История политических и правовых учений
(название дисциплины)
Специальность(и): 030501.65 «Юриспруденция»
Форма обучения: очная
(очная, заочная)
Москва
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Семестры | Всего учебного времени | Время по видам занятий (часы) | Вид итогового контроля (экзамен, зачет)[1] | ||||||||||
Аудиторные занятия | Защита курсовых работ | Самостоятельная работа студентов (СРС) | |||||||||||
лекции | семинары | практические занятия | лабораторные работы | деловые учебные игры | кон- трольные работы | всего на СРС | виды заданий на СРС[2] | ||||||
курсовые работы | рефераты | другие задания | |||||||||||
Экз. | |||||||||||||
ИТОГО |
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Номер темы по тематическому плану рабочей программы дисциплины | Вид учебного занятия. Форма промежуточного контроля | Количество часов | Тема и учебные вопросы занятия | Применяемые технические средства обучения | |
8 семестр | |||||
1.1. 1.2. 2.1. | Лекция | Тема лекции « Предмет, метод и структура дисциплины «История политических и правовых учений». Политические и правовые учения Древнего Востока. » 1. Предмет, метод и структура дисциплины 2. ППУ Древней Индии 3. ППУ Древнего Китая | Мультимедийная презентация | ||
Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме. » 1. ППУ Древней Греции 2. ППУ Древнего Рима | Мультимедийная презентация | |||
Семинар | Тема лекции « Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме. » 1. ППУ Древней Греции 2. ППУ Древнего Рима | ||||
Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма, в эпоху Возрождения и Реформации. ». 1. Направления и школы средневековой юридической мысли. Средневековые ереси. 2. Учение Фомы Аквинского о государстве, власти и законах. 3. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского. 4. Светская политико-правовая доктрина Н. Макиавелли. 5. Политико-правовые идеи Реформации. 6. Политико-правовое учение Ж. Бодена. 7. Утопическая социалистическая теория. | Мультимедийная презентация | |||
2.2. | Лекция | Тема лекции «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций. Учения немецкого и итальянского Просвещения XVII – XVIII вв.» 1. Учение Г. Гроция и государстве и праве. 2. Б. Спиноза. Пантеистическая концепция права и государства. 3. Т. Гоббс – теоретик политического абсолютизма. Дж. Локк – идеолог социального компромисса. 4. Естественно-правовые учения в Германии. 5. Итальянское Просвещение. Дж. Вико. Правовая теория Ч. Беккариа. | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема семинарского занятия « ППУ Возрождения, Реформации и ранних буржуазных революций ». 1. ППУ Возрождения, Реформации 2. ППУ ранних буржуазных революций | ||||
2.3. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и Великой французской революции. » 1. Политико-правовые взгляды Вольтера. 2. Политико-правовая доктрина Ш. Монтескье. 3. Политико-правовые идеи французских материалистов: Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. 4. Идеология буржуазного радикализма. Ж. Руссо. 5. М. Робеспьер. Критика тирании. Характеристика политического идеала – демократической республики. | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема семинарского занятия «« Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и Великой французской революции. »
1. Политико-правовые взгляды Вольтера.
2. Политико-правовая доктрина Ш. Монтескье.
3. Политико-правовые идеи французских материалистов: Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций.
4. Идеология буржуазного радикализма. Ж. Руссо.
| ||||
3.1. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв., во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. » 1. Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв. 2. ППУ во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема семинарского занятия « Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв., во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. » 1. Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв. 2. ППУ во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. » | ||||
3.2. | Лекция | Тема лекции « Позитивистское направление в теории государства и права во второй половине Х1Х в. » 1. Юридический позитивизм (формально-догматический) – Д. Остин, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Эсмен. 2. Социологический позитивизм. | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема семинара« Позитивистское направление в теории государства и права во второй половине Х1Х в. » 1. Юридический позитивизм (формально-догматический) – Д. Остин, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Эсмен. 2. Социологический позитивизм. | ||||
3.3. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в Америке. Конец ХVIII – первая половина ХХ в. » 1. Т. Джефферсон. Теория общественного договора и естественных прав человека. 2. Т. Пейн. Демократическая трактовка теории естественного права. 3. А. Гамильтон. Идея социального неравенства. 4. Политико-правовые взгляды в период индустриального развития. | Мультимедийная презентация | ||
4.1. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые идеи в Древнерусском государстве и в ХIV – ХVII вв. » 1. ППУ в Древнерусском государстве. 2. Образование централизованного государства. Проблема взаимоотношений церкви и государства, статуса верховной власти. 3. Проекты государственных преобразований И. Пересветова. 4. А. М. Курбский об организации верховной власти. 5. Период Смутного времени. «Временник» И. Тимофеева. | Мультимедийная презентация | ||
4.2. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в России в период формирования и развития абсолютной монархии ХVIII – ХIХ вв.». 1. Политико-правовое учение И. Т. Посошкова. 2. Политическая доктрина В. Татищева. 3. Политическая концепция С. Е. Десницкого. 4. План государственных преобразований М. М. Сперанского. 5. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. 6. Н.М. Муравьев. Проекты Конституции. Республиканская политическая программа П.И. Пестеля | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема лекции « Политические и правовые учения в России в период формирования и развития абсолютной монархии ХVIII – ХIХ вв.». 1. Политико-правовое учение И. Т. Посошкова. 2. Политическая доктрина В. Татищева. 3. Политическая концепция С. Е. Десницкого. 4. План государственных преобразований М. М. Сперанского. 5. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. 6. Н.М. Муравьев. Проекты Конституции. Республиканская политическая программа П.И. Пестеля | ||||
4.3. | Лекция | Тема лекции « Политические и правовые учения в России в конце ХIХ первой половине ХХ века. » 1. Социологический позитивизм в России. 2. М.М. Ковалевский. Происхождение государства и права. 3. Н.М. Коркунов. Теория «субъективного идеализма». 4. Неогегельянское направление политико-правовой мысли. Б.Н. Чичерин. 5. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 6. Социально-политические взгляды социалистов-революционеров. 7. Политико-правовые взгляды социал-демократии. В.И. Ленин. 8. «Революционная теория права». Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка. 9. Политико-правовое содержание «русской идеи». Сборник «Вехи» (С. Булгаков, П. Струве, Н. Бердяев, С. Франк и др.) 10. Историософская концепция. Значение религии в общественном развитии Задачи государства. П. Новгородцев об общественном идеале. 11. Представление о политическом будущем России. И. Солоневич, Г. Федоров. | Мультимедийная презентация | ||
Семинар | Тема семинара « Политические и правовые учения в России в конце ХIХ первой половине ХХ века. » 1. Социологический позитивизм в России. 2. М.М. Ковалевский. Происхождение государства и права. 3. Н.М. Коркунов. Теория «субъективного идеализма». 4. Неогегельянское направление политико-правовой мысли. Б.Н. Чичерин. 5. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 6. Социально-политические взгляды социалистов-революционеров. 7. Политико-правовые взгляды социал-демократии. В.И. Ленин. 8. «Революционная теория права». Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка. 9. Политико-правовое содержание «русской идеи». Сборник «Вехи» (С. Булгаков, П. Струве, Н. Бердяев, С. Франк и др.) 10. Историософская концепция. Значение религии в общественном развитии Задачи государства. П. Новгородцев об общественном идеале. 11. Представление о политическом будущем России. И. Солоневич, Г. Федоров. |
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
История политической и правовой мысли свидетельствует, что различные политико-правовые теории являются одновременно и следствиями, и причинами — следствиями социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами убеждений, определяющих политику и институты последующих веков. В творчестве каждого политического мыслителя отразился уровень развития общества, в каждой из работ сконцентрировались мысли и чувства, свойственные представителям общества, частью которого является тот или иной мыслитель.
История политической и правовой мысли отражает на идеологическом уровне борьбу различных социальных слоев и групп за свои интересы.
История политических и правовых учений как наука по объему и содержанию представляет собой широчайшую палитру политико-правовых представлений человечества за все время его существования. Одноименная учебная дисциплина не способна вместить в себя все это многообразие. Поэтому она ограничивается наиболее важными периодами истории политических учений, а также наиболее видными ее представителями.
Основой для изучения данной дисциплины являются знания таких гуманитарных дисциплин как философия, политология, социология, история государства и права зарубежных стран, история отечественного государства и права, теория государства и права, римское право и др.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.
Основными методами изучения предмета являются: лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов (слушателей). Объем знаний студентов (слушателей) определен программой курса. Следовательно, во время самостоятельной работы, приступая к изучению каждой темы, необходимо, прежде всего, уяснить по учебной программе ее основные проблемы, литературу, а также определить последовательность отработки вопросов темы.
Особую сложность при изучении предмета дисциплины представляют: категориальный аппарат древневосточных учений, политико-правовые доктрины Канта, Гегеля, позитивистское направление политико-правовой мысли, методологический аспект изучаемых концепций. Поэтому в процессе самостоятельной работы следует пользоваться не только основной, но и дополнительной литературой, а также осуществлять самостоятельный контроль своих знаний методом тестирования.
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Максимальное количество баллов |
Модуль 1 | ||
Модуль 2 | ||
Модуль 3 | ||
Модуль 4 | ||
ИТОГО |
Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.
Таблица 2
Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№ п/п | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Посещения занятия | 0-1 | |
Контрольная работа | 0-4 | |
Тестирование | 0-2 | |
Письменный реферат | 0-5 | |
Ответ на теоретический вопрос | 0-2 | |
Доклад на семинаре | 0-3 |
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.
Таблица 3
Распределение способов контроля по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
Модуль 1 | посещение занятий – 3 контрольная работа – 4 тестирование – 2 письменный реферат – 5 | |
Модуль 2 | посещение занятий – 4 контрольная работа – 4 тестирование – 2 ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3 | |
Модуль 3 | посещение занятий – 4 контрольная работа – 4 тестирование – 2 письменный реферат – 5 ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3 | |
Модуль 4 | посещение занятий – 4 контрольная работа – 8 (4+4) тестирование – 4 (2+2) ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3 |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
90-100 баллов - «отлично»;
70-89 баллов - «хорошо»;
60-69 баллов - «удовлетворительно»;
менее 60 баллов - «неудовлетворительно».
Автор-разработчик
_____________ Л.В. Важенин
(подпись) (инициалы, фамилия)
Заведующий кафедрой
______________
(подпись) (инициалы, фамилия)
[1] Указывается вид и время, отводимое на проведение контроля
[2] Указывается время, отводимое на выполнение каждого вида заданий