Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития




1. Понятие и методологическая основа психологического консультирования.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования.

3. Индивидуальное консультирование

4. Групповое консультирование

 

 

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая

осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы Клиент смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Гуманистическое или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлсом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых анализирует жизнь человека это направление психологии, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор или соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, в котором работают психологи этого направления: мироощущение конкретного клиента.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

 

2.Интервью как основной метод психологического консультирования.

 

Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию Клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации Заказа Клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения Клиента и Психолога будет внутренний мир Клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение Клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается Клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Существует пятишаговая модель процесса интервью.

Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют —,,Привет!”

Она может длиться от нескольких секунд до десятка минут. Психолог — структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает Клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, т. е; задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке:,,Я его чувствую, понимаю. (Психолог),,,Меня слушают, я доверяю этому человеку” (Клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы; происходит выделение проблемы; решается вопрос о идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью:,,В чем проблема?”

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

Третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью:,,Чего вы хотите добиться?”

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии:,,Что еще мы можем сделать по этому поводу?”

Психолог и клиент работают с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и Клиент исследуют личностную динамику Клиента. Этот этап может быть длительным.

Пятая стадия интервью — обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа:,,Вы будете делать это?” Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью.

Выделяют семь основных критериев эффективности интервью:

1. Интенциональность, т. к. сколько направлений для развития клиента вы можете, как психолог, предложить? Сколько возможностей появилось у вашего клиента после вашей совместной работы с ним?

2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает цели интервью или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск положительных сторон? Есть ли у вас хотя бы три альтернативы для действия? Как протекает процесс принятия решения у клиента - легко или с трудом?

3. Можете ли вы применять целенаправленное воздействие на клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия. Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную эмпатию, непосредственность, конкретность и позитивный взгляд? Способны ли вы изменить эмпатические конструкции с учетом индивидуальности клиента, не забывая и о своей индивидуальности? Прибавилось ли у клиента уважения к другим личностям? Он (клиент) должен пережить не только ситуацию понимания его, но и ситуацию необходимости и понимания других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы наблюдать и отражать вербальный и невербальный язык клиента? Способны ли вы выделить ключевое слово в высказывании клиента? Умеете ли вы быть конгруэнтным с клиентом? Умеете ли замечать противоречия и разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к ним? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

6. Взаимодействие личность — окружение. Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединить методы, качества, конструкции в интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги?

Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так:,,Я стал другим”.

 

3.Индивидуальное консультирование

 

Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Анализ работы практического психолога в ситуации индивидуального консультирования показывает, что этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии психолога на два важнейших научных понятия — на понятие нормы психического развития и на понятие позиции во взаимодействии. Содержание этого понятия позволяет дифференцировать задачи взаимодействия (социальные, этические, нравственные, психологические) с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы.

Очень часто причины школьной дезадаптации связаны с психосоматическими особенностями детей — особенно с состоянием здоровья.

В работе с ними практический психолог работает и с другим проявлением механизмов психического развития — с возрастными постоянными и переменными внутреннего мира человека.

Знание о возрастных природных особенностях человека позволяет психологу адекватно анализировать многие биологические факторы в его поведении — это сексуальность, пищевые потребности, потребность в сне, движении и т. п.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу (особенно в работе со взрослыми) приходится обращаться к пониманию им сущности человека при формулировке для клиента психологической задачи.

Существуют определенные изменения внутреннего мира человека в различные периоды его психического развития. Исследование содержания стабильных, критических и сензитивных периодов в жизни человека, возможность отнесения их к конкретным возрастным границам позволяет психологу ориентироваться на возможности изменения человека, на темп изменения, на направление изменения.

С этой точки зрения каждый период развития человека содержит различный потенциал динамичности, в стабильные периоды этот потенциал ниже, в критические периоды жизни он выражен очень значительно, но неравномерно, в сензитивные периоды потенциал динамичности равномерен и очень высок, но только по отношению к определенному виду воздействия.

Критические периоды жизни человека содержат в себе потенциал, как развития, так и регресса личности. Психолог должен очень четко выделять наличие этих противоречивых тенденций и сориентировать клиента на потенциал его развития.

Таким образом, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека, понимаемым на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития.

Итак, индивидуальное консультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких понятий норма психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья. Без рефлексии на содержание этих понятий и связанных с ними психолог может быстро утратить профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.

 

ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании — это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной мо- дальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности (,,я могу”), свои чувства (,,я чувствую”), свои мысли (,,я думаю”), свои желания (,,я хочу”), а также свои представления о их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модальности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психодиагностическим материалом о типе отношений между членами группы.

В литературе описаны три типа родительских семей у больных психосоматическими заболеваниями:

Первый тип — отношения,,связывания”, когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантилизации.

Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения— развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, т. е. манипулируют ими как своеобразным продолжением,,Я”.

Работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их социальных ролей, т. к. это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Необходимо сформулировать содержание родительских ролей — роли отца и роли матери - с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы это момент осознания предмета взаимодействия членами группы. Момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: