Либеральная концепция российских реформ. Переход к рынку.




История 2курс

27.10

Фп-2 – 14.00-14.45

Нхт-2 – 14.50-15.35

Дс-2 – 16.35.-17.20

Вопросы для контрольной работы.

1. Развитие науки и культуры в СССР во второй половине 50-х-начале 60-х XX гг. XX. в

2. Историческое значение XX съезда КПСС.

3. Индия и Пакистан: путь к независимости. Кашмирская проблема.

4. Япония во второй половине XX в.

5. Китай во второй половине XX в.

6. Война во Вьетнаме (1965-1974гг).

7. Почему в 60-80 гг. СССР оказался на пороге кризиса?

8. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?

9. Наука и культура СССР в 60-70 гг. XX в.

10. Каковы причины и последствия распада СССР?

11. Раскройте основные направления внешней политики М.С. Горбачёва в период перестройки. Что означает понятие «Новое политическое мышление»?

12. К каким последствиям для нашей страны привели все внешнеполитические шаги М.С. Горбачёва?

Домашнее задание:` повторить материал по учебнику Фортунатова «История», с.408-431

29.10

Дс-2 – 8.00-9.35

Нхт-2- 9.45-11.20

Фп-2 - 11.30 – 13.05

Либеральная концепция российских реформ. Переход к рынку.

В начале 90-хгг. XX столетия российскаягосударственность рождалась в системе хаоса и безвластия. К концу 1991г. в стране сложилась кризисная ситуация. За год национальный доход снизился более, чем на 11%. Падает промышленное производство, производство нефти и угля, пищевых продуктов. Все потребительские товары переходят в разряд дефицитных. К началу ноября 1991г. валютные запасы страны полностью исчерпываются. Внешэкономбанк прекращает все платежи за границу за исключением платежей по обслуживанию внешнего долга. Возникла угроза голода. Часть бывших советских республик выбирает радикальные реформы, другие – пытаются их отсрочить. Государственная собственность быстро растаскивалась бюрократией по срочно создаваемым концернам и ассоциациям. Нужно было решить наиболее острые социально-экономические вопросы, запустить рыночные механизмы, сформировать государственные институты, определить цели и задачи внутренней и внешней политики. Предпосылки для создания новой системы отсутствовали. Власти не стали проводить люстрацию и выборы, чтобы «не раскачивать лодку» (Сложился союз новой и старой элит). Все властные структуры были сохранены, кроме аппарата КПСС. Важнейшие вопрос – остановка инфляции и обеспечение стабильного экономического роста. Неясность перспективы толкала население на скупку товаров. Исчезла последняя продукция, ее распределяли по талонам, все равно не помогало. Существенной была проблема центробежных сил внутри России. В условиях экономического кризиса и обнищания населения элита республик требовала преимущественных прав на территорию и ресурсы (аппелируя к фактам реальной дискриминации). К лету 1922г. десятки субъектов – Татарстан, Башкирия, Соха, Удмуртия, Новосибирская и Тюменская область задерживали или вообще прекратили выплаты в государственный бюджет. Предлагали преобразовать страну в конфедерацию. В сентябре 1991г. Чечня отделилась от России, с конца октября 1991г. начались столкновения между осетинами и ингушами. Первым реальным шагом стал федеративный договор. 31 марта 1991г. все субъекты федерации, кроме Татарстана и Чечни, подписали союзный договор. Происходит разграничение полномочий федеральных органов и органов субъектов федерации.

Законодательное оформление новой государственности было осложнено противостоянием между законодательной и исполнительной властью. В стране действовал старый Основной закон. Отсутствие легитимной законодательной власти и предопределило конфликт, в затем противостояние 1993г. Главные проблемы были связаны с экономикой. В ноябре 1991 г. Ельцин сформировал правительство молодых экономистов-рыночников – А.Шохин, А.Чубайс, А,Нечаев, П.Авен. Вице-премьером назначен 35-летниий Е.Гайдар. Опытные экономисты не хотели брать на себя ответственность из-за глубины кризиса. Еще 28 октября 1991г. Ельцин озвучил цели правительства – макроэкономическая стабилизация, переход к рыночным отношениям Возглавивший правительство Ельцин выбрал путь шокотерапии - быстрого вхождения в рынок. Исходили из экономических реалий - полки магазинов пусты, грозил голод. Отпуск цен, приватизации- нужно было определить реальную цену товаров, включить механизм конкуренции и затаить зарабатывать деньги, а приватизация должна была создавать стимулы к труду. Альтернативный вариант (предлагаемый Явлинским) – сначала стабилизация экономической ситуации, потом реформы. Но этот путь требовал государственного контроля, административная власть была достаточно слабой. К концу 1991г. вертикаль власти и система поддержания правопорядка были подорваны (все 90е годы власть постепенно восстанавливалась). Ломали административно-командную систему, реформы фактически приобрели революционный характер. Основа реформлиберальная монетаристская политика, попытка ориентироваться на ослабление вмешательства государства в экономику, ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. До декабря 1992г. наиболее революционную роль сыграл указ президента от 2 января 1992г. о либерализации цен и реорганизации торговли, предоставивший предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, закупать сырье и организовывать сбыт. Для предотвращения гиперинфляции резко сокращены государственные расходы, приложены усилия для конвертируемости рубля-упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок, установлен свободный валютный курс рубля на основе спроса и предложения. Рынок наполнялся товарами, деньги обрели цену, исчезли очереди. Была заявлена жесткая кре­дитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государствен­ного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субси­диях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации го­сударственной собственности «ничья собственность», неэффективная соб­ственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные резуль­таты. Президент России говорил, что поначалу, конечно, произойдет повы­шение цен и всем будет трудно, но очень скоро цены начнут снижаться и к концу 1992 года положение стабилизируется. Многим импонировало заявле­ние Ельцина о том, что в результате приватизации появятся не десятки миллионеров, а десятки миллионов собственников.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 год, первый год «реформ», в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1996 году цены выросли в 10000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Грандиозным обманом для подавляющего большинства населения стала ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином прива­тизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащего справедливому перераспределе­нию. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции прива­тизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов. Первоначально предполагалось, что приватизационные чеки будут именными, что должно было затруднить их скупку и спекуляцию, и что выдача приватизационных чеков населению начнется через три года, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется и граждане смогут вложить свой приватизационный чек в надежные предприятия, фонды и т. д. Однако в июле 1992г. вместо именных приватизационных чеков через три года населению предложили с октября 1992 года выкупить ваучеры (по 25 рублей за штуку) и затем как-то распорядиться этой «ценной бумагой» до 1 июля 1994 года.

В конце 1991 года, когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. рублей представляли собой внушительную сумму. В ходе реформ уже к осени 1992 года произошло обесценивание денег. Но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 года, когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. рублей можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. рублей можно было купить 3 бутылки водки. Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а кампании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных групп, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.

1992 год стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала». Но промышленное производство в 1992 году сократилось на 20%, а производство важнейших т оваров народного потребления сократилось на 20-30%. К марту 1992 года 85 млн. человек (57%) по своим доходам находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн. (18,9%) – ниже физиологического минимума, то есть элементарно голодали. Изменяется целостный комплекс условий жизни, ценностной ориентации людей. За несколько месяцев уровень жизни был отброшен на 20 лет. К 1994 г. из 148млн. населения за чертой бедности оказалось 32 млн, более 24 %., их доходы не превышали 40 $ в месяц. Происходило постепен­ное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась криминогенная ситуация. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы нэпа», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, работников государственного сектора экономики.

Домашнее задание:` законспектировать и выучить материал, прочитать раздел по учебнику Фортунатова «История», с.432-446

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: