На выполнение дипломной работы (проекта)




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Специальность 5В010800 – «Физическая культура и спорт»

 

Караганда 2018 г.

Министерство образования и науки республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

им. академика Е. А. Букетова

 

 

«Допущен» к защите

зав. кафедрой ТиМФКиСП

______________ Божиг Ж.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Особенности развития физической подготовки юных спортсменов, занимающихся велосипедным спортом на начальном этапе подготовки»

по специальности 5В010800 – «Физическая культура и спорт»

 

Выполнил: Саматов А. Т.

 

Научный руководитель

к. п. н., доцент каф ТиМФКиСП Жунуспеков С. К.

 

Караганда 2019 г.

Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова

 

Факультет физической культуры и спортивной подготовки

 

Специальность 5В010800 – Физическая культура и спорт

 

Кафедра Теории и методики физической культуры и спортивной подготовки

 

Утверждаю»

Заведующий кафедрой

_____________________

«3» сентября 2018 г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы (проекта)

Студенту Саматову А. Т.

3 курса, ФКиС 35 гр., 5В010800-ФКиС, очная форма обучения 1.Тема дипломной работы (проекта): «Особенности развития физической подготовки юных спортсменов, занимающихся велосипедным спортом на начальном этапе подготовки» утверждена приказом ректора от «____» _____2017 г. № _______

 

2. Срок сдачи студентом законченной работы «___» мая 2018 г.

 

3. Исходные данные к работе (законы, литературные источники, лабораторно-производственные данные) список рекомендуемой литературы

по проблеме исследования

 

4. Перечень вопросов, подлежащих к разработке в дипломной работе (проекта) 1) анализ литературы по проблеме исследования; 2) изучить особенности развития физической подготовки юных спортсменов, занимающихся велосипедным спортом на начальном этапе подготовки; 3) экспериментально обосновать наиболее оптимальный вариант физической подготовки юных велосипедистов, тренирующих на начальном этапе подготовки.

5. Перечень графических материалов (чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.) графическое представление результатов анализа развития физической подготовки юных спортсменов, занимающихся велосипедным спортом на начальном этапе подготовки.

6. Перечень основной рекомендуемой литературы:

- Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев, 1999. – 362 с.

- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. – М.: АСТ – 2004. – 863 с.

7. Консультации по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)

Номер, название раздела, главы Научный руководитель, консультант Сроки получения задания   Задание выдал (подпись) Задание принял (подпись)
1. Обзор литературы Жунуспеков С. К. Сентябрь 2018    
2. Разработка программыисследования Жунуспеков С. К. Сентябрь 2018    
3. Сбор эмпирических материалов исследования Жунуспеков С. К. Октябрь 2018    
4. Статистическая обработка материалов исследования Жунуспеков С. К. Декабрь 2018    
5. Интерпретация полученных материалов Жунуспеков С. К. Март 2019    
6. Обсуждение результатов исследования, выводов, рекомендаций Жунуспеков С. К. Март 2019    

 

8. График выполнения дипломной работы (проекта)

 

Этапы работы   Сроки выполнения этапов работы Примечание
  Утверждение темы дипломной работы (проекта) Сентябрь 2018  
  Сбор материалов для подготовки дипломной работы (проекта) Сентябрь-ноябрь 2018  
  Подготовка теоретической части дипломной работы (проекта) (Глава 1) Декабрь 2018 До отъезда на практику
  Подготовка аналитической части дипломной работы (проекта) (Глава 2-3) Февраль 2019 Во время практики
  Завершение чернового варианта полного текста дипломной работы (проекта) Апрель 2019 На первой неделе после окончания практики
  Предоставление дипломной работы (проекта) на предзащиту Май 2019 Во время обзорных лекций (консультаций)
  Предоставление дипломной работы (проекта) на рецензию Май 2019  
  Предоставление окончательного варианта дипломной работы (проекта) с отзывом научного руководителя и рецензией Май 2019  
  Защита дипломной работы (проекта)   В соответствии с расписанием ГАК

 

Дата выдачи задания «3» сентября 2018 г.

Научный руководитель

к. п. н., доцент кафедры Жунуспеков С. К.

Задание принял:

студент Саматов А. Т.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

 

1 Состояние вопроса по данным литературных

источников……………………………...................................................... 8

1.1 Общая характеристика многолетней подготовки спортсменов ……. 10

1.1.1 Предварительный этап подготовки……………………….

1.1.2 Начальный этап подготовки……………………………………

1.1.3 Этап углубленной тренировки…………………………………

1.1.4 Этап спортивного совершенствования…………………………..

1.2 Тренировка юных велосипедистов на начальном этапе подготовки………………………………………………………………………10

1.3 Общее понятие физической подготовки спортсменов ………………10

1.3.1 Виды, задачи и средства физической подготовки

1.3.2 Виды физической подготовки………………………………………..21

1.3.3 Особенности силовой подготовки………………………………… 23

1.3.4 Особенности развития гибкости юных велосипедистов……………31

1.3.5 Воспитание выносливости……………………………………

1.3.6 Факторы, определяющие развитие координационных способностей…………………………………………………………………….40

2. Методы и организация исследования

Результаты исследования и их обсуждение………………………….. 39

2.1 Основные методы исследования

2.2 Организация исследования

2.3 Обсуждение результатов исследования

 

2.3.1 Характеристика соревновательных нагрузок в системе подготовки юных велосипедистов на этапе углубленной специализации.

Выводы………………………………………………………………

Экспериментальное обоснование

Заключение……………………………………………………................... 56

Практические рекомендации……………………………………….......... 58

Список литературы……………………………………………………….. 59


 

 

Введение

 

Велосипедный спорт является одним из самых популярных и зрелищных видов спорта в мире. Он широко представлен в программе Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы и других официальных международных соревнованиях. В современных велосипедных гонках спортсмен на предельной скорости должен выполнять технико-тактические действия, быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение. При падении в групповых гонках гонщик подвергает опасности не только себя, но и других участников. В велосипедном спорте достаточно много примеров, когда талантливые гонщики заканчивали спортивную карьеру именно из-за травм, полученных во время тренировочного процесса и соревновательной деятельности [1].

Снижение возраста детей при наборе в группы начальной подготовки в велоспорте поставило перед специалистами вопросы, связанные с направленностью тренировочного процесса, сочетанием средств и методов, соответствующих возрастным особенностям начинающих спортсменов. Часто в спортивных школах уже с юного возраста физическая подготовка велосипедистов предполагает применение однообразных, монотонных упражнений для развития выносливости, при этом развитие координационных способностей и целенаправленное обучение технике передвижения на велосипеде остаются вне поля зрения тренера [3].

Техника велосипедного спорта условно делится на технику посадки, технику педалирования и технику велосипедной езды. При этом освоение техники посадки и педалирования не вызывает особых трудностей и достаточно подробно описано (А.А. Захаров, 2001), а методическое сопровождение обучения технике велосипедной езды практически отсутствует. Техника велосипедной езды предполагает выполнение всевозможных приемов езды на велосипеде, торможения, преодоления подъемов, спусков, поворотов. Велосипедист должен уметь ездить на велосипеде без управления рулем, "на колесе", в группе, по мокрой неровной трассе, преодолевать препятствия, крутые спуски и подъемы, правильно проходить повороты, виражи, развороты и др. Все перечисленные умения и навыки формируются на основе развития координационных способностей (Д.А. Полищук, 1997).

В спортивной науке накоплен значительный объем знаний, необходимых для решения исследуемой проблемы: фундаментальные положения теории и методики спортивной тренировки заложены в трудах В.П. Филина, 1974; В.Н. Платонова, 1984; Л.П. Матвеева, 1991; положения теории и методики велосипедного спорта определены в исследованиях В.А. Капитонова, 1978; Е.М. Архипова, 1990; С.В. Ердакова, 1990; А.А. Захарова, 2001; вопросы технической подготовки в циклических видах спорта изучали В.К. Братковский, 1983; Н.Н. Боген, 1985; А.А. Захаров, 2001; особенностям технической подготовки юных велосипедистов посвящены разработки Ю.И. Мелихова, 1985; Ю.М. Дмитриева, 1986; Д.А. Полищука, 1997; Л.Д. Фоминой, 2004.

Эффективность технической подготовки обусловлена, в первую очередь, уровнем развития методического обеспечения тренировочного процесса. Однако анкетирование ведущих тренеров России по велоспорту (n=21), занимающихся со спортсменами всех возрастов, показало, что при обучении технике велосипедного спорта почти 84,6 % респондентов ограничиваются только личным опытом. Все респонденты отметили, что в научно-методической литературе недостаточно сведений по вопросам технической подготовки велосипедистов на начальном этапе, при этом значительная часть методического обеспечения устарела и не соответствует уровню развития современного велосипедного спорта [5].

К сожалению, современных научных и методических работ по обучению технике велосипедной езды мы не обнаружили. В то же время в условиях велосипедного спорта XXI века возрастает необходимость целенаправленного обучения технике велосипедной езды, обеспечивающей уверенное прохождение виражей и разворотов, эффективное преодоление внезапно возникающих препятствий по ходу гонки и позволяющей избегать падений и травм во время тренировочной и соревновательной деятельности.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе по теме исследования говорит о существовании противоречий между: высокими требованиями к спортивно-технической подготовленности в соревновательной и тренировочной деятельности и недостаточной степенью обоснования теоретических основ методики физической подготовки велосипедистов на начальном этапе; значимостью высокого уровня развития координационных способностей для техники велосипедной езды и сенситивным периодом для их развития на начальном этапе подготовки юных велосипедистов и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса развития специальных координационных способностей велосипедистов на данном этапе.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какой должна быть методика физической подготовки юных велосипедистов первого года обучения для одновременного повышения уровня техники велосипедной езды спортсменов на начальном этапе подготовки и развития координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте?

Решение данной проблемы определяет цель дипломной работы: разработать методику физической подготовки велосипедистов первого года обучения с использованием пространственно-координационного тренинга и экспериментально обосновать её эффективность.

Объект исследования - процесс физической подготовки юных велосипедистов.

Предмет исследования – структура и содержание реализации пространственно-координационного тренинга в физической подготовке велосипедистов первого года обучения.

Гипотеза исследования: процесс обучения технике велосипедной езды на начальном этапе подготовки будет протекать более эффективно, если:

– будут выявлены типичные ошибки и недостатки в технике велосипедной езды, связанные с методикой технической подготовки на начальном этапе;

будут разработаны структура и содержание пространственно-координационного тренинга, состоящего из упражнений, выполняемых на велосипедах в спортивном зале и направленных одновременно как на развитие специальных координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте, так и на формирование безопасной техники передвижения на велосипеде;

– будет осуществлен мониторинг уровня владения техникой велосипедной езды спортсменов на начальном этапе подготовки.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить особенности развития физической подготовки юных спортсменов, занимающихся велосипедным спортом на начальном этапе подготовки.

2. Разработать тест оценки уровня владения техникой велосипедной езды для велосипедистов на начальном этапе подготовки.

3. Обосновать структуру и содержание реализации пространственно-координационного тренинга на начальном этапе подготовки как средства обучения технике велосипедной езды и развития координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте.

4. Экспериментально обосновать эффективность методики физической подготовки велосипедистов на начальном этапе подготовки с использованием пространственно-координационного тренинга.

Теоретико-методологической основой исследования являются теория и методика физической культуры и спорта (В.М. Дьячков, Л.М. Куликов, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В. П. Филин, и др.); теория и методика юношеского спорта (А.А. Гужаловский, В. П. Филин,); теория обучения двигательным действиям (М.М. Боген); концепция развития координационных способностей (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, Я.М. Коц, В.И. Лях, D.D. Blume); теория и методика велосипедного спорта (Е.М. Архипов, С.В. Ердаков, А.А. Захаров, В. А. Капитонов, Д.А., Ю.Г. Крылатых, А.А. Кузнецов, Ю.И. Мелихов, Полищук, А.В. Седов, Л.Д. Фитина,).

В процессе исследования использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных данных по проблеме исследования, педагогические наблюдения, анкетирование и опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки статистической информации.

Научная новизна исследования:

1. Разработаны структура и содержание пространственно-координационного тренинга как средства развития координационных способностей на начальном этапе подготовки в велоспорте, включающие в себя передвижение на велосипедах в спортивном зале с различными заданиями, упражнениями, препятствиями, торможениями, игры на велосипедах, направленные на предупреждение типичных ошибок и травматизма в тренировочной и соревновательной деятельности.

2. Разработан тест оценки уровня владения техникой велосипедной езды для спортсменов на начальном этапе подготовки, включающий в себя задания, выполняемые на велосипедах в спортивном зале, и критерии оценки их правильного выполнения.

3. Доказана эффективность применения пространственно-координационного тренинга велосипедистов на начальном этапе подготовки по критериям:

– снижению числа падений и столкновений в тренировочной и соревновательной деятельности;

– уменьшению травматизма в тренировочной и соревновательной деятельности на шоссе, что особенно ярко проявлялось в сложных погодных условиях (дождь, сырые или незнакомые трассы);

– повышению уровня развития координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте;

– повышению уровня владения техникой велосипедной езды, оцененного по тесту и экспертами;

– повышению скорости прохождения дистанции.

-повышению нервно мышечной связи с определенной мышцей (у велосипедистов это ноги) также повышения скоростных качеств.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) в формировании авторской трактовки понятия «пространственно-координационный тренинг велосипедистов» как комплекса упражнений, направленного на повышение уровня владения техникой велосипедной езды спортсменов первого года обучения, выполняемого в спортивном зале на велосипедах;

2) в обосновании необходимости целенаправленного обучения технике велосипедной езды на начальном этапе подготовки, в дополнении теории и методики подготовки велосипедистов на начальном этапе обучения новыми данными, связанными с разработкой и обоснованием организационно-методических средств, методов и условий обучения технике велосипедной езды в спортивном зале;

3) в определении критериев оценки уровня владения техникой велосипедной езды у спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивном зале.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

– разработан и реализован в учебно-тренировочном процессе пространственно-координационный тренинг велосипедистов на начальном этапе подготовки, позволяющий создавать искусственные условия групповых гонок и критериями, направленный одновременно как на развитие специальных координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте, так и на формирование безопасной техники передвижения на велосипеде;

– разработан и внедрен в практику спортивно-технической подготовки велосипедистов первого года обучения способ тестирования, позволяющий определить уровень владения техникой велосипедной езды и произвести оценку развития координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте;

– результаты настоящего исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс спортсменов первого года обучения ряда спортивных школ по велоспорту Свердловской области и могут быть использованы в системе подготовки начинающих спортсменов, а также в триатлоне, маунтинбайке, кросс-кантри.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вопреки существующему мнению, что обучать технике велосипедной езды необходимо на дорожках стадиона и лесопарковой зоны, а также непосредственно на шоссе, мы предлагаем использовать пространственно-координационный тренинг велосипедистов - комплекс специальных упражнений на велосипедах в спортивном зале, который способствует развитию необходимых в велосипедном спорте координационных способностей, создавая искусственные условия групповых гонок и критериумов.

2. Тест оценки уровня владения техникой велосипедной езды для спортсменов на начальном этапе подготовки включает 14 заданий, выполняемых на велосипедах в спортивном зале, и критерии оценки их правильного выполнения, несет диагностическую, мотивирующую и контрольную функции в технической подготовке велосипедистов первого года обучения.

3. Методика технической подготовки велосипедистов первого года обучения включает ориентировочную основу деятельности в велогонках на шоссе для обучения двигательным действиям, пространствнно-координационный тренинг, методические рекомендации по проведению тренинга, тестирование уровня владения техникой велосипедной езды для спортсменов первого года обучения, оценку эффективности технической подготовки и коррекции содержания тренинга.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных теоретико-методологических положений; применением методов адекватных объекту, предмету и задачам исследования; подтверждаются экспериментальной работой, результаты которой свидетельствуют об эффективности реализации пространственно-координационного тренинга в технической подготовке велосипедистов первого года обучения.

Опытно-экспериментальной базой исследования является В-Пышминское МКОУ ДО СДЮСШОР по велоспорту.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2018-2019 гг. и включало 3 этапа.

На первом этапе (с 3 сентября по 3 ноябрь 2018 г.) производился анализ состояния проблемы физической подготовки юных велосипедистов в теории и на практике, включающий анализ документальных данных, научных и методических работ по проблеме исследования, анкетирование и опрос, педагогические наблюдения. Определялись проблема, цель и задачи исследования, разрабатывалась первоначальная гипотеза.

На втором этапе (с 3 ноября 2018 г. по 3 марта 2019 г.) разрабатывались упражнения, выполняемые в спортивном зале на велосипедах, направленные на повышение уровня физической подготовки юных велосипедистов на начальном этапе подготовки; из комплекса упражнений составлялся пространственно-координационный тренинг велосипедистов, направленный одновременно на развитие специальных координационных способностей, необходимых в велосипедном спорте, и формирование экономичной и безопасной техники передвижения на велосипеде; разрабатывался тест оценки уровня владения техникой велосипедной езды на начальном этапе подготовки; проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанных инноваций.

На третьем этапе (с 3 марта по 3 апреля 2019 г.) производилась обработка и интерпретация экспериментальных данных, уточнялись теоретические и практические выводы, оформлялась дипломная работа.

 

 

1 Состояние вопроса по данным литературных источников

 

1.1 Общая характеристика многолетней подготовки спортсменов

 

Процесс многолетней подготовкиспортсменов условно делит­ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив­ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов многолетней подготовки обуслов­лена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготов­ленности занимающихся.

Четкой границы между этапами не су­ществует.

Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготов­ки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спорт­смена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировоч­ных и соревновательных нагрузок [7, 8, 9].

Этапы и стадии многолетней подготовки спортсмена можно видеть в таблице 1.

Таблица 1. Этапы и стадии многолетней подготовки спортсмена

Этапы I II III IV V VI VII
  Предва­ритель­ной подго­товки Началь­ной специа­лизации Углуб­ленной специа­лизации Спортив­ного совер­шенст­вования Высших дости­жений Сохра­нения дости­жений Поддер­жание трениро­ванности
Годы занятий 1-2-3 4-5 6-7 8-9-10 От 4 до12 л
Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных возможностей Спортивного долголетия

 

1.1.1 Предварительный этап подготовки.

Основные задачи предварительного этапа подготовки: сохранение общей и специальной работоспособности спортсменов как базы для приобретения высокой спортивной формы к моменту участия в соревнованиях; совершенствование физических и морально-волевых качеств, необходимых в предстоящих соревнованиях; совершенствование избранной тактики и техники и освоение новых вариантов защит и контрприемов.

В соответствии с задачами этапа предварительной подготовки физическая подготовка имеет более специальную направленность. Такие качества, как сила и быстрота, совершенствуются с целью повысить способности спортсменов выполнять упражнения, по структуре и ритму наиболее сходные с индивидуальными приемами борцов.

Для совершенствования техники применяют многократные повторения избранных приемов, повышая их эффективность за счет лучшего использования физических качеств. Широко применяют имитационные упражнения – своеобразное предварительное «проигрывание» комбинаций, своевременных защит и контрприемов.

В зависимости от количества в этапе предварительной подготовки недельных циклов распределение средств тренировки может быть различным. Предварительный этап тренировки можно начать с занятий по борьбе 3 раза в неделю, а затем перейти на четырехразовые занятия.

Нагрузка выполняется средняя, но в начале этапа предварительной подготовки можно применять и малую нагрузку. По мере приближения к соревнованиям нагрузка возрастает до большой [10, 11].

 

1.1.2 Начальный этап подготовки

 

Сегодня спорт значительно помолодел, и, надо полагать, в будущем процесс омоложения будет продолжаться.

Однако существуют такие виды спорта, в которых юный организм спортсмена не может компенсировать недостающие физические качества, например, гибкостью, пластичностью, техническим умением, и до определенного возраста будет иметь большое значение биологическая готовность организма для развития тех или иных качеств.

Поэтому очень важно правильно организовать своевременную специальную подготовку юных велосипедистов, определить, какие задачи необходимо решать на различных ее этапах. В связи с тем, что функциональные возможности анализаторов, в том числе и вестибулярного, резко возрастают в период от 8 до 14 лет, достигая максимального развития к 13—15 годам, необходимо в данный возрастной период уделять внимание вопросам сенсорной и многоборной подготовки, что значительно повысит эффективность обучения, будет способствовать лучшему развитию ловкости, быстроты.

Умение решать двигательные задачи имеет особый смысл.

Мы не случайно восхищаемся большими победами многих наших спортсменов, обладающих высокими функциональными и координационными способностями. Известно, что А. Пиккуус в сборной команде СССР является лучшим исполнителем многих технических приемов по владению велосипедом, С. Морозов один из лучших «горных» гонщиков.

Такие качества требуют от спортсменов высокой сенсорной, эмоциональной устойчивости и надежности.

Известно, что к концу соревнований у спортсменов наступает не только физическое, но и сенсорное утомление, вследствие чего притупляются многие функции анализаторов, имеющих важное значение в создании биофизического контакта в системе «спортсмен—велосипед — окружающая среда» [8,14].

Кроме того, специфические трудности, возникающие в ходе гонки, например, изменение в направлении движения, сохранение наклонного положения тела на велосипеде, требуют специальной подготовки координационных механизмов — вестибулярного, зрительного, двигательного и других анализаторов.

Например, повышенная возбудимость вестибулярного анализатора снижает точность движений, ухудшает работоспособность, резко сужает поле периферического зрения.

Таким образом, степень устойчивости вестибулярного анализатора у юных спортсменов является существенным резервом для повышения уровня спортивного мастерства [7, 15].

1.1.3 Этап углубленной тренировки

Цель этого этапа разучивание двигательного действия, завершить его формирование в качестве двигательного умения обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом.

Типичные частные задачи на данном этапе состоят в том, чтобы:

1) оптимизировать ООД придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия. (в частности пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления, обучаемых об ООТ (добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиях и установках) [19];

2) усовершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения [38, 39];

3) повысить эффективность добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия [23].

В этих задачах находят своё отражение второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его в качестве навыка [7, 26].

1.1.4 Этап спортивного совершенствования

Данный этап проходит в группах высшего спортивного мастерства в СДЮШОР и ШВСМ (19 лет и старше).

В зависимости от возраста начала специализации в многоборье соответственно изменяется, и возрастная зона показа наивысших достижений.

Как правило, она колеблется в диапазоне 22-28 лет.

Объем специализированных средств многоборца, выполняемых с высокой интенсивностью, возрастает, достигая на этом этапе индивидуального максимума.

Отметим, что чем выше квалификация спортсменов, тем больше тренировочная нагрузка должна соответствовать соревновательной, тем строже должен соблюдаться принцип адекватности.

Это приводит к повышению объема специальных тренировочных средств, выполняемых с высокой интенсивностью. Именно поэтому тренеру необходимо особенно тщательно регулировать соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки.

Интенсификация тренировочного процесса приводит к некоторому сужению средств тренировки. В связи с этим возрастает роль вариативного метода использования упражнений скоростной направленности, при котором должны меняться условия тренировки: смена грунта беговых дорожек, замена партнеров в тренировочной работе и т.д.

Дальнейшая интенсификация подготовки многоборцев может быть достигнута лишь в случае улучшения реабилитационных мер и технической оснащенности тренировочного процесса [29, 30].

Особое значение на данном этапе приобретает комплексный контроль над ходом учебно-тренировочного процесса. Эффективное управление подготовкой высококвалифицированного многоборца становится возможным лишь при наличии объективной информации о различных сторонах подготовленности спортсмена. Система контроля дает возможность тренеру определить состояние запланированного развития функциональных возможностей спортсмена, внести коррективы и наметить пути дальнейшей подготовки. При этом первостепенное значение имеют количественные данные о соревновательной деятельности спринтера (динамика скорости бега, соотношение длины и частоты беговых шагов) [31].

На этапе спортивного совершенствования большую роль приобретает рациональное распределение тренировочных нагрузок по мезо- и микроциклам.

Анализ практического опыта построения тренировки позволил выделить следующие положения, характеризующие организацию тренировочного процесса спринтеров высокой квалификации:

1. Основной объем средств специальной силовой подготовки выполняется на обще-подготовительных этапах. На специально-подготовительных этапах и в соревновательном периоде специальная силовая подготовка ведется в поддерживающем режиме [17, 35].

2. Работа над повышением физических возможностей многоборцев ведется на протяжении всех этапов подготовки (кроме переходного) [38, 39].

3. Основной объем беговой нагрузки для повышения максимальной скорости бега и совершенствования стартового ускорения выполняется (на фоне высокого уровня скоростно-силовой подготовленности) на специально-подготовительных этапах. Во время целенаправленной работы над физическими возможностями многоборца вся тренировочная нагрузка, не связанная с совершенствованием скоростных возможностей, выполняется в небольшом объеме и не приводит к значительному утомлению организма. Этим обеспечивается доминирование программы повышения скорости и эффективное совершенствование способностей [5, 40].

4. Основной объем беговой нагрузки аэробно-анаэробной направленности (бег на отрезках свыше 80 м со скоростью 81-90%) выполняется на базовых этапах параллельно с доминирующей специальной силовой подготовкой [22, 43].

Учитывая, что в начальной фазе адаптация к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет вегетативных функций, участвующих в аэробном обеспечении мышечной деятельности, каждый новый годичный цикл начинается с серьезной беговой подготовки в аэробном режиме энергообеспечения (этапы: переходный, втягивающий).

Весьма важно после завершения базового этапа снизить нагрузку и дать спортсмену отдых в течение 1-2 недель. В этом случае обеспечиваются долговременные адаптационные перестройки, вызванные скоростно-силовой нагрузкой предыдущего этапа. Последующая специальная нагрузка выполняется на фоне высокого уровня скоростно-силовой подготовленности.

В настоящее время выявлены три принципиальные формы взаимосвязи состояния спортсмена (уровня скоростно-силовой подготовленности) и объема выполняемой силовой нагрузки [28]:

- При умеренном объеме нагрузки (5-8% в месяц от годового объема) уровень скоростно-силовой подготовленности удерживается на достигнутом уровне. Таким образом, данный режим в специальной силовой подготовке является поддерживающим.

- При среднем объеме силовой нагрузки (12-18% в месяц) уровень скоростно-силовой подготовленности повышается параллельно с выполняемой нагрузкой. Данный режим в силовой подготовке многоборцев является развивающим [44, 47].

- При выполнении большого объема силовой нагрузки (свыше 20% в месяц) наблюдается снижение показателей скоростно-силовой подготовленности. После снижения объема нагрузки наблюдается интенсивный прирост показателей скоростно-силовой подготовленности.

Данный режим в специальной силовой подготовке является развивающим с отставленным (по времени проявления) тренировочным эффектом.

Беговая нагрузка преимущественно аэробно-анаэробной направленности выполняется на отрезках свыше 80 м со скоростью 90-81%.

Бег на короткие отрезки выполняется в основном со скоростью 90-95%. Однако на этих этапах необходимо широко использовать и специальные, и имитационные упражнения, выполняемые в полную силу.

Бег с максимальной скоростью на короткие отрезки выполняется, как правило, после дня отдыха или разгрузочной тренировки, в дни контрольных тестирований на осенне-зимнем базовом этапе 1 раз в 2 недели (начало и середина этапа) и 1 раз в неделю (конец этапа).

На весенне-летнем базовом этапе работа над скоростью ведется более целенаправленно и практически еженедельно (одна тренировка в неделю). Раз в две недели в программу тренировки включается работа умеренного объема для повышения скоростной выносливости.

 

1.2 Тренировка юных велосипедистов на начальном этапе подготовки

 

Основными его задачами являются:

- укрепление здоровья занимающихся;

- разносторонняя физическая подготовка;

- обучение посадке, технике езды на велосипеде и технике педалирования.

Подготовка велосипедистов на указанном этапе базируется на общих педагогических принципах, тренировочный процесс должен быть непрерывным и круглогодичным.

Наиболее значительный прогресс в избранном виде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: