Лекция №8. Чтение и изучение текста художественного произведения в школе




План:

1. Чтение произведения - основа его изучения.

2. Виды чтения.

3. Организация домашнего чтения.

4. Приемы изучения художественного произведения.

 

Ключевые слова: образцовое чтения учителя; первое и повторное чтение учащихся, комментирование, выразительное чтение, домашнее чтение; тихое и громкое, классное и внеклассное, индивидуальное, коллективное, чтение по ролям; беседа, цитирование, работа над планом, пересказ, разбор текста: детальный (текстуальный), выборочно-направленный, обзорный.

 

Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение.

Зачастую чтение текста предваряется выразительным чтением его начала. В средней школе можно прочесть в классе несколько глав, и лишь затем задать прочитать остальное. Такое чтение сопровождается комментированием. Комментарии должны быть краткими и не дублировать учебник. Они строятся как «размышления вслух», сливаются с чтением, вычленяют главное. (+схема)

Виды комментариев:

- предварительный;

- историко-бытовой;

- исторический;

- историко-литературный;

- лексический;

- лексико-фразеологический;

- идейно-стилевой;

- контекстуальный;

- подытоживающий.

Чтение может быть домашним и классным.

Классное чтение: чаще дается в средних классах. Плюсы – уверенность учителя, что ученик познакомился, услышал его выразительное звучание; минусы – чтение учителя влияет на восприятие ученика.

Домашнее чтение – чаще дается в старших классах. Плюсы – интимность процесса, можно задавать большие объемы текста; минусы – необходим контроль.

Эти два вида чтения необходимо совмещать.

В средней школе чаще используется классное чтение, то есть чтение вслух: в 5-6 классах у учеников невысокая техника чтения, при чтении про себя дети не получают удовольствия, а концентрация внимания надолго невозможна. Однако нельзя подменять выразительное чтение текста работой над техникой чтения (последняя выполняется в процессе анализа, отчасти индивидуально).

В старших классах чтение становится в основном домашним: из-за объемов произведений прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.

Контроль за ходом чтения желательно облечь в разнообразные формы:

1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.).

2. Выполнение заданий. (назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе).

3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.

4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их.

Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.

Анализ художественного произведения в школе – это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста, который не должен уничтожить того эмоционального впечатления, какое могло возникнуть у школьников при самостоятельном чтении.

В работе над произведением всегда рассматривается три уровня содержания:

- исследуемая автором жизнь;

- элементы художественной формы;

- авторская художественная концепция.

Структура процесса изучения:

1. распределить материал во времени (от 1 до 5 уроков).

2. сгруппировать материал (тематически, по проблемам, по сюжетным звеньям), найти внутренние связи между ними в каждом уроке, а также переходы, соединяющие все уроки между собой в единую систему.

3. внутри каждого урока продумать учебную ситуацию.

4. продумать объем изучения произведений (полностью или выборочно по главам, подробно или сжато и т.д.)

Разновидности анализа произведения:

- детальный разбор;

- выборочно-направленный;

- обзорный.

Выборочно-направленный разбор текста – это изучение его с известной степенью заостренности на какой-либо проблеме, как бы под заданным углом зрения. Вопросы к тексту должны быть емкими и исключающими односложность, однолинейность ответов.

Объект детального (текстуального) разбора – глава, эпизод или другие компоненты произведения. Обычно выбираются ключевые эпизоды, в которых раскрываются характеры героев. Такой анализ предполагает пристальное рассмотрение текста на разных уровнях.

Деятельность учащихся при детальном анализе: пересказ, устное словесное описание, беседа.

Подробным анализом нельзя злоупотреблять: он требует много времени, может привести к дробности восприятия, может утомить учащегося, вследствие чего школьники потеряют интерес к работе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: