I.2. Политико-административное самоуправление казаков.




Институт общественного управления у казаков своей древней истории несколько походит на древне - русское вече, но при более полном исследовании мы видим некоторые различия. Формы са­моуправления у казаков прошли многовековой путь традиций, складывавшихся в истории этого на­рода, в строго определенных условиях. Они отличались от древне - русского вече сложностью и мно­гообразием демократических видов подчинения. Древне-казачья демократия предполагала обяза­тельность общинного исполнения, опиралась на свободу слова, разность мнений при обсуждении любых вопросов. На рубеже XVII в. казачество представляло вполне сложившуюся этнокультурную общность с независимой управленческой структурой. Иван IV не раз отмечал, что ни днепровские, ни донские казаки не зависят от великого князя. Политические партнеры казаков рассматривали их как народ, самостоятельный субъект международной политики.

Переговоры с Русью велись через посольские структуры (станицы) и документально отражались в Посольском Приказе. Самоуправление изначально представляло единый социальный организм всей общины - уклад. Он включал в себя военно-политическое, экономическое, хозяйственное и социально-культурное администриро­вание. Главными его критериями были народоправство, общинность и равноправие. Управляла укладом казачья старшина, ежегодно избираемая «вольными голосами», то есть от­крытым голосованием.

В XVII в запорожские казаки были переписаны в реестр. У терских и донских казаков никаких реестров не было. Вхож­дение казака в службу по достижении совершеннолетия само собой разумелось.

Стержневым направлением государственной политики стало «огосударствление казачества»,его подчинение и использование в регулярных частях во время военных действий. Под­пав под такую зависимость государству, казаки продолжали соблюдать свой уклад. Община оставалась важнейшей социальной организацией, и, несмотря на давление, самоуправление получало дальнейшее развитие.

В основе казачьего уклада был Круг, а у запорожцев и кубанцев - Рада. Так у них изначально назывался верховный орган власти. Круг мог собраться спонтанно на пло­щади, а по необходимости и в море. В сухопутных военных действиях казаки могли прибыть на Круг на лошадях. Но с глубокой древности всегда образовывали круг, по­тому что именно круг с бродницких времен был методом обороны у казаков. Кругу подчинялись все казаки без исключения. Станичные Круги проводились на централь­ной площади - майдане, или храме, или в часовенке, где можно было собрать Круг. Для его проведения выносилась икона-покровительница. Ее ставили в центре на ана­лой. Линейные казаки на Кругах не снимали папах, как знак полного юридического равноправия. И атаман, и казак были в равных условиях для высказывания своего мнения. На Кругах объявлялись походы, зачитывались войсковые приказы, решались войсковые проблемы, рассматривались злободневные вопросы, проводились выборы, чествовали казаков за доблесть и отвагу.

Одной из форм самоуправления было станичное правление, как исполнительная власть. В него входили станичный атаман и два судьи, избираемые на Круге, а также куренные атаманы хуторов. Все должности войскового и станичного правлений были выборными. На специальных выборных Кругах избирали открытым голосованием. Правда, после введения института наказного атаманства, были попытки назначений на местах, но они провалились. На Кругах имели право присутствовать совершеннолет­ние казаки. Долгое время у казаков совершеннолетие определялось по-разному. На Тереке - 21 год, на верхней Кубани - 25 лет. Интересы женщин представляли родст­венники мужского пола. Лишали права голоса буянов, пьяниц, скандалистов [5, С. 182].

Работой Круга руководил атаман. До 1840г. он избирался на 1 год, позже - на 3. Атаманов избирали из людей достойных, добропорядочных, не моложе 33 лет. Он должен быть честным и доступным для любого казака. Куренной и станичный атама­ны должны были неотлучно находиться в станице. На заседаниях правления атаман имел 2 голоса. Процедура выборов была следующей: отслуживший свой срок атаман выходил на середину Круга в сопровождении есаульца - главного распорядителя Кру­га. Снимая с себя атаманские полномочия, клал на землю атаманскую папаху, насеку и, кланяясь на четыре стороны, спрашивал у казаков права доложить о своей деятель­ности словами: «воде» ли атаман в доклад?»Если казаки атаману доверяли, то ответ был из Круга «атаман волен в доклад»,или: «атаман не волен в доклад».После доклада казаки предлагали кандидатуру для выборов. Обсуждение кандидатур было открытым и бурным. Вновь из­бранный атаман также выходил на середину круга, кланялся на четыре стороны и бла­годарил казаков за избрание. Получал благословение от стариков по следующей про­цедуре: приставы держали атамана, не касаясь его руками, в символическом кресте, а старейшина давал ему по спине три легких удара нагайкой, чтобы не зазнавался, при­слушивался к Кругу, заботился о войске, общине и казаках. Избранный атаман благодарил стариков за науку и получал благословение на деятельность от священника. За­тем брал с земли атаманскую папаху, надевал на голову, в руки брал насеку. Поход­ный и кошевой атаманы, есаулы, священник, писари, хорунжий, сотенные, полусотенные, десятники, Суд Почетных избирались сроком на год по Уставу.

Писарь войска избирался из грамотных казаков, владевших каллиграфией. Кроме знаний делопроизводства, это должен быть человек честный, которому можно было бы доверять. Он подчинялся непосредственно атаману, обязан был в исправности со­держать документацию, вовремя сообщать атаману о вновь прибывших бумагах, о предписаниях войскового начальства. Он подробно записывал жалобы станичников, передавал их судье и атаману, но он не имел права вести судопроизводство.

В древности знамя называлось хоругвью, а знаменосец и хранитель знамени - хо­рунжим. Он избирался открытым голосованием на Круге. Хорунжий отвечал также за сохранность войсковых регалий: штандартов, наград, символов атаман­ской власти, войсковой иконы-покровительницы.

С ХIХ в. ежемесячно члены правления получали жалование из войсковой или ста­ничной казны. Сумма определялась войсковым или станичным Кругом. В станице жа­лование зависело от числа жителей. Казначей избирался из отслуживших, отставных, зарекомендовавших себя особой честностью казаков. В обязанности казначея входило учет и хранение общинных сумм. Станичное правление обсуждало и решало все фи­нансовые дела, составляло сметы по доходам и расходам на год, вело учет станичных земель, составляло списки призывников и т.д. Все члены станичного правления четы­режды в год отчитывались о своей работе перед войсковой канцелярией.

Большая часть казаков не приняла церковную реформу Никона и сохранила тради­цию выбора священника из казачьей потомственной духовной среды. Его обязанности не ограничивались службой в храме. Он был с казаками и в походах, благословляя их на сражение, причащая, исповедуя перед боем. Священник отпевал погибших, соборо­вал умирающих от ран и болезней. Круг, в целом, нес в себе глубинные устои жизни казаков. На казачий уклад не отваживались покушаться даже правители России.

Суд Почетных избирался на Круге и был не менее важным органом самоуправле­ния. Суд избирался на год. В него входило от 6 до 12 отставных казаков не моложе 35 лет, честных и справедливых. Председателем обычно избирали вошедшего в Суд офи­цера. Судьи считались помощниками станичного атамана. Станичный суд собирался не менее двух раз в месяц. В нем решались дела казаков и иногородних, но иногород­ние не могли быть избраны членами Суда. Станичный атаман не имел права вмеши­ваться в решения суда, мог не присутствовать на заседаниях. Присутствовали помощ­ник станичного атамана, писарь, но вмешиваться в работу суда не имели права. Дела непосильные для решения станичным судом передавались в войсковой суд. В стани­цах мог быть и церковный суд. Он выступал посредником в определении размера на­казания, либо когда преступление касалось религиозных основ и проступков против нравственности, оберегаемой церковными канонами. Несправедливо вынесенный при­говор мог привести к замене членов суда. Кроме станичных, церковных и судов По­четных в станицах могли быть и, так называемые третейские суды. Их называли «судами по совести» или «судами чести».По традиции в их заседаниях принимали участие посредники с обеих спорящих сторон по взаимному согласию. Решение третейского суда открыто объявлялось и вносилось в специальную книгу, хранящуюся в станичном правлении. Приговоры входили в силу со времени занесения в книгу и считались окончательными. Жалобы на их решения не принимались. Уголовные дела рассматривали полковые следователи и комиссии Военного Суда.

Есаулов избирали из грамотных офицеров, способных видеть стратегию боевых действий и умело разработать тактику отдельных боев. Есаулу доверяли казаки, он бе­рег их в бою, зная, что ответ будет держать перед родителями. Частенько из одной се­мьи могли быть и есаул, и младшие офицеры, и простые казаки.

Казачье народоправство выражалось не только в проведении Кругов и в выборах. С 1785г. в станицах по воскресеньям проводились сходы. У казаков было двойственное подчинение: военное и гражданское, хотя между ними особых различий не было. В обострении обстановки власть военной администрации резко возрастала [21, С.101-102]. На сходах могли присутствовать все: и женщины, и подростки. Там тоже зачи­тывались некоторые войсковые приказы и советовались об их исполнении. Рассужда­ли о текущих хозяйственных делах, мирили распри, а если это не удавалось, то пере­давали дело в суды. На сходах избирали начальника станицы. Крики и выкрики не до­пускались, каждый имел право говорить «в свою очередь». Станичный начальник без про­медления доводил до высшего начальства решения схода. Авторитет выборной власти у казаков был непререкаем и держался на соблюдении и почитании традиций и обыча­ев. Главным во взаимоотношениях станичников было взаимное уважение, почет бое­вым заслугам, трудолюбие, честность, религиозность. В казачьем самоуправлении со­хранялись и поддерживались автономная деятельность станичных общин, свобода и независимость, планирование доходов и расходов, высокая ответственность выборных в выполнении должностных обязанностей.

Самоуправление станиц под влиянием времени и условий значительно видоизменялось.

Институт наказаний - один из постулатов казачьего уклада и имеет глубокие тра­диции. Приговор утверждался правлением и подписывался атаманом. Но этому предшествовали другие воспитатель­ные меры в виде штрафов, арестов, тюремных заключений и др.

При отсутствии результата после нескольких наказаний, станичное правление могло вынести даже приговор об изгнании из общины казака - преступника. Правление не имело права наказывать несовершеннолетних, увечных, дряхлых и больных старше 60 лет. Для поддержания порядка в станицах применялся метод пуб­личного посрамления, то есть порка нагайкой, плетью, на центральной площади. Это могло быть прикрепление к одежде вора украденных мелких вещей, или их вешали на шею. Вора водили по всей станице. С ним поступали очень строго. Вор должен был заплатить штраф в войсковую казну, двойную сумму пострадавшему, понести телес­ное наказание, поймавший вора, получал из казны вознаграждение - треть от уплаченного штрафа. Скрывший вора, считался его соучастником, он получал то же наказание, что и сам вор. В 1870г. на Тереке было издано Положение о запрете наказаний поркой. Но это было самое мягкое наказание, а потому положение казаками не исполнялось.

Войсковой Круг тоже давал наказания, но за самые тяжкие преступления. Измена и трусость каралась смертной казнью «в куль да в воду»-Войсковой атаман вправе был нака­зать станичного за халатность к своим обязанностям, за небрежность выполнения службы, вплоть до недельного ареста. За определенные провинности войсковой атаман мог подвергнуть станичного атамана публичной порке. И тот не имел права обижать­ся, обязан был сказать «спасибо за науку».Станичный атаман имел право лично наложить взыскания на пьяниц, буянов, драчунов в виде штрафов, арестов, употребления в рабо­ты сроком на 5-10 дней. Казаки знали, что запись о штрафе ложилась черным пятном в биографии и влияла на расследование возможных преступлений. Если виновный ка­зак не платил во время штраф, атаман имел право назначить продажу движимого имущества, не нанося глобального ущерба самой семье [7, С. 51].

Во второй половине ХIХ в. наказанием служила гауптвахта, так называемая «холод­ная»,или «бригадная».В обязанности атамана станицы входило задерживать бродяг, бег­лых, дезертиров. Станичный суд штрафовал мошенников, хулиганов, пьяниц на сумму до 100 рублей. Если казак не платил в срок штраф, станичный суд подавал на него жа­лобу атаману. Среди видов были и принудительные работы сроком от 2 до 7 дней, привязывание к позорному столбу, 20 плетей, общественное посрамление на станич­ной площади, содержание в станичной тюрьме. Крайней мерой было выселение из станицы. Военный суд и военная комиссия могла лишить наказанного боевых наград и нашивок за безупречную службу. За незначительные нарушения казаков брали на по­руки уважаемые в станице отставные казаки.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: