Акцентология (от латинского accentus – ударение, акцент и греческого logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции русского ударения.
Ударение – один из важнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (л е карство – лекарство, консерваторский – корсерваторский, рефлекторный – рефлекторный) и грамматических форм (струны – струны, стекла – стёкла, воды – воды).
Словесное ударение – выделение голосом одного из слогов неодносложного слова. Каждое слово, как правило, состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове два или больше слогов, то они произносятся неодинаково. Один из слогов выделяется. Это выделение и называется словесным ударением.
Способы выделения ударного слога в русском языке – четкая артикуляция и бо′льшая длительность звуков, сила (громкость) и тембр голоса.
В русском языке также выделяют побочное (добавочное) ударение – слабое ударение, которое бывает в многосложных словах наряду с основным ударением и обычно стоит ближе к началу слова. Побочным ударением выделяются части сложных (нефтегазовый, газопровод, гео̀̀логоразве́дка) и сложносокращенных (стройматериалы, газпром) слов, а также некоторые приставки: антикоррозийный, послевузовский, проамериканский. В широкоупотребительных словах побочное ударение не выделяется: рыболов, зверобой, водопровод, старомодный. В словах с тремя – четырьмя частями возможны три ударения – два первых побочные, а последнее – основное: нефтегазодобывающий, пылеводонепроницаемый, газпромстройбанк.
Логическое ударение – выделение в речи более сильным ударением какого-либо значимого, важного в смысловом отношении слова.
Неподвижное ударение – ударение, которое при образовании грамматических форм слова и при словообразовании остается на одном и том же месте: книга, книги, книге, книгой, о книге, книги, книгам, книгами, о книгах, звоню, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят; богатый – богач, бога́тство; обеспечить – обеспечение; ходатай – ходатайство, ходатайствовать. Около 96% слов русского языка имеют неподвижное ударение или на основе, или на окончании.
Вызывает трудности именно подвижное ударение – ударение, которое переходит с одного слога на другой, с одной морфемы на другую как при формообразовании, так и при словообразовании: письмо́ – пи́сьма, боро́ться – бо́рется – борьба́, звезда́ – звёзды, ко́лос – колосо́к – коло́сья – колоси́тся, вода́ – во́ды. Слов с подвижным ударением очень мало, но они относятся к наиболее употребительным и входят в основной словарный фонд русского языка.
Особенности русского ударения:
1) ударение в русском языке свободное, т.е. не закреплено за каким-то определенным слогом. (Например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударный всегда первый слог, в большинстве слов английского языка ударение тоже на первом слоге; в польском, грузинском – предпоследний; в армянском и французском – последний.);
2) ударение в русском языке разноместное (подвижное ) – может падать на любой слог, на любую морфему (приставку, корень, суффикс, окончание), что позволяет разграничивать грамматические формы одного и того же слова (стены – стены) и два разных слова (полка и полка.
Ударение в русском языке может выполнять семантическую (смыслоразличительную) функцию: замок – замок, пища – пища (издавая писк), мука – мука, парить – парить, языковой – языковый.
Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:
1) общеупотребительный и профессиональный: искра – искра, компас – компас, осуждённый – осужденный;
2) литературный и диалектный: дикий – дикой, холодно – холодно, задолго – задолго;
3) литературный и просторечный: квартал – квартал, красивее – красивее, щавель – щавель, свёкла – свекла, километр – километр, шофёр – шофер;
4) нейтральный и разговорный: приговор – приговор, занята – занята, повторишь – повторишь;
5) литературный и народно-поэтический: девица – девица, молодец – молодец, честный – честной, шё́лковый – шелковый;
6) современный и устаревший: кладбище – кладбище, ракурс – ракурс, музыка – музыка, безнадёжный – безнадежный;
7) равноправные: иначе – иначе, залитый – залитый, кружится – кружится.
Безударные слова требуют отдельного разговора. Как правило, служебные слова и частицы не имеют на себе ударения.
Одни из них, чаще всего односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на воде, при дороге, от леса, по пути.
Другие, чаще всего односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе ударение: пришел кто-то, скажи-ка, я ведь обещал, ты же открыл дверь, придут ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.