Подготовка к сочинению на литературную тему
1. Главное в каждом сочинении - тема, поэтому работа начинается с её выбора. Тщательно продумайте формулировку темы, осмыслите содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выясните круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить.
2. Решите вопрос о стиле речи. Обдумайте свой замысел, зачем, кому вы адресуете своё сочинение, какова его основная мысль.
3. Соберите материал для сочинения. Выберите наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскройте сущность явлений, событий, эпизодов.
Помните, что содержательность письменной работы определяется тем, в какой степени вы сумеете понять и оценить место анализируемого произведения в литературном процессе.
4. Сочинение должно быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. Помните: работа без основного тезиса и необходимых его доказательств неминуемо превращается в изложение случайно сохранившихся в памяти отрывочных сведений о том или ином герое или событии.
Главная мысль и составит идею сочинения. Она станет прочувствованной, если будет высказана точка зрения автора сочинения, его заинтересованное отношение к тому, о чём он пишет.
5. Составьте, если нужно, план. Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности.
6. Подберите к сочинению эпиграф. Он не обязателен, но желателен, ибо украшает работу, обогащает её, делает более содержательной, стройной. Эпиграф - своего рода ключ к пониманию произведения или всего творчества писателя.
7. Каждое положение, наблюдение, утверждение, высказанную мысль подкрепляйте цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно-критической статьи или другого источника.
Но и не перегружайте свою работу цитатами, сохраняйте чувство меры, однако совсем обойтись без цитат нельзя, особенно если анализируется стихотворный текст.
В случае сомнения в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, его можно пересказать своими словами, соблюдая необходимую пунктуацию.
|
9. При написании работы помните об общих требованиях к слогу любого сочинения:
а) ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);
б) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
в) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
г) образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).
Подготовка — это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для сочинения; в-третьих,, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом ее раскрытия.
Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:
|
а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;
б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;
в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ
ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Цели урока:
Образовательные:
1) уметь правильно понимать авторский текст;
2) уметь выражать собственную позицию к заданной теме;
3) уметь использовать выдержки из критических статей;
4) уметь работать с эпиграфом;
5) уметь сопоставлять анализируемое произведение в различных видах искусства.
Развивающие:
1) развить логическое, аналитическое мышление учащихся;
2) способствовать развитию творческого подхода при написании сочинений;
3) закрепить знания, умения и навыки учащихся при написании сочинения (выбор или формулировка темы, постановка проблемы, раскрытие идеи, жанровые разновидности сочинений и их структура, требования к написанию сочинений и критерии их оценивания).
Воспитательные:
1) воспитать потребность в выражении личного отношения к поставленным проблемам, к совершенствованию навыков письменной и устной речи;
2) мотивировать учащихся в постановке вопросов и необходимости поиска ответов на эти вопросы.
Дидактический материал: текст произведения, черновик, тетрадь для сочинений, презентация, читательский дневник.
ХОД УРОКА.