ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зарубежная филология
Практическое занятие.
Тема: Культура Древнего Рима. Древнеримская лирика.
Вопросы:
1. Периодизация культуры Древнего Рима.
2. Геокультурная характеристика Древнего Рима.
3. Древнеримская мифология и религия.
4. Древнеримская лирика (Катулл, Гораций). Общая характеристика.
5. Гораций. «Памятник». Сформулируйте в виде тезисов основные мысли двух стихотворений, основанных на оде Горация «Памятник»:
Перевод А. П. Семенова-Тян-Шанского (1866-1942) | А.С. Пушкин |
Создан памятник мной. Он вековечнее Меди, и пирамид выше он царственных. Не разрушит его дождь разъедающий, Ни жестокий Борей, ни бесконечная Цепь грядущих годов, в даль убегающих. Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя Избежит похорон: буду я славиться До тех пор, пока жрец с девой безмолвною Всходит по ступеням в храм Капитолия. Будет ведомо всем, что возвеличился Сын страны, где шумит Ауфид стремительный, Где безводный удел Давна - Апулия, Эолийский напев в песнь италийскую Перелив. Возгордись этою памятной Ты заслугой моей и, благосклонная Мельпомена, увей лавром чело мое! | Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. |
|
6. Гораций. «Послание в Пизонам». Соотнесите фрагменты «Послания к Пизонам»[1] Горация с его эстетическими принципами (А.Ф. Лосев. Античная литература):
Фрагмент | Принцип |
Если бы женскую голову к шее коня живописец Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду, Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой, - смотря на такую Выставку, други, могли ли бы вы удержаться от смеха? Верьте, Пизоны! На эту картину должна быть похожа Книга, в которой все мысли, как бред у больного горячкой. | Умение мыслить должно прийти к поэту раньше, чем умение складывать слова. |
Комик находит трагический стих неприличным предмету; Ужин Фиеста - равно недостойно рассказывать просто Разговорным стихом, языком для комедии годным. Каждой вещи прилично природой ей данное место! Но иногда и комедия голос свой возвышает. | Цель поэта – не слава, а совершенство и гармония поэзии. |
Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить! Книги философов могут тебя в том достойно наставить, А выраженья за мыслью придут уже сами собою. | Уместность стиха в трагедии или комедии |
Честный и сведущий муж откровенно стих слабый заметит, Жесткий осудит, небрежный, тростник обмакнувши в чернила, Черным отметит крестом, украшенья пустые отбросит; Видя неясность в стихе, выраженью принудит дать ясность; Встретя двусмысленность, тотчас укажет, что должно исправить. | Нельзя давать на сцене безобразные и отвратительные действия. Лучше пусть это будет рассказано, а не показано. |
Ты берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто Или, что скоро в рассказе живом сообщит очевидец. Нет, не должна кровь детей проливать пред народом Медея, Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы, Прокна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться: Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно. | Цель поэтического творчества – приносить пользу и услаждать, говорить сразу и приятное, и полезное для жизни |
Или полезными быть, иль пленять желают поэты, Или и то, и другое: полезное вместе с приятным. | Простота и единство |
|
7. Соотнесите описание с понятием (названием):
Аппиева дорога. Везувий. Ватиканский холм. Капитолийский холм. Катакомбы Рима. Лаций. Марсово поле. Помпеи. Рим. Тибр. Этна. Этрурия.
Географическое название | Описание |
Регион Древнего Рима, позже завоеванный латинами; прародина римлян и современных романских языков. | |
Знаменитый холм на правом берегу Тибра, на котором Калигула разбил сады, а Нерон построил цирк; сейчас – карликовое государство. | |
Действующий и наиболее опасный вулкан Еропы. | |
Великий город, основанный легендарными братьями-близнецами, потомками троянца Энея. | |
Одна из древнейших областей на северо-западе античной Италии, культура которой была наиболее тесно связана с культурой Древнего Рима. | |
Самый большой активный вулкан Италии с богатой мифологией: в пещерах его жил Гефест, обитают циклопы (Полифем), воюющие с олимпийцами гиганты, в кратер вулкана бросился философ Эмпедокл. | |
Часть Рима, предназначенная для военных и гимнастических упражнений и посвященная богу войны. | |
Древнеримский город, основанный Гераклом и погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 г.; сейчас – музей под открытым небом. | |
«Царица дорог» в Древнем Риме, вдоль которой расположены христианские и иудейские катакомбы. | |
Река, в воды которой были сброшены легендарные младенцы Ромул и Рем и на берегах которой основан Рим. | |
Места погребений («углубления») вдоль Аппиевой дороги. | |
Один из семи холмов, на которых возник Древний Рим; известен своим храмом, в котором происходили заседания сената и народные собрания. |
|
[1] Перевод М. Дмитриева.