки);
«Кукушка» (ненецкая сказка); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»;
В. Одоевский «Мороз Иванович», «Желтый аист» (китайская народная сказка);
Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» (перевод с лакского);
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка);
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Для чтения:
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Дом, который построил Джек»;
М. Пришвин «Лисичин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Еж»;
Б. Житков «Что я видел» (отдельные главы), «Обвал», «Помощь идет»;
В. Маяковский «Кем быть?», «Эта книжечка про моя и про моря и про маяк»;
А. Барто «Вовка-добрая душа», «Уехали»;
Н. Новов «Карасик»;
Н. Павлова «Зимняя пирушка»;
М. Ильин и Е. Сегал «Машины а нашей улице»;
В. Катаев «Цветик-семицветик»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайци»;
К. Ушинский «Утренние лучи»;
П. Ершов «Конек-Горбунок»;
Л. Воронкова «Подружки идут в школу»;
В. Бианки «Аришка-трусишка», «Лесные домишки»;
А. Рылов «Когда это бывает»;
В. Сутеев «Разные колеса»;
Л. Толстой «Воробей на часеах»;
Н. Павлова «Желтый, белый и лиловый»;
С. Баруздин «Равви и Шаши»
Для заучивания наизусть:
А. Алексин «Флажок»;
А. Толстой «Осень! Осыпается весь наш бедный сад..»;
П. Воронько «Помогай»; С. Маршак «Ноябрь»;
Л. Квитко «Медведь в лесу»; Е. Трутнева «С новым годом»;
А. Блок «Новый год», «На лугу»;
Я. Колас «Песня о весне»; Ф. Тютчев «Весенние воды»;
Я. Аким «Цветные огоньки»; И. Винокуров «Самолет летит»;
З. Александрова «В школу»; Е. Серова «Гвоздика»;
М. Пожарова «Колодец»; Е. Благинина «Одуванчик»;
И. Крылов «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».
Данный перечень художественной литературы избавит родителей от необходимости подбирать книги, соответствующие возрасту ребенка.
Несколько советов как полюбить чтение?
1. Читайте крохам с самого их малолетства книги перед сном, хотя бы по нескольку минут. содержание. Храните традицию вечернего чтения вслух до тех пор, пока малыш не начнет читать сам.
2. Делитесь с ребенком впечатлениями о прочитанных вами книгах и спрашивайте его о новых книжных впечатлениях.
3. Ни в коем случае не наказывайте за проступки чтением
4. Хотя бы раз в месяц покупайте книжный подарок себе и ребенку. Правда, книги нынче не дешевы. Что ж, если покупать их нет никакой необходимости, ходите в городские библиотеки – они пока благополучно работают.
5. Если подросток увлекся каким-то предметом – съемкой, наукой, искусством, -поощряйте его интерес и предлагайте специализированную литературу.
6. Устраивайте дома семейные чтения: вы готовите ужин, а дочь читает вслух понравившийся ей рассказ.
Книги выбирайте с учетом интересов ребенка, хотя есть и универсальные списки.