Тема: Культура Древнего Рима. Древнеримская лирика.




ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Зарубежная филология

Практическое занятие.

Тема: Культура Древнего Рима. Древнеримская лирика.

Вопросы:

1. Периодизация культуры Древнего Рима.

2. Геокультурная характеристика Древнего Рима.

3. Древнеримская мифология и религия.

4. Древнеримская лирика (Катулл, Гораций). Общая характеристика.

5. Гораций. «Памятник». Сформулируйте в виде тезисов основные мысли двух стихотворений, основанных на оде Горация «Памятник»:

Перевод А. П. Семенова-Тян-Шанского (1866-1942) А.С. Пушкин
Создан памятник мной. Он вековечнее Меди, и пирамид выше он царственных. Не разрушит его дождь разъедающий, Ни жестокий Борей, ни бесконечная Цепь грядущих годов, в даль убегающих. Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя Избежит похорон: буду я славиться До тех пор, пока жрец с девой безмолвною Всходит по ступеням в храм Капитолия. Будет ведомо всем, что возвеличился Сын страны, где шумит Ауфид стремительный, Где безводный удел Давна - Апулия, Эолийский напев в песнь италийскую Перелив. Возгордись этою памятной Ты заслугой моей и, благосклонная Мельпомена, увей лавром чело мое! Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.   Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.   И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.   Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

 

6. Гораций. «Послание в Пизонам». Соотнесите фрагменты «Послания к Пизонам»[1] Горация с его эстетическими принципами (А.Ф. Лосев. Античная литература):

 

Фрагмент Принцип
Если бы женскую голову к шее коня живописец Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду, Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой, - смотря на такую Выставку, други, могли ли бы вы удержаться от смеха? Верьте, Пизоны! На эту картину должна быть похожа Книга, в которой все мысли, как бред у больного горячкой. Умение мыслить должно прийти к поэту раньше, чем умение складывать слова.
Комик находит трагический стих неприличным предмету; Ужин Фиеста - равно недостойно рассказывать просто Разговорным стихом, языком для комедии годным. Каждой вещи прилично природой ей данное место! Но иногда и комедия голос свой возвышает. Цель поэта – не слава, а совершенство и гармония поэзии.
Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить! Книги философов могут тебя в том достойно наставить, А выраженья за мыслью придут уже сами собою. Уместность стиха в трагедии или комедии
Честный и сведущий муж откровенно стих слабый заметит, Жесткий осудит, небрежный, тростник обмакнувши в чернила, Черным отметит крестом, украшенья пустые отбросит; Видя неясность в стихе, выраженью принудит дать ясность; Встретя двусмысленность, тотчас укажет, что должно исправить. Нельзя давать на сцене безобразные и отвратительные действия. Лучше пусть это будет рассказано, а не показано.
Ты берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто Или, что скоро в рассказе живом сообщит очевидец. Нет, не должна кровь детей проливать пред народом Медея, Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы, Прокна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться: Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно. Цель поэтического творчества – приносить пользу и услаждать, говорить сразу и приятное, и полезное для жизни
Или полезными быть, иль пленять желают поэты, Или и то, и другое: полезное вместе с приятным. Простота и единство

 

7. Соотнесите описание с понятием (названием):

Аппиева дорога. Везувий. Ватиканский холм. Капитолийский холм. Катакомбы Рима. Лаций. Марсово поле. Помпеи. Рим. Тибр. Этна. Этрурия.

 

Географическое название Описание
  Регион Древнего Рима, позже завоеванный латинами; прародина римлян и современных романских языков.
  Знаменитый холм на правом берегу Тибра, на котором Калигула разбил сады, а Нерон построил цирк; сейчас – карликовое государство.
  Действующий и наиболее опасный вулкан Еропы.
  Великий город, основанный легендарными братьями-близнецами, потомками троянца Энея.
  Одна из древнейших областей на северо-западе античной Италии, культура которой была наиболее тесно связана с культурой Древнего Рима.
  Самый большой активный вулкан Италии с богатой мифологией: в пещерах его жил Гефест, обитают циклопы (Полифем), воюющие с олимпийцами гиганты, в кратер вулкана бросился философ Эмпедокл.
  Часть Рима, предназначенная для военных и гимнастических упражнений и посвященная богу войны.
  Древнеримский город, основанный Гераклом и погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 г.; сейчас – музей под открытым небом.
  «Царица дорог» в Древнем Риме, вдоль которой расположены христианские и иудейские катакомбы.
  Река, в воды которой были сброшены легендарные младенцы Ромул и Рем и на берегах которой основан Рим.
  Места погребений («углубления») вдоль Аппиевой дороги.
  Один из семи холмов, на которых возник Древний Рим; известен своим храмом, в котором происходили заседания сената и народные собрания.

 


[1] Перевод М. Дмитриева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: