Новообразование личности возникающие в младшем школьном возрасте




 

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множества позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыкам учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышления. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения он использует операции. Операции, характерные для данного возраста, были названы конкретными, поскольку они могут применятся только на конкретном наглядном материале.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия [16].

В процессе обучения у младших школьников формируется образное мышление. Это дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ теоретического мышления. Теоретическое решение позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы-внимания, восприятие, память. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезмерно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Они способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации [23].

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по описанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Для того чтобы ученик наиболее тонко анализировал качество объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становятся деятельностью наблюдения. Учитель знакомит учеников с правилами восприятия, обращая внимание на главные и второстепенные признаки. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом [5].

Память развивается в двух направлениях-произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме. Но, в отличие от дошкольников они способны целенаправленно произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя и свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и обретении способности произвольным действиям [7].

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно [16].

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям.

В этом возрасте интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; речь обеспечивает перестройку познавательных процессов «внимание, восприятие, памяти, воображение, а также мышление».

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Сенсорное развитие. Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка должно быть достаточно высоким.

Младшему школьнику совершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учится. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий навыки самоконтроля и самооценки [7].

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей шести - семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

В этот период заново перестраивается мотивационна-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Он знает, что должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормальному поведению. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает ребенка к развитию усидчивости [14].

Таким образом можно сказать что сомосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентирами. Овладение культурной речью выводит ребенка на новый этап умственного развития. В возрасте 7/11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую личность которая безусловно, подвергается социальным воздействиям.

 


Заключение

 

Таким образом, в результате анализа литературы выявлены общие закономерности развития личности младшего школьника.

Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10 лет. Анализируя авторов которые изучали развития личности в младшем школьном возрасте, можно прийти к выводу, что при всей важности физиологического и биологического развитие ребенка, формирование психических качеств личности, необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитание и основной деятельности ребенка.

Для этого возраста характерно новая ступень развития. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность.

Проведение исследование позволило нам сделать следующие выводы.

. Основными направлениями в исследование личности младшего школьника мы можем выделить как развитие самосознания, самооценки, становление характера, учебно-познавательная деятельность. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия, развивается теоретическое рефлексивное мышление.

. В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множества позитивных изменений и преобразований. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующем функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются сами мыслительные процессы. Наглядно-образное мышление переходит к словесно - логическому в результате чего у ребенка появляются логически верные рассуждения.

Также надо заметить об новом отношении к речевому развитию, речь становится грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной.

В возрасте 7-11-ти лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некоторую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции. Развиваются высшие чувства, моральные и нравственные. Приобретая новое положение в обществе, ребенок переходит от существования, свободного от постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: