Сущность последних поправок к статьям Конституции по проблемам культуры и культурного наследия.




ОГКП РФ.

Лекция на тему:

Сущность поправок к статьям Конституции РФ по проблемам культуры и культурного наследия

Прежде всего необходимо остановиться на характеристике последних общих поправок в Конституцию РФ:

Общие тезисы о том, какие изменения содержат поправки в Конституцию РФ:

· Создание федеральных территорий и организация на них публичной власти;

· Защита территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы РФ;

· Добавлен пункт о правопреемстве СССР;

· Добавлено упоминание Бога, защиты исторической правды, признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания. В частности, Ст. 67.1: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Установление русского языка государствообразующим: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Русский язык объединяет нашу нацию и всю нашу страну. Сохранить культуру, язык и традиции — значит сохранить страну.

· Признание культуры Российской Федерации уникальным наследием;

· Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом;

· Установление возможности размещения отдельных органов власти вне города Москвы;

· Расширение полномочий ведомств России;

· Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов Российской Федерации, добавление пункта о защите семьи и материнства;

· Оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже 1 раза в год;

· Обязательная индексация социальных пособий;

· Создание условий экономического роста страны, повышения доверия между государством и гражданами;

· Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти;

· Приоритет Конституции РФ над международным правом;

· Закрепление мер по международному поддержанию мира;

· Поддержание президентом мира и согласия в стране;

· Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства;

· Добавление президенту дополнительных полномочий;

· Установление неприкосновенности для президента после отставки;

· Изменение механизма отрешения президента от должности;

· Ужесточение требований к сенаторам и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности;

· Совместное собрание палат только для заслушивания президента;

· Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей;

· Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом;

· Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии;

· Ужесточение требований к прокурорам и судьям;

· Генеральный прокурор может сниматься с должности президентом РФ;

· Усиление полномочий Государственного Совета Федерации;

· Главы силовых ведомств и региональные прокуроры назначаются президентом и Советом Федерации.

· Совет Федерации может снимать с должности судей;

· Президент и высокопоставленные чиновники не могут иметь иностранное гражданство;

· Конституционный суд может проверять законопроекты;

· Местное самоуправление подчиняется Федеральным законам;

· Госдума будет утверждать председателя правительства;

· Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать население медицинской помощью.

Сущность последних поправок к статьям Конституции по проблемам культуры и культурного наследия.

Культура в России – одна из важных и основополагающих отраслей, которая задает направление развития страны как в целом, так и касаясь каждой стороны общественной жизни напрямую или косвенно. Значимость культуры признается представителями власти на разных уровнях. Как и любая другая сфера жизни, культура нуждается в закреплении своих аспектов, основ и тезисов в законодательстве.

Культурная политика впервые конкретно определяется Президентом России в его Указе от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Однако со временем законы меняются, совершенствуются, в них постоянно вносятся изменения и дополнения. Самые важные и значимые изменения вносятся в Конституцию России как в основной и самый главный закон. Последние изменения в Конституцию были внесены Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Поправки не обошли стороной и культуру страны.

Последние поправки к Конституции РФ:

Введена статья 67.1, в которой упоминается правопреемство СССР. Во второй части она «устанавливает принцип исторического правопреемства государства и отсылает нас к тысячелетней истории образования нашего государства», что также положительно сказывается на отношении к культуре, ведь и она имеет свою историю, имеет взаимовлияние на нее.

В третьей части статьи защищается исторический подвиг нашего народа во Второй мировой войне. Этому посвящены многие произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки военной и послевоенной эпох. Защищая эту тематику, лишний раз обращается внимание и на этот аспект в культуре, чем также заслуживает отнесение к проблемам культурного наследия.

В части четвертой статьи 67.1 на высшем законодательном уровне закрепляется приоритет детей в политике страны. Государство обязуется создать «условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ч.4 ст. 67.1 Конституции РФ). Именно в воспитании ребенка закладываются основные ценности, которые в дальнейшем будут влиять на его развитие, на развитие в целом общества и всей страны. Именно поэтому необходимо прописать или, может быть, даже продублировать нормы семейного права в Конституции, так как незыблемость верховенствующего закона гарантирует обеспечение данной нормы права вне зависимости от того, будут ли вноситься изменения в Семейный кодекс. Отрасль семейного права довольно сильно совершенствуется в последнее время, и «исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства — интересы детей, определяются пути дальнейшего совершенствования семейной политики». Культура в воспитании детей также играет важную роль, так как именно она помогает формировать у ребенка правильное представление о мире, о духовных ценностях, о добре и зле, о нравственности, и, таким образом, культура и в этой части статьи косвенно поддерживается законодателем.

Статья 68 дополнена частью 4, которая напрямую затрагивает культуру, обеспечивая ее государственную охрану и поддержку: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» (часть 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации).

В первой части этой нормы права вся культура страны, без выделения каких-либо ее отраслей, причисляется к уникальному наследию народа. Ввиду небольшого срока, прошедшего со дня принятия поправок в Конституцию, законодатель еще не успел дать толкование, что он понимает под уникальностью наследия культуры и обоснованность определения народа страны в этом смысле как многонациональный. Так, к примеру, у некоторых юристов и профессоров кафедр конституционного права возникают замечания к формулировке данной статьи. К примеру, Гриценко Е. В., доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права СПбГУ в своей статье «Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020» замечает алогичность в том, что законодатель «провозглашает культуру в Российской Федерации, а значит, и русский язык уникальным наследием всего ее многонационального народа». Тем не менее, попытки законодателя ввести понятие культуры в Конституцию, да еще и в таком важном и глобальном значении питают надежду на дальнейшее развитие закрепления в законодательстве как культуры в целом, так и отдельных ее отраслей, отдельных положений этих отраслей, а также различных пояснений и толкований к таким нормам права.

Одной из самых интересных поправок в Конституцию стала поправка о защите российской культуры. Один из ее авторов – директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, отмечает: «Культура с нами всегда. Она несет в себе генетический и исторический код нации. "Россия - значит Достоевский", - повторяют в мире. И Гоголь. И Солженицын. И Расул Гамзатов. Они всегда, неустаревающие, с нами. Культура, включая сегодняшнюю, символизирует Россию в мире. Культура – это то, что у нас нельзя отнять. И то, что мы не можем потерять, даже если постараемся. Культуру как символ хранят и берегут, как берегут знамя. И мы должны это провозгласить в Конституции. И это, поверьте, может стать замечательной мировой инновацией. И по-настоящему прозвучать, если мы говорим, что естественно записать в Основной Закон страны обязанность оберегать и сохранять культуру. Это все рождено не из досужих размышлений и бесед за чаем, а возникло из самой жизни и практики. Когда культуру вдруг начинают считать в первую очередь инструментом пополнения бюджета и требуют от нее сначала доходов и самоокупаемости, это как раз говорит об отсутствии в Конституции принципа защиты культуры.

И Конституция больше, чем право. Она сама часть культуры нации. Наша задача, чтобы Конституция соответствовала культуре, которой мы гордимся. Культура, вынесенная в первые пункты Конституции, - это в наших традициях. Поправка в Конституцию даст нам основание построить правильное законодательство, защищающее и развивающее культуру – и фундаментальную ее часть, и заказную, коммерческую. Казалось бы, фраза о защите культуры из каких-то занебесных фраз, но она дает возможность построить на этом целую систему, и не однажды, а в веках. Нам нельзя не развивать культуру, она "долгоиграющий" признак нашей цивилизации и российской идентичности».

 

Статья 69 дополняется 2 и 3 частями, провозглашающими отдельную защиту государством культурной самобытности «всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантию сохранения этнокультурного и языкового многообразия» (часть 2 статьи 69 Конституции). Цели сохранения культуры малочисленных народов законодатель ставил еще в 2000 году, когда в статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» прописывал возможность «организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов». Однако, теперь в 69 статье Конституции, несмотря на определение ее тематики в первой части как «прав коренных малочисленных народов» (часть 1 статьи 69 Конституции), во второй части говорится о народах вообще, следовательно, о всех нациях, обо всем многонациональном народе страны, тем самым, повторяя с незначительными изменениями четвертую часть предыдущей статьи. Опять же, остается надеяться на нормы-толкования этих положений Конституции.

Одной из самых резонансных поправок в Конституцию стала поправка о русском языке. О том, не ущемит ли она родные языки народов России и зачем она нужна в принципе, рассказывают ведущие эксперты по национальной политике и те, кто принимал участие в продвижении поправки.

«Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов», - так в новой редакции планируется закрепить статус русского языка в 68-й статье Конституции.

Маргарита Лянге, член Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям:

Русский язык в мировой иерархии – один из пяти мировых языков, а в России – государственный язык и язык межнационального общения. На 277 языках и диалектах говорит наша страна. Чтобы мы были единым целым и могли друг друга понимать, нужен один язык. Необходимо закрепить в Конституции статус русского языка как связующую нас сущность, как язык межнационального общения.

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин: «Не русский я, но россиянин»

Светлана Смирнова, председатель совета Ассамблеи народов России: Русские составляют 82 процента населения страны. Они по факту объединяющий народ. Благодаря его объединяющей роли мы имеем этнокультурное и языковое многообразие. У нас 193 народа говорят на 277 языках и диалектах, а 100 языков изучаются в системе образования. Еще поэтому русский язык как маркер: он объединяет не только народы, но и языки и стал языком государствообразующего народа. У нас не было и нет ассимиляции разных народов, как, например, во Франции и других странах Европы. Теперь ассимиляционные и дискриминационные меры по отношению к родным языкам просто невозможны: поправки в Конституцию как раз гарантируют всем народам страны право на сохранение родного языка, его изучение и развитие.

Хаути Сохроков, президент Международной Черкесской Ассоциации: Национальные республики, согласно поправкам, вправе устанавливать свои государственные языки. Во второй части 68-й статьи подчеркнуто: «...В органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик родные языки употребляются наряду с государственным языком». То есть родные языки равны по статусу с русским языком в республиках. Это еще одна, уже конституционная гарантия сохранения родных языков. Чего, кстати, раньше не было.

Петр Тултаев, мэр Саранска, председатель Ассоциации финно-угорских народов РФ: Я вырос в селе, где половина мордвы и половина русских. Мы все говорили на русском. Русификация? Но у нас в семье и роду – интернационал. У меня, моих братьев и сестер в родичах – дагестанец, мордва, башкиры, разумеется, русские и татары. И если бы не русский язык – как нам родниться? Это я к тому, что кавказская, татарская, мордовская, да какая угодно российская культура давно стала частью великой русской культуры, а русский язык ее фундаментом. Ну как любой из «кирпичиков» этой культуры вынуть?

Упоминание Бога в Конституции не нарушает светский характер государства.

Вот что по этому поводу говорит Директор Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»: «...сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога», - эти слова из поправки в Конституцию про нас. Находясь в глубине России, в Пушкинских Горах, мы эту фразу воспринимаем как точное описание нашей работы и нашей жизни. Кому-то от предков достались идеалы, и упоминание об этом в Конституции не означает, что Российское государство идеалистическое. Кому-то – вера, и от упоминания о ней в Конституции государство не перестает быть светским. Одно не противоречит другому. Самые счастливые среди нас, возможно, те, у кого в душе уживаются и идеалы, и вера. Вот что я хочу напомнить: на поле Куликовом и на батарее Раевского предки умирали за Русь, за Россию с именем Бога на устах. Великая культура России создана в православном государстве. И, "сохраняя память предков", мы не можем делать вид, что это не так. В конце концов, и в гимне России уже много лет есть слова «Хранимая Богом родная земля». Разве от этого наша земля за эти годы стала менее родной для тех, кто в Бога не верит?»

В пункт «е» части 1 статьи 72 Конституции к культуре и физической культуре как совместным объектам ведения России и ее субъектов добавилась молодежная политика. Надо отметить, что пунктов в данной части статьи много, однако, молодежная политика была поставлена именно в пункт «е», наряду с культурой и образованием. Это подразумевает отпечаток этих сфер на будущих направлениях деятельности молодежной политики в целом, каких-то отдельных ее инициатив и положений.

Данная статья выделяет перечень тех сфер, регулирование которых в какой-то части федеративные органы власти доверяют органам власти субъектов федерации, в противовес почти такому же перечню вопросов в предыдущей статье, где перечисляется находящееся в ведении только лишь Российской Федерации. И культура, и нововведенная наряду с ней молодежная политика, однако же, отнесены именно к совместному ведению. Это дает право определять направления молодежной политики и культуры в каждом регионе, исходя из насущных потребностей теперь уже не только населения региона в целом, но и учитывая интересы молодежи как поколения будущего, которое напрямую влияет на развитие государства и культуры в нем.

Подводя итог нашему краткому анализу, можно сделать вывод: наша богатейшая культура — от фресок Андрея Рублева до русского авангарда, от стихов Пушкина до фильмов Андрея Тарковского, — пользующаяся огромным авторитетом в мире, нуждается в защите. Внесение в Конституцию поправки о защите культуры — это осознание, что лучшие в мире российские музейные коллекции или оркестр Гергиева так же важны, как безопасность и эффективная экономика.

Все статьи, в которые были внесены изменения о культуре, находятся в главе третьей Конституции – Федеративное устройство, объектом которой преимущественно является устройство страны в целом. Именно в эту главу и ранее, и сейчас, при введении поправок, была отнесена культура. Данный факт показателен: законодатель понимает сущность и значимость культуры и культурного наследия для страны и будущих поколений. Конечно, присутствуют некоторые пробелы с точностью формулировок нововведенных норм, но данные пробелы в будущем обязательно будут устранены постановлениями Конституционного суда и различными подзаконными актами. Безусловно, последние поправки не являются окончательным изложением положения культуры, но это стимул к дальнейшей работе законодателя в этом вопросе, это поддержка на самом высшем законодательном уровне и большой вклад в будущее России.

 

Список литературы

· Конституция Российской Федерации (ред. 01.07.2020) //Российская газета - Федеральный выпуск № 144 (8198) от 4 июля 2020 года

· Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122 в ред. от 27 июня 2018 г. № 164-ФЗ

· Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) // «Проспект», 2020

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: