ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».




Подготовка к сочинению на литературную тему

1. Главное в каждом сочинении - тема, поэтому работа начинается с её выбора. Тщательно продумайте формулировку темы, осмыслите содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выясните круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить.

2. Решите вопрос о стиле речи. Обдумайте свой замысел, зачем, кому вы адресуете своё сочинение, какова его основная мысль.

3. Соберите материал для сочинения. Выберите наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскройте сущность явлений, событий, эпизодов.
Помните, что содержательность письменной работы определяется тем, в какой степени вы сумеете понять и оценить место анализируемого произведения в литературном процессе.

4. Сочинение должно быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. Помните: работа без основного тезиса и необходимых его доказательств неминуемо превращается в изложение случайно сохранившихся в памяти отрывочных сведений о том или ином герое или событии.
Главная мысль и составит идею сочинения. Она станет прочувствованной, если будет высказана точка зрения автора сочинения, его заинтересованное отношение к тому, о чём он пишет.

5. Составьте, если нужно, план. Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности.

6. Подберите к сочинению эпиграф. Он не обязателен, но желателен, ибо украшает работу, обогащает её, делает более содержательной, стройной. Эпиграф - своего рода ключ к пониманию произведения или всего творчества писателя.

7. Каждое положение, наблюдение, утверждение, высказанную мысль подкрепляйте цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно-критической статьи или другого источника.
Но и не перегружайте свою работу цитатами, сохраняйте чувство меры, однако совсем обойтись без цитат нельзя, особенно если анализируется стихотворный текст.
В случае сомнения в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, его можно пересказать своими словами, соблюдая необходимую пунктуацию.

9. При написании работы помните об общих требованиях к слогу любого сочинения:
а) ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);
б) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
в) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
г) образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).

 

Подготовка — это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для сочинения; в-третьих,, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

 

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Цели урока:

Образовательные:

1) уметь правильно понимать авторский текст;

2) уметь выражать собственную позицию к заданной теме;

3) уметь использовать выдержки из критических статей;

4) уметь работать с эпиграфом;

5) уметь сопоставлять анализируемое произведение в различных видах искусства.

Развивающие:

1) развить логическое, аналитическое мышление учащихся;

2) способствовать развитию творческого подхода при написании сочинений;

3) закрепить знания, умения и навыки учащихся при написании сочинения (выбор или формулировка темы, постановка проблемы, раскрытие идеи, жанровые разновидности сочинений и их структура, требования к написанию сочинений и критерии их оценивания).

Воспитательные:

1) воспитать потребность в выражении личного отношения к поставленным проблемам, к совершенствованию навыков письменной и устной речи;

2) мотивировать учащихся в постановке вопросов и необходимости поиска ответов на эти вопросы.

Дидактический материал: текст произведения, черновик, тетрадь для сочинений, презентация, читательский дневник.

 

ХОД УРОКА.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: