Содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря. | Беседа. Проекты. Конкурс рисунков. | Познавательная деятельность (Разработка памяток и информационных листовок). Художественная деятельность (Выставка рисунков) |
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) 2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы. Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях). | Беседа. Дискуссии. Игры и игровые ситуации. Проекты. | Познавательная деятельность. (Разработка памяток и информационных листовок. Слушание) Игровая деятельность (Валеоигры: садовник, подбери одежду по временам года, добрые слова, ты покажи – я отгадаю). Двигательная деятельность (эстафеты с выполнением заданий по теме занятия). |
Раздел 3. Общая физическая подготовка 3.1. Упражнения в ходьбе и беге Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. 3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером. 3.3. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. 3.4. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. 3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение). | Тренировочные занятия, игры и игровые ситуации, весёлые спортивные старты, соревнования, конкурсы. | Двигательная деятельность (Бег, ходьба, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения для рук, упражнения для ног, упражнения для туловища). Игровая деятельность (Подвижные игры: скороходы, живые мостики, переправа, цепочка, удержи обруч, дружные тройки). Соревновательная деятельность (соревнования по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа, соревнования по прыжкам в длину с места, соревнования по подниманию туловища из положения лежа, конкурс на лучший комплекс общеразвивающих упражнений). |
Раздел 4. Специальная физическая подготовка. 4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж. 4.2. Укрепление мышечного корсета Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером. 4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). Упражнения для стоп, массаж стоп, ходьба босиком. 4.4. Упражнения на равновесие На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического. 4.5. Упражнения на гибкость Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения). 4.6. Акробатические упражнения Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику. | Тренировочные занятия, игры и игровые ситуации, весёлые спортивные старты, соревнования, конкурсы. Проекты. | Познавательная деятельность. (слушание, ответы на вопросы) Двигательная деятельность (упражнения для профилактики нарушений осанки, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, профилактики плоскостопия, упражнения на равновесие, гибкость, акробатические упражнения). Игровая деятельность (Подвижные игры: «Встань как я», «построй дом», «рыбки и щука», «по – турецки мы сидели» «кошка и мышки», «загрузи машину», «нарисуй картину», «гуси», «сидячий футбол»). Соревновательная деятельность (соревнования на лучшую стойку на лопатках, лучший мост, лучшее равновесие на одной ноге). Проектная деятельность (Проект «Осанка и имидж). |
Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой. | Игры и игровые ситуации, конкурсы, практикумы. | Игровая деятельность (Игры при дыхательной гимнастике: «футбол», «бульки», «расти пена», «задуй свечу», «дудочка», «цветы», «пловец» «Ежик», «Часики, «ветерок»). Двигательная деятельность (упражнения сидя, стоя, в передвижении с правильным дыханием). Оздоровительная деятельность (дыхательные упражнения). |
Раздел 6. Упражнения на расслабление Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером. | Игры и игровые ситуации, конкурсы, практикумы. | Игровая деятельность (игровые упражнения: «ленивая кошечка», «любопытная Варвара», «Лимон», «пара», «вибрация», «палуба», «лошадка», «слон», «снежная баба», «птички», «летний денёк». Двигательная деятельность (мышечная релаксация). Проектная деятельность (проект «Что помогает мне расслабиться»). Оздоровительная деятельность (дыхательные упражнения). |
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные). | Беседа. Дискуссии. Игры и игровые ситуации. Практикумы. | Познавательная деятельность (слущание, ответы на вопросы по теме занятия, дневник самоконтроля, измерение ЧСС) Игровая деятельность (игры и упражнения с элементами психорегуляции: «пожелания», «танцевальные пожелания», «игра в мяч», «карусель», «завершение работы», «сказка»). Двигательная деятельность (двигательные способы психорегуляции). |
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа. | Игры и игровые ситуации, конкурсы, практикумы. | Познавательная деятельность (слущание, ответы на вопросы по теме занятия) Игровая деятельность (игровые упражнения с самомассажем: «магниты», «волшебный сад», «лепим буратино», «дождь», «мы умеем танцевать»). Двигательная деятельность (выполнение основных приемов массажа, активные и пассивные приемы массажа). |
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления. 9.1. Физкультурный праздник. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для не занимающихся. 9.2. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. | Физкультурные праздники, игры и игровые ситуации, весёлые спортивные старты, соревнования, конкурсы, агидбригады. | Игровая деятельность (игры и игровые действия, разученные на занятиях, эстафеты) Двигательная деятельность (групповое и сольное выполнение гимнастических упражнений). |
|
|
|
- Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Вводное занятие | ||
1. | Правила техники безопасности. Знакомство со спортивным залом для занятий корригирующей гимнастикой. | |
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) | ||
1. | Здоровье физическое, психическое, душевное. | |
2. | Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. | |
Раздел 3. Общая физическая подготовка | ||
1. | Упражнения в ходьбе и беге | |
2. | Упражнения для плечевого пояса и рук | |
3. | Упражнения для ног | |
4. | Упражнения для туловища | |
Комплексы общеразвивающих упражнений | ||
Раздел 4. Специальная физическая подготовка | ||
1. | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. | |
2. | Укрепление мышечного корсета | |
3. | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | |
4. | Упражнения на равновесие | |
5. | Упражнения на гибкость | |
5. | Акробатические упражнения | |
Раздел 5. Дыхательные упражнения | ||
1. | Упражнения на согласование движений и дыхания | |
2. | Упражнения с задержкой и усилением дыхания | |
3. | Упражнения на развитие носового дыхания | |
4. | Комплексы дыхательных упражнений. | |
Раздел 6. Упражнения на расслабление | ||
1. | Активные упражнения на расслабление | |
2. | Пассивные упражнения на расслабления | |
3. | Локальные и общие упражнения на расслабления | |
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция | ||
1. | Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию | |
2. | ЧСС | |
3. | Двигательные способы психорегуляции | |
4. | Дыхательные способы психорегуляции | |
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж | ||
1. | Назначение массажа, показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа | |
2. | Приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя) | |
3. | Активные и пассивные приемы массажа | |
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления | ||
1. | Физкультурный праздник | |
2. | Праздник здоровья | |
Итого |
Список используемой литературы
1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.
2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980.
3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова.- Л.: Медицина, 1980.-
4.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983
5.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное медицинское лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. -
6.Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
7.Попова Н., Харламов Е. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. – М.: Издательский центр «Март», 2004г. –
8Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Здоровый малыш).
9.Сборник игр, методов и технологий по здоровьетворению человека и группы. – Челябинск: Молодежная общественная организация «ЮВЕНТА». Серия Человек.
10. Программы внеурочной деятельности. Туристко – краеведческая деятельность. Спортивно – оздоровительная деятельность / П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов – М.: Просвещение,2011. – 80с.- (работаем по новым стандартам)
Календарно – тематическое планирование
Класс
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата проведения | |
I четверть | ||||
1. | Раздел 1. Вводное занятие | Правила техники безопасности. Знакомство со спортивным залом для занятий корригирующей гимнастикой. | ||
2. | Раздел 2. Теоретические сведения | Здоровье физическое, психическое, душевное. | ||
3. | Раздел 3. Общая физическая подготовка | Разновидности ходьбы (без обуви). Согласованное движение рук и ног при беге. | ||
4. | Круговая тренировка с выполнением упражнений для плечевого пояса и рук. Валеоигры. | |||
5. | Упражнения для ног (индивидуальные). Разновидности прыжков. | |||
6. | Раздел 5. Дыхательные упражнения | Упражнения на согласование движений и дыхания. Игра «Пловец». | ||
7. | Упражнения на развитие носового дыхания. Игра «Цветок». | |||
8. | Раздел 6. Упражнения на расслабление | Активные упражнения на расслабление для мышц рук и ног. Игровые упражнения: «Палуба». «лошадка». | ||
9. | Расслабление одних мышц при одновременном напряжении других. Игровые упражнения: «любопытная Варвара», «Лимон», «пара». | |||
10. | Пассивное расслабление после напряжения отдельных мышечных групп. | |||
11. | Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция | Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию. Игра «Сказка». | ||
12. | Самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Игра «Пожелание». | |||
13. | Сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. | |||
14. | Раздел 4. Специальная физическая подготовка | Осанка и имидж. Подвижные игры: «Встань как я», «Построй домик». | ||
15. | Комплекс упражнений по формированию правильной осанки. Игра: «Кошка и мышки». | |||
16. | Упражнения на равновесие на месте и в движении. | |||
17. | Упражнения на гибкость стоя и сидя. | |||
18. | Укрепление мышечного корсета. Упражнения по Мюллеру. | |||
II четверть | ||||
19. | Раздел 3. Общая физическая подготовка | Упражнения в беге на месте и в передвижении. Эстафеты. | ||
20. | Упражнения для плечевого пояса и рук с мячами, в паре. | |||
21. | Упражнения для ног у опоры, с партнёром. | |||
22. | Упражнения для туловища на месте в различных исходных положениях, у опоры. | |||
23. | Упражнения для туловища в движении; с предметами; с партнером. | |||
24. | Раздел 4. Специальная физическая подготовка | Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику | ||
25. | Акробатические упражнения: стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки | |||
26. | Акробатические упражнения: стойка на руках у стены, соединение элементов | |||
27. | Раздел 5. Дыхательные упражнения | Упражнения на согласование движений и дыхания. Игра «Стрелок» | ||
28. | Упражнения с задержкой и усилением дыхания. Игры: «Ежик», «Часики, «ветерок». | |||
29. | Упражнения с задержкой и усилением дыхания. Игры: «футбол», «дудочка». | |||
30. | Упражнения на развитие носового дыхания. Игра «запахи» | |||
31. | Упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, брюшной, полное дыхание) | |||
32. | Комплекс дыхательных упражнений с применением игровых упражнений. | |||
III четверть | ||||
33. | Раздел 2. Теоретические сведения | Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. | ||
34. | Раздел 3. Общая физическая подготовка | Комплексы общеразвивающих упражнений без предмета. | ||
35. | Комплексы общеразвивающих упражнений с обручами, в парах. | |||
36. | Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж | Назначение массажа, показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа | ||
37. | Приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация. | |||
38. | Приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя) | |||
39. | Самомассаж и взаимомассаж рук и мышц плечевого пояса. | |||
40. | Самомассаж стоп и голени. | |||
41. | Самомассаж пальцев, ладоней, стоп. | |||
42. | Самомассаж и взаимомассаж спины. | |||
43. | Активные приемы массажа. | |||
44. | Пассивные приемы массажа из положения лёжа на животе. | |||
45. | Пассивные приемы массажа из положения лёжа на спине. | |||
46. | Раздел 6. Упражнения на расслабление | Активные упражнения на расслабление мышц лица. | ||
47. | Активные упражнения на расслабление в паре. | |||
48. | Пассивные упражнения на расслабление мышц рук, ног, спины. | |||
49. | Пассивные упражнения на расслабление. Релаксация. | |||
50. | Статические пассивные упражнения на расслабление с помощью партнёра. | |||
51. | Локальные и общие упражнения на расслабления | |||
52. | Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления | Физкультурный праздник «Цирковое представление» | ||
IV четверть | ||||
53. | Раздел 5. Дыхательные упражнения | Составление комплекса дыхательных упражнений из известных дыхательных упражнений. | ||
54. | Комплексы дыхательных упражнений для профилактики простудных заболеваний. | |||
55. | Раздел 4. Специальная физическая подготовка | Упражнения на укрепление мышечного корсета с мячами | ||
56. | Упражнения на укрепление мышечного корсета с партнёром | |||
57. | Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с мячами | |||
58. | Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с предметами (карандаши, гимнастические палки) | |||
59. | Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры. | |||
60. | Упражнения на равновесие на месте | |||
61. | Упражнения на равновесие в движении | |||
62. | Упражнения на гибкость с партнёром. | |||
63. | Упражнения на гибкость индивидуально | |||
64. | Раздел 6. Упражнения на расслабление | Локальные и общие упражнения на расслабления | ||
65. | Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция | Двигательные способы психорегуляции сидя на месте. | ||
66. | Двигательные способы психорегуляции работая в парах. | |||
67. | Дыхательные способы психорегуляции при стрессовых ситуациях. | |||
68. | Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления | Праздник здоровья |