Образования. Образование как ценность




Модуль 1. Система высшего образования

В современных условиях

 

Требования к компетентности

· характеризовать образование как социокультурный феномен;

· понимать необходимость повышения роли высшего образования на современном этапе развития общества, знать социокультурные тенденции, влияющие на развитие высшего образования;

· раскрывать сущность компетентностного подхода в образовании, уметь его применять при оценке качества профессиональной подготовки выпускника вуза;

· знать и характеризовать нормативно-правовую базу, структурные компоненты системы высшего образования в Республике Беларусь, виды учреждений высшего образования;

· знать и раскрывать сущность понятий «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие»; знать функции, структуру целостного педагогического процесса;

· знать и обосновывать закономерности и принципы педагогического процесса, устанавливать связь этих понятий.

 

Основные вопросы:

 

1. Образование как социокультурный феномен, ценность, система.

2. Возрастание значения высшего образования на современном этапе развития общества.

3. Компетентностный подход в образовании.

4. Тенденции развития высшего образования за рубежом. «Болонский процесс».

5. Система высшего образования в Республике Беларусь. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о системе высшего образования.

6. Образование как педагогический процесс и результат.

 

Образование как социокультурный феномен, ценность, система

Антропологические основания и социокультурная природа

образования. Образование как ценность

Образование – многогранное явление и поэтому является предметом изучения разных наук. Прежде всего, оно выступает в двух аспектах (В.В. Краевский): как общественное явление и как педагогический процесс. В первом случае образование выступает средством социальной наследственности. Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного, духовного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни.

По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование является средством развития всех сфер его личности.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование – есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В.И. Андреев). Объективная связь образования с культурой общества и личности находит отражение в культурологическом подходе к образованию, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающийся осваивал культуру общества во всех ее аспектах и сам становился творцом новых элементов культуры.

В целом, можно утверждать, что образование есть фактор социо-, культуро- и антропогенеза. Являясь социокультурным феноменом, образование выполняет следующие социокультурные функции (по Н.В. Бордовской):

· Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.

· Образование – способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности.

· Образование – есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. В рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

· Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности и общества в целом.

Иначе говоря, образованию как социальному институту присущи функция культурного наследования, аксиологическая, компенсаторная, адаптирующая, развивающая (личностно преобразующая) функции. Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) функция воспроизводствакультурно-исторического опыта человечества; 2) функция развития личности и общества (рис 5).

 

 

Рис. 5. Основные функции образования в обществе

Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. Более того, по утверждению многих исследователей (Е.В. Бережнова, Г.Б. Корнетов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и другие), развитие человека выступает основной целью и ценностью современного образования.

Таким образом, образование – сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов (рис.6).

 

Рис. 6. Аспекты рассмотрения образования как социокультурного феномена

 

Образование как система

Педагогические системы

 

В научно-педагогической среде термин «система» используется в иерархически различных смысловых контекстах: «педагогическая система», «система образования», «образовательная система», «воспитательная система», «методическая система», «система принципов» и др.

Система – совокупность связанных компонентов, которые образуют определенную целостность, единство. Система как целое характеризуется: взаимодействием с надсистемой; структурностью строения компонентов; иерархичностью и многоуровневостью функциональных связей между компонентами; целостностью; самоорганизацией (для самоорганизующихся систем). Компоненты системы связаны таким образом, что с изменением одного компонента изменяются и другие. Системная интерпретация объекта предполагает, как минимум, определение: состава (компонентов), структуры (связей между компонентами), функций каждого компонента в системе (В.В. Краевский).

Реализация системного подхода в педагогике, в том числе к проектированию и преобразованию педагогического объекта предполагает: определение состава, структуры, системобразущего компонента, «паутины» связей и др., а также системную подстройку всех компонентов системы в связи с изменением одного из них. Например, изменение цели обучения обусловливает преобразование содержания и методов обучения. Это согласуется с педагогическими закономерностями как объективными инвариантными связями, является сущностным признаком системного проектирования педагогического процесса. Попутно заметим, что причиной непродуктивности ряда управленческих «новаций» в сфере образования является несистемный, локальный подход к преобразованию педагогической (образовательной) системы в целом или ее компонентов.

С позиции В.В. Краевского, педагогическая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков ее состав и конкретное содержание ее компонентов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы – умение охарактеризовать ее с позиции системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции. Б.С. Гершунский разграничивает содержание понятий «педагогическая система», «образовательная система», «дидактическая система», «воспитательная система, «система образования».

· Образовательная система, компонентами которой выступают цели, содержание, методы, формы (технологии), характеризует собственно педагогический аспект функционирования конкретного учебного заведения соответствующего уровня и профиля (например, классический университет или лицей).

· Воспитательная (дидактическая) система – это образовательная система определенного уровня и профиля с таким же компонентным составом, доминантной для которой является воспитательная (дидактическая) подсистема, приоритетными – воспитательные (дидактические) цели.

· Система образования может быть представлена двумерной матрицей, каждая «ячейка» которой соответствует образовательной системе определенного уровня и профиля; вертикальная ось этой матрицы отражает уровень, а горизонтальная ось – профиль образования. Система образования – это «матрица», различных по уровню и профилю образовательных систем (рис. 7).


Уровень образования
Университет

Институт ...
... ... ... ...
Средняя школа Лицей Гимназия ...
... ... ... ...

 
 

 


Рис. 7. Система образования

· Педагогическая система интегративно понимаемые практико-образовательная, научно-педагогическая (исследовательская) и управленческая подсистемы, функционирующие на уровне государства в целом (рис. 8).

 

 

 


Рис. 8. Структура педагогической системы

 

Вместе с тем в структуру любого учреждения высшего образования включены образовательная (дидактическая и воспитательная), управленческая, научно-исследовательская подсистемы, связанные друг с другом, что является необходимым условием продуктивного функционирования и развития системы в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: