Т.П. Андрейчук, руководитель школьного музея




Юбилею школы посвящается

История и современность. По страницам летописи школы.

«Этой нежностью мы ранимы, этой нежностью живы мы»

(Н.В. Дружининский)

Такими словами вслед за профессиональным поэтом Николаем Васильевичем Дружининским мы называем «встречи радостной неизбежность», которая «в нас живёт до седых волос». А началом всех начал стала школа - этот удивительный дом, с которым связано все самое светлое в жизни человека, это связующее звено между прошлым и настоящим.

Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, ставшую для каждого из нас стартовой площадкой, забыть невозможно. И потому уверенно шагают люди по жизни, что в сердце у них – тепло Школы.

Говорят, “что большое видится на расстоянии”. Действительно, только спустя годы осознаешь, как много дала нам школа. Однажды на вопрос о том, какие ассоциации возникают у вас с этим образом, моя недавняя выпускница очень точно подметила: «Школа - это сказка без конца, потому что она всегда наполнена детскими звонкими голосами, которые никогда не умолкают. А значит, она никогда, несмотря даже на солидный возраст, не старится».

У нашей средней общеобразовательной школы №1 г. Грязовец действительно солидный возраст: в 2020 году ей исполняется 130 лет. Это старейшее общеобразовательное учреждение Вологодской области. Первое упоминание о ней относится к 1890 году. Истоки её своими корнями уходят в приходское училище - трехклассную начальную школу, преобразованную в 1922 году в семилетнюю школу, а в 1930 году – в школу колхозной молодежи.

Школа имеет богатую историю и свои традиции. Первым директором школы (он тогда именовался заведующим) была Апполинария Григорьевна Уханова. Её сменил на этом посту М.В. Грачёв. А в 1926 году директором был назначен С.М. Бритвин. В 1930 году руководил школой Боронин (имя и отчество не сохранились).

Тяжелейшим испытанием в жизни школы стала Великая Отечественная война. Несмотря на трудности, занятия в школе не прекращались ни на один день. Уроки проводились в зданиях педучилища, райисполкома и Дома колхозника, так как в школьных зданиях располагался госпиталь. Дети не только учились, но и помогали фронту. В школьном музее бережно хранится письмо И.В. Сталина, опубликованное в 1943 году в газете «Коммунар», в котором он выражает благодарность школьникам за сбор денежных средств на строительство танковой колонны. Директорами школы с 1942 по 1945 годы были женщины: А.С. Гниденко и А.В. Жагрова.

Воспитанные на патриотических традициях, по зову Родины, выпускники школы уходили на фронт.

К сожалению, уже в первые дни после начала Великой Отечественной войны в школу стали поступать печальные известия. В первых боях погибли Паша Шохичев, Володя Шорохов, Владимир Ступаков. В 1943 году под Новороссийском пал смертью храбрых Анатолий Михеев, а в 194 4 г. на Ленинградском фронте – Леонид Кудрявцев. Над могилой своего командира Николая Малахова боевые товарищи поклялись отомстить за его смерть.

По окончании войны, в 1945 году, директором школы был назначен учитель - фронтовик Николай Николаевич Кудряшов. В 1954 году его сменил В.А. Серавин, который руководил школой до 1962 года. В это время школа перешла на восьмилетний всеобуч и было введено одиннадцатилетнее обучение. В 1962 -1963 учебном году впервые были вручены аттестаты учащимся, окончившим одиннадцать классов.

Благодаря настойчивым требованиям В.А. Серавина в сентябре 1958 года был заложен фундамент нового школьного здания. А в 1960 году оно было пущено в эксплуатацию. Но так как контингент учащихся постоянно расширялся, в 1965 году здание школы увеличилось за счёт пристройки, в которой расположились кабинеты физики, химии, домоводства, технического труда.

В 1973 году директором школы был назначен Анатолий Васильевич Колесников - человек особенный, несомненный лидер в образовании, наделённый редким даром – даром предвидения, интуицией, что позволило школе всегда быть на высоте.

Под его руководством было построено новое школьное здание, а школа, преобразованная в цифровую, из режима функционирования перешла в режим развития. Успешное внедрение программы развития в деятельность образовательного учреждения привело школу к победе в конкурсе в рамках национального проекта «Образование». Получение гранта в размере 1 миллион рублей позволило руководителю расширить образовательные возможности школы.

Под руководством Анатолия Васильевича школа добилась высоких результатов в учебно – воспитательной работе, поэтому на основании решения администрации района она включена в Реестр «Всероссийская Книга Почета» (2008 г.), награждена свидетельством главы района за создание условий для получения высокого качества образования, формирование интеллектуально развитой личности, большой вклад в развитие системы образования (2008 г.), по предложению Департамента образования включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (2009г.). Педагогический коллектив школы и его руководитель занесены в энциклопедию «Лучшие люди России», а 12 учителей и 29 школьников – в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России».

«Учителями славится Россия!» - эти слова поэта А.Дементьева очень точно отражают общий портрет педагогического коллектива школы на разных его этапах.

Современная школа продолжила и развила лучшие традиции своих предшественников, главная из которых – давать детям глубокие и прочные знания. Выпускники ежегодно поступают учиться в престижные вузы страны, поэтому нашу школу знают далеко за пределами области. В 2015 году школа под руководством Л.Н. Шороховой по предложению Департамента образования вновь включена в национальный в реестр «30 лучших школ Вологодской области».

1 сентября 2010 года в школе стартовал проект «Цифровая школа XXI века». Ежегодно учреждение включается в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». С 2012 г. по 2017г. школа стала ресурсным центром по дистанционному обучению обучающихся малокомплектных школ (биология, физика, информатика); ресурсным центром по дистанционному обучению детей-инвалидов района.

С 2015 года по 2019 гг. школа – ресурсный центр по методическому сопровождению реализации образовательных программ: в школе функционируют Центр повышения ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений района, Центр сопровождения реализации ФГОС ОО, ресурсная площадка по инклюзивному образованию.

Школа – участник государственной программы «Доступная среда» (2014 год).

В 2019 году школа стала участником Корпоративной благотворительной программы ПАО «Транснефть» по развитию школьного образования. В ходе проекта оснащены кабинеты физики, химии и математики. В 2019 году школа вновь стала участником Национального проекта «Образование» (проект «Поддержка семей, имеющих детей».)

А совсем недавно, 29 сентября 2020 года, в жизни образовательного учреждения состоялось радостное событие: открылся Центр «Точка роста» в рамках Всероссийского марафона открытия Центров «Точка роста», которые были созданы в 2020 году в рамках реализации федерального проект «Образование». «Точка роста» – площадка творчества, изобретательства и сотрудничества, что позволит обеспечить повышение интереса детей к урокам и занятиям внеурочной деятельности и, конечно, к выбору дополнительных общеразвивающих программ. Школьникам будет предложен максимум траекторий развития (робототехника, 3d-моделирование, программирование, проектирование виртуальной реальности, управление квадрокоптерами, шахматы, медиатехнологии и многое другое).

«Точка роста» - это создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания, расширение познавательных интересов школьников, стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся, это место, где будут рождаться будущие ученые и исследователи.

Как известно, результаты работы школы, как в зеркале, отражаются в успехах учеников. А они поистине заслуживают внимания. Многие наши выпускники прославили школу далеко за её пределами. Вот некоторые имена:

Калиничев Борис Геннадьевич, выпускник 1966 года, генерал армии, заместитель командующего военно – космическими силами России; Мезина Нина Васильевна, выпускница 1966 года, серебряная медалистка, участвовала в создании корабля многоразового использования «Буран; Дружининский Николай Васильевич – самобытный поэт, лауреат литературных конкурсов им. Горького и Н. Островского; Ларичев Павел Афанасьевич – автор учебника по математике, по которому училось не одно поколение в нашей стране и странах Восточной Европы; Тарасов Александр Павлович – инициатор возрождения усадьбы Брянчаниновых; Носкова Антонина Александровна - выпускница школы 1938 года, посвятившая свою жизнь краеведению. На основе материалов, собранных Антониной Александровной, в Грязовце в 1978 году был открыт музей, общественным директором которого она была несколько лет. Ей присвоено звание «Почетный гражданин города»; Сошникова Ольга – солистка хора им. Митрофана Пятницкого; Южанин Э.И.Дубинин А.М., Золотов Сергей Дмитриевич.– профессиональные самобытные художники художники, показавшие в своих картинах неяркую, но притягательную красоту родного Грязовецкого края. Картина С.Д. Золотова "Починок Грязивитцкой. 1542 г." на втором всесоюзном фестивале народного творчества в Москве была удостоена золотой медали; Попова Анна, недавняя выпускница школы, в 2014 году стала чемпионкой мира и Европы по гиревому спорту; Павлов В.И., выпускник 1963 года, профессор, кандидат технических наук, Лауреат премии Совета Министров СССР и Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники»(2012 г.), автор 57 научных публикаций и более 45 изобретений; Завгородний В.Г., связавший свою судьбу с нефтяной и газовой промышленностью. Его труд отмечен высокими наградами Министерства: Почётными грамотами, Почётными знаками. Но сам он считает, что не это главное. Главное для него – «быть порядочным человеком и спешить делать людям добро». Должна сказать, что школьный музей как раз и появился на свет благодаря финансовой поддержке Завгороднего В.Г. и Павлова В.И., которые на практике реализовали свой главный жизненный принцип;

Важно то, что на примере выпускников, которые поднялись на вершину профессионального и человеческого мастерства, педагоги современной школы воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

А знакомство наших воспитанников с достижениями школы, её выпускников происходит в школьном музее, который стал сегодня визитной карточкой нашего образовательного учреждения. Детей не оставляют равнодушными не только те материалы, которые в нём представлены, но и интерьер, который тоже решает главную задачу школы - формирование качеств духовно – нравственной личности, гражданских, патриотических качеств. В интерьере музея всё продумано до мелочей. В нём много символов. Например, огромные в виде ромбов лампы символизируют свет, который оставили после себя педагоги и выпускники школы в надежде на то, что их последователи своим присутствием на Земле расширят световое пространство. Не случайна и цветовая гамма. Преобладает красный цвет, который создаёт радостное, оптимистическое настроение – символ веры в то, что зажжённый школой свет не померкнет в сердцах благодарных учеников.

Идея света положена и в основу школьной эмблемы.Её авторы – Шабалина Дарья и Щукина Юлия, ученицы 8в класса 2006 года. На ней помимо источников знания – небесные светила: луна в стадиях зарождения и убывания – символ того, что знания нужны человеку на протяжении всей жизни. Голубой цвет эмблемы – символ вечности и бесконечности познания. Эмблема имеет форму щита – символ защиты воспитанников от бездуховности и безнравственности. В ходе экскурсии мы просим детей расшифровать символы. С этой задачей они успешно справляются.

В школьном музее более пятидесяти благодарностей учителям и создателям музея, который хранит память о них. Вот некоторые из них:

«Спасибо создателям музея за то, что они собрали и систематизировали богатейший материал по истории школы, который позволит каждому его посетителю задуматься об окружающем мире, о себе и выбрать правильные жизненные ориентиры»;

«Почему же так тянет всех нас в школьный музей? Почему после его посещения очень долго находишься под впечатлением? Наверное, потому, что мир музея так не похож на тот, который врывается к нам с экранов телевизоров, улицы и книг со сценами насилия над человеческой личностью. Потому и тянет нас в музей, что в нем живут добро, любовь к Родине, понимание, сердечность, забота – то, чего не всегда хватает нам в повседневной жизни».

Отзывы детей о деятельности школьного музея – свидетельство того, что школа в такое непростое время, когда произошла переоценка ценностей, когда человек теряет свое лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой, когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, когда наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни, обостряя остроту погони за благами и жажду владеть всем, наша школа помогает детям не сбиться с пути и даёт ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы мир наш стал лучше, добрее, человечнее?

 

В ноябре (в онлайн режиме) пройдёт юбилейный вечер, посвящённый 130-летию школы. А так как «встречи радостной неизбежность в нас живёт до седых волос» (Н. Дружининский), школа в очередной раз ждёт встречи со своими питомцами и их наставниками.

Т.П. Андрейчук, руководитель школьного музея

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: