Восприятие части и целого взаимосвязано и влияет друг на друга. Восприятие целого обусловлено восприятием его частей и их свойств, в то же время само целое влияет на восприятие последних.
Однако важность роли восприятия части в восприятии целого вовсе не означает, что для определения предмета нам необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что есть в объекте, совсем не воспринимается или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но, тем не менее, мы узнаем объект. Это обусловлено тем, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки (точнее, некоторую их комбинацию).
Как мы уже отмечали, соотношение восприятия частей и целого не односторонне, и в восприятии целого по отношению к части существуют собственные закономерности. Воспринимая целое, мы можем не замечать отсутствия некоторых частей или присутствия частей, которые не присущи данному целому. Так же иногда мы можем не замечать и искажения отдельных частей предмета.
Однако соотношение восприятия части и целого вполне динамично и изменяется на разных этапах ознакомления с предметом. Существенную роль в данном процессе играют индивидуальные различия людей. «Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета»1.
Следующий этап протекает в соответствии с вышеназванными индивидуальными различиями. И в зависимости от характера восприятия первого этапа, на первый план выступает восприятие частей (после целого) или целого (после восприятия частей). В конечном итоге, в обоих случаях достигается восприятие предмета в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей (рис. 3.3 и 3.4).
|
Рис. 3.3. Всемирный фонд дикой природы «Animal Trees»
Рис. 33. Оригинальные запчасти Volkswagen «Не полагайся на то, что просто подходит»
Однако восприятие целого и его частей зависит и от ряда других не менее важных факторов. В первую очередь это предшествующий опыт и установка. Проиллюстрировать данные эффекты можно с помощью приводимой в учебниках психологии неоднозначной картинки «молодой девушки в шляпке — старухи в платке» (рис. 3.5). Фактор опыта используется, если предварительно показать картинку с более детальным выделением того или иного изображения и лишь последующим показом оригинальной работы. Установка же формируется в случае названия предмета, необходимого для поиска, допустим: «На картинке изображена девушка». Это одна из самых известных оптических иллюзий всех времен! Что вы видите с первого взгляда — старую женщину или молодую девушку? Они обе там!
Рис. 3.5. Оптическая иллюзия
Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма и положение в пространстве.
Восприятие величины прямо пропорционально размеру изображения на сетчатке. Также вполне вероятно, что величина изображения зависит от угла зрения. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Евклид. Однако данный закон имеет место лишь при одинаковой удаленности предметов от наблюдателя. В случае сохранения угла зрения при разном расстоянии объектов от человека, разные по величине предметы воспринимались бы одинаково, но этого не происходит в силу такого явления, как константность восприятия величины предмета.
|
Таким образом, восприятие величины предмета определяется по следующей формуле:
Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние
В данном свойстве вновь выявляется взаимосвязь восприятия с мышлением. Учет расстояния происходит вследствие использования таких факторов, как опыт восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них, знание приблизительного размера предмета. Константность в значительной мере повышается, когда мы видим знакомые предметы и, наоборот, понижается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов.
«Искажение восприятия, вызванное условиями восприятия, принято называть иллюзией»1.
На восприятие величины предмета в пространстве может оказывать то целое, в пределах которого находится данный предмет. Так, две абсолютно равные диагонали (рис. 3.6) воспринимаются по-разному в зависимости от того, как отличаются по размеру параллелограммы, в которых те находятся.
Рис. 3.6. Иллюзия величины диагоналей параллелограмма
В данном случае имеет место иллюзия перенесения свойства целого на отдельные части. Существуют и другие факторы, влияющие на восприятие величины предмета. К ним относятся: верхние части фигуры кажутся больше нижних, вертикальные линии — длиннее горизонтальных. Восприятие зависит также и от цвета предмета: более светлые предметы кажутся большими, чем темные, а объемные фигуры кажутся меньше соответствующих плоских изображений.
|
Столь же сложным является и восприятие формы предмета. В данном процессе также сохраняется явление константности. Однако восприятие формы предмета, находящегося на значительном расстоянии, может меняться. Мелкие детали по мере удаления предмета исчезают, и форма приобретает упрощенный вид. Может меняться и форма в целом. Так, например, прямоугольные предметы на расстоянии округляются. Данный эффект объясняется гем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим под столь небольшим углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т.е. углы округляются.
Отдельно следует выделить процесс восприятия объемной формы. Способность воспринимать объем формы обусловлена явлением бинокулярного зрения. Данный эффект возникает вследствие того, что, когда человек смотрит на предмет, отражение последнего на сетчатке левого и правого глаза не одинаково. Далее, вследствие дисперсии изображений проявляется объемная картинка предмета. Однако это вовсе не исчерпывающее явление для возникновения эффекта объема изображения.
Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение света и тени на предмете.
Восприятие пространства имеет целый ряд особенностей, которые обусловлены его трехмерностью (нас здесь не будут интересовать остальные измерения пространства, такие как время, частота и т.д.) и работой целого ряда анализаторов.
Прежде всего в восприятии трехмерного пространства задействованы функции вестибулярного аппарата, который тесным образом связан с глазодвигательными мышцами. И каждое изменение в нем вызывает рефлекторное изменение в положении глаз. Однако здесь существует и обратная связь.
Вторым аппаратом, обеспечивающим в особенности явление глубины пространства, является аппарат бинокулярного зрения. Данное явление связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга.
«Существенную роль в восприятии удаленности предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз... Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Например, это происходит при переходе взора с далекого предмета на близкий. При обратном переходе — с близкого на далекий предмет — наблюдается дивергенция глаз, т.е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей».
Наряду с ощущениями от конвергенции и дивергенции глаз мы получаем ощущения от аккомодации глаз (изменения формы хрусталика при изменении удаленности объекта).
Однако восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Здесь важную роль еще играет и восприятие расположения предметов относительно друг друга. Дело в том, что при большой удаленности предметов эффекты дивергенции и конвергенции не работают, но мы, тем не менее, продолжаем воспринимать пространство, делая заключение о расположении предметов но косвенным факторам: один предмет закрывает другой или его контуры видны более четко.
Более того, следует отметить, что для ориентации человека в пространстве большее значение имеет именно расположение предметов по отношению друг к другу, нежели восприятие его удаленности от человека или восприятие глубины пространства.