Тема: «Обитатели подводного мира»
Задачи:
- Познакомить детей с обитателями аквариума - аквариумными рыбками.
- Научить детей рисовать рыб, обобщать изученный материал, делать выводы
- Развить зрительную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира в целом и отдельных его объектов, точность и аккуратность.
- Сравнить мир геометрических фигур с миром подводных обитателей.
- Воспитать бережное отношение к используемым материалам.
- Использовать коллективную деятельность как игровой прием, формировать навык коллективной работы.
Формируемые УУД:
Регулятивные: создание коллективной работы (с использованием выразительных свойств акварели), который затем дорисовывается фломастером или палочкой с тушью; придумывание названия своему рисунку; оценивание результатов своего труда.
Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке.
Личностные: формирование навыков работы красками; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Оборудование и материалы:
Для педагога:
- мультимедиа, мультимедийная презентация
- наглядные пособия по рисованию аквариума,
- таблица «этапы работы изображения рыб»,
- лист бумаги для педрисунка,
для учащихся:
- карандаш,
- лист бумаги,
- краски,
- кисти (акварель),
- клей,
- ножницы.
Методы и формы работы:
- групповая форма работы;
- индивидуальная форма работы;
- метод сравнения и сопоставления;
- метод наглядного показа приёмов работы с красками.
Ход занятия:
I. Организационный момент. ( Личностные УУД.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний: ( Познавательные УУД.)
Вводное слово педагога:
- Ребята, давайте помечтаем сегодня. Закройте глаза и представьте, что мы на берегу теплого моря или океана, что мы идем по песку, подходим к воде – надеваем ласты и маску и постепенно погружаемся в ласковую, теплую воду. И вот, перед нами открывается волшебный и сказочный подводный мир!
- А теперь откроем глаза.
(показ фрагмента видеофильма «Подводный мир»)
- Мы видим морское или океанское дно, на котором растут диковинные растения. Как будто мы очутились на другой планете! Мы видим множество разноцветных ракушек и камушков, которые покрывают дно, но самое главное, мы видим подводных обитателей – рыб и других существ, живущих под водой. Здесь все необычно, ярко, красочно, волшебно, пестро!
III. Сообщение темы и цели занятия. ( Познавательные УУД.)
- Ребята, вы догадались какая тема у нас сегодня? «Обитатели подводного мира».
- Сегодня мы с вами познакомимся с увлекательным и таинственным подводным миром, его обитателями, и выполним панно в известной вам технике аппликации.
IV. Объяснение новой темы. (Познавательные УУД)
- А как вы думаете, можно ли перенести кусочек морского дна к нам в кабинет? А как?
-Отгадайте загадку.
Посмотрите, дом стоит,
до краев водой налит,
без окошек, но не мрачный.
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум)
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто будет жить в нашем аквариуме.
(В воде она живет
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
2) Объяснение новых знаний: ( Познавательные УУД.)
Рыбы – дети воды. На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. Это пресноводные рыбы. Остальные – морские. В аквариумах обычно содержат рыбок, обитающих в южных водоёмах нашей Земли. Эти рыбки имеют небольшие размеры, красивую необычную форму и яркую расцветку.
- Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у нее есть? (Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.)
- Какую форму имеют рыбы? (Овальную, вытянутую, напоминающую лист дерева.)
- Есть рыбы, у которых все части тела более вытянуты, -
это меченосцы
.
(Демонстрация различных видов рыб на мультимедиа)
- Рыбы, у которых части тела, имеют форму треугольника, - это скалярии
.
-Рыбы, имеющие овальную форму тела, - это барбусы,
Вуалехвосты.
(Педагог показывает эскизы рисунка рыб на доске.)
- Яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений. Посмотрите, какие красивые, нарядные рыбки!
- Обратите внимание, из каких элементов состоит узор на теле рыбы. Они отличаются не только формой, цветом, но и рисунком.
V. Физминутка
(Регулятивные УУД: ученик осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений педагога, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
(рыбки) Рыбки весело резвятся
чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.