Сущность нарушений психического развития.




Нарушения психического развития

Оглавление.

Введение.......................................................................................................... 2

1. Сущность нарушений психического развития.......................................... 4

2. Факторы, способствующие возникновению нарушений психического развития........................................................................................................................... 9

3. Закономерности нарушений психического развития.............................. 10

Заключение.................................................................................................... 15

Список литературы....................................................................................... 18


Введение.

Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения психического развития, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с повсеместными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи и детского образования.

Это, с одной стороны, вытеснение огромного количества людей за черту бедности, их социальная незащищенность, рост алкоголизации с ее разрушительными последствиями для семьи, а значит, и для развития ребенка; с другой стороны, - это минимально низкое финансирование государственных систем образования.

Комплексное изучение нарушений психического развития как специфических аномалий детского развития в настоящее время приобретает острую потребность, поскольку переход школ и детских садов на новые усложненные программы усугубляет положение неуспевающих детей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность. Возникает депривация, педагогическая запущенность – это, в свою очередь, приводит к тому, что к началу школьного обучения часть детей имеют сформированные нарушения психического развития.[1]

Следовательно, со всей остротой встает проблема более ранней диагностики коррекции этих нарушений.

Основой для специальной психологии и специальной педаго­гики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что нарушенное развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным законо­мерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положения­ми, как положение о цикличности психического развития, показы­вающее, что развитие имеет сложную организацию во времени.

Цель реферата: изучение закономерностей нарушений психического развития (дизонтогенеза) в детском возрасте.


Сущность нарушений психического развития.

 

Отличие патологи­ческого развития от нормального может носить как качествен­ный, так и количественный характер. В традиционной теории де­фектологии основное внимание было обращено на качественные особенности дизонтогенеза, что было обусловлено социальной потребностью в изучении и обучении детей с тяжелыми отклонениями развития. В последние годы возросло число учащихся с: легкими нарушениями, которые испытывают определенные трудности в обучении. Изменения в составе контингента лиц, нуж­дающихся в специальном образовании, актуализировали исследования количественных отклонений в развитии. Кроме того, при диагностике аномальности важно различать уровни частных проявлений биологического, психического и социального развития ребенка и его целостного становления как личности. Специальное образование приобщает детей с особыми образователь­ными потребностями к многообразным нормам, выработанным в процессе исторического развития общества, но эти нормы в раз­витии ребенка индивидуализируются, становятся конкретнымиmнормами индивидуального поведения.

В 1927 г. доктор Швальбе предложил понятие "дизонтогенез" (отклоняющееся развитие). Дизонтогенез - нарушение индивидуального развития, отклонение, внутриутробное нарушение.[2] Этим термином стали называть нарушения в постнатальном периоде, нарушения развития психики в целом, ее сфер, составляющих, преимущественно на ранних стадиях развития, когда морфологические системы организма еще недостаточно зрелы. Период большой сензитивности от 0 до 3 лет и с 11 до 15 лет, и 1-3 и 1-6 месяцы беременности. Основные проявления нарушений развития:

· РЕТАРДАЦИЯ - обратный ход, запаздывание, приостановка;

· АКСЕЛЕРАЦИЯ – опережение;

· АСИНХРОНИЯ - большое несоответствие между одной и другой сферой.

Центральным вопросом как специальной психологии, так специальной педагогики является проблема компенсации функции. Теория компенсации пси­хических функций Л. С. Выготского:

1) вклю­чение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность.

2) первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка.

3) обучение детей с любыми наруше­ниями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.

4) основной путь компенсации людей с различными нарушениями - во включении их в активную трудовую деятельность.

5) решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.[3]

Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных В.В.Лебединским параметров, определяющих тип нарушения пси­хического развития.

1) функциональная локализация нарушения определяет его вид - общий дефект, вызванный нарушением работы регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдель­ных функций.

2) время поражения определяет характер на­ рушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций.

3) системное строение нарушения характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. На начальных этапах основным препят­ствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психиче­ского развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

4) нарушение межфункциональных взаимо­действий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. При нарушениях психического развития возникают диспропорции в психическом развитии.

В.В.Лебединский предлагает вы­делять следующие типы нарушений психического развития:

· недо­развитие (раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга, различные психические функции недоразвиты неравномерно, наи­более выражена недостаточность высших психических функций),

· задержанное развитие (замедление темпа фор­мирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах; мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные; лучший прогноз),

· поврежденное развитие, дефици­тарное развитие (более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована; связано с тяжелыми нарушениями отдельных систем; первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно),

· искаженное развитие (в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функции словесно-логическое мышление формируется раньше предметны навыков), дисгармоничное развитие. [4]

Основой для специальной психологии и специальной педаго­гики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным законо­мерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (положение о цикличности психического развития; положение о неравномерности психического раз­вития; положение о соотношении биологических и социальных факторов в про­цессе психического развития).

Закономерности, общие для всех типов аномального развития.

1) снижение способности к приему, пере работке, хранению и использованию информации.

2) трудность словесного опосредствования.

3) замедление процесса формирования понятий. [5]

Положения Л.С. Выготского легли в основу выделяемых патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от последней целесообразно различать два основных вида дефекта. Первый из них - частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксима, речи. Второй - общий, связанный с нарушением регуляторных систем как подкорковых, так и корковых. Так, если для умственной отсталости характерен приоритет общих дефектов над частными, то для задержки психического развития характерны только частные дефекты. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе.

Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера дефекта, и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: