Наблюдение. С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, вводится процедура наблюдения. Процедура наблюдения вводится с целью
• проведения анализа финансового состояния должника,
• обеспечения сохранности имущества должника,
• организации и проведения первого собрания кредиторов.
Общий срок наблюдения составляет от 3 до 5 месяцев. Для проведения наблюдения арбитражным судом назначается специальное уполномоченное лицо - временный управляющий, на которого возлагаются обязанности по проведению мероприятий для достижения целей наблюдения.
Для обеспечения сохранности имущества должника в период наблюдения вводится запрет на принятие органами управления должника о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении,преобразовании) или ликвидации должника, создании юридических лиц или участия в них, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, выходе из состава участников.
В период наблюдения проводится первое собрание кредиторов, на котором решается вопрос о ходатайстве перед арбитражным судом о применении к должнику процедуры внешнего управления или конкурсного производства.
Внешнее управление. Процедура внешнего управления является основным этапом в схеме восстановления платежеспособности сельскохозяйственных организаций при возбуждении дела о признании сельскохозяйственного предприятия — должника банкротом. Внешнее управление вводится на основании определения арбитражного суда, после проведения наблюдения.
Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более, чем на 6 месяцев. В законе о банкротстве для сельхозпредприятий предусмотрена сезонность производства и его зависимость от природно-климатических условий, поэтому разрешается продление срока внешнего управления до 21 месяца, а в случае стихийного бедствия и других неблагоприятных условий, прошедших в период внешнего управления, может быть продлен арбитражным судом до 33 месяцев.
|
Процедуру внешнего управления можно условно разделить на несколько этапов.
1) Назначение внешнего управляющего и вступление его в должность. Кандидатура внешнего управляющего утверждается на собрании кредиторов большинством голосов от числа присутствующих на собрании кредиторов. При вступлении в должность внешний управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию.
2) Разработка плана внешнего управления и утверждение его общим собранием кредиторов. Внешний управляющий не позднее одного месяца с момента своего назначения должен разработать план внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов большинством голосов от числа конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. При составлении плана необходимо исходить из такого момента, как необходимость доказательства возможности восстановления платежеспособности должника, погашения задолженности перед кредиторами в период внешнего управления, а также возможности в дальнейшем нормальной производственной деятельности должника. В плане должен быть заложен наиболее полный перечень мер по восстановлению платежеспособности должника.
|
3)Реализация плана внешнего управления. В этот период осуществляются все мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться перед кредиторами.
4) Составление отчета внешнего управляющего по итогам внешнего управления, его рассмотрение на общем собрании кредиторов и утверждение арбитражным судом.
Отчет составляется за 15 дней до окончания срока внешнего управления. К нему прилагается реестр требований кредиторов, отчет представляется на рассмотрение собрания кредиторов, по результатам которого принимается одно из решений:
• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
5) Расчеты с кредиторами. После утверждения арбитражным судом отчета внешнего управляющего расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня утверждения отчета внешнего управляющего арбитражным судом. Собрание кредиторов может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об установлении сроков расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев. В этом случае, производство по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами.
Конкурсное производство. Конкурсное производство открывается на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в случае если в период внешнего управления не удалось восстановить платежеспособность хозяйства. Только с этого момента хозяйство считается несостоятельным (банкротом). Результатом конкурсного производства является ликвидация хозяйства и исключение его из единого государственного реестра юридических лиц.
|
Мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о признании хозяйства банкротом должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, т.е. кредиторы и дол-лик приходят к согласию о порядке погашения хозяйством-должником своих долгов и (или) их прекращение. Мировое соглашение нельзя заключить с налоговыми органами и внебюджетными фондами по требованиям по обязательным платежам.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
РЕФОРМИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ.
Рассмотрение материалов и принятие решения об оказании государственной поддержки реформируемым предприятиям в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 228 от 28 июля 1999 года «О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999-2000 годах» и проектом постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан «Об утверждении Положение «О порядке оказания государственной поддержки предприятиям и организациям, приступающим к реформированию» осуществляются втри этапа.
1. Предприятия и организации, принявшие решение о реформировании представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан следующие документы:
• ходатайство, в котором указывают необходимые виды государственной поддержки, цели, объемы и сроки, на которое оно запрашивается;
• выписку из решения общего собрания акционеров или совета директоров (для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);
• приказ директора по предприятию (для государственных, муниципальных предприятий) о принятом решении по реформированию,
• копии решений собственника (для частных предприятий) о принятом решении по реформированию предприятия (организации);
• годовую бухгалтерскую отчетность за два предыдущих года и квартальную отчетность текущего (последнего) года с расшифровкой дебиторской (крупных должников) и кредиторской задолженности, структуры выручки;
• план реформирования предприятия (организации) на среднесрочную перспективу (3 года), бизнес-планы по направлениям развития предприятия (при необходимости).
Желательно наличие электронной версии комплекта документов.
После согласования плана реформирования и бизнес-планов, необходимо представить копию окончательного варианта комплекта документов.
План реформирования должен ясно и четко отражать текущее положение предприятия и обосновывать результаты реформирования.
Структура плана реформирования может быть различной в зависимости от специфики предприятия, отрасли, в зависимости от вида необходимой государственной поддержки. Рекомендуемая структура плана реформирования:
• Общие сведения о предприятии;
• Aнализ текущего положения;
• Программа реформирования;
• Маркетинговый план;
• Организационный план;
• Производственная программа (план);
• Финансовый план;
• Резюме.
Анализ текущего положения включает описание производственных возможностей, основные показатели работы предприятия и анализ его финансового состояния, отражающий динамику структуры выручки.
Программа реформирования должна содержать перечень конкретных мероприятий, сроки их проведения, ответственных за проведение, показатели затрат и эффективности мероприятий.
В программе реформирования необходимо представить мероприятия по:
• созданию эффективного механизма управления на предприятии, обеспечивающего удовлетворение рыночного спроса и безубыточность деятельности;
• созданию условий для инвестиционной привлекательности предприятия (организации), создание системы обеспечения учредителей, акционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом состоянии предприятия;
• выделению «здоровых» производств и перепрофилированию производства на выпуск конкурентоспособной продукции, по этим направлениям составляются бизнес-планы проектов;
• повышению качества выпускаемой продукции;
• финансовому оздоровлению предприятия, реструктуризации кредиторской задолженности, обеспечению своевременности и полноты платежей предприятия (организации) в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды (копии соглашений с кредиторами, графики погашения задолженности);
снижению накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервации неиспользуемого имущества: передачи объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления и т.п.
• мероприятия по уточнению и упрочнению положения предприятия на рынке, проведению маркетинговых исследований, рекламных кампаний: расширению существующих сетей сбыта продукции, упорядочению системы снабжения, диверсификации ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований сертификации:
• а также другие мероприятия, в зависимости от конкретных условии и особенностей функционирования предприятия (организации).
План маркетинга содержит сведения о рынках предприятия, их емкости, данные о покупателях, поставщиках, конкурентах; планируемый уровень цен и объем продаж.
Организационный план отражает совершенствование системы управления предприятием (организацией), общие сведения о руководстве предприятия, ведущих специалистах, проведение кадровой политики, мероприятия по работе с персоналом, обучению и переподготовке кадров, стимулированию инициативных групп.
Производственный план содержит прогнозируемые объемы выпуска, расчет себестоимости по наименованиям продукции (по счетам затрат), описание необходимых производственных мощностей.
Финансовый план содержит прогноз показателей баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности), отчета о прибылях и убытках шифровкой структуры выручки), прогноз движения денежных среде га предприятия в целом на период реформирования, а также расчет точки безубыточности. На первые год-два данные представляются с квартальной разбивкой, на последующие - по годам.
В резюме плана реформирования должны быть представлены выводы по результатам реформирования и сводная таблица, отражающая динамику оценочных критериев в соответствии с п.7 Постановления Кабинета Министров РБ №228 от 28 июля 1999 т. «О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999-2000 годах» В случае выделения дочерних предприятий необходимо представать планы по обоим предприятиям.
В зависимости от вида необходимой государственной поддержки и целей, на которые она запрашивается, предприятие представляет бизнес-планы инвестиционных проектов. Структура бизнес-плана может быть аналогичной структуре плана реформирования. Необходимы более подробные сведения о направлении развития, инвестиционном проекте.
Предприятия, достигшие оценочных критериев п.7 Постановления Кабинета Министров № 228 представляют письмо с комплектом подтверждающих документов.
После представления предприятием полного комплекта документов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан в течение 10-ти дней рассматривает материалы и делает свое заключение. Если все документы соответствуют требованиям, выносит предложение на рассмотрение в межведомственной комиссии РБ.
2. Министерство экономики и антимонопольной политики на основе заключения Минсельхозпрода РБ и собственного анализа в 10-дневный срок подготавливает заключение по каждому конкретному предприятию (организации) на получение соответствующих видов государственной поддержки и передает на рассмотрение в Комиссию при Кабинете Министров Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов по оказанию государственной поддержки предприятиям и организациям, приступившим к реформированию.
Комиссия в 10-дневный срок рассматривает поступившие документы и дает поручение о подготовке соответствующего Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан, позволяющего предприятию (организации) получить конкретные виды государственной поддержки в соответствующие сроки, формах и объемах.
3. Предприятия (организации), приступившие к реформированию, ежеквартально представляют в Минсельхозпрод РБ:
• бухгалтерскую отчетность (с расшифровкой структуры выручки);
• отчеты о ходе выполнения мероприятий плана реформирования и бизнес-планов инвестиционных проектов.
При разработке планов реформирования могут быть использованы «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)», утвержденные приказом Министерства экономики России от 1 октября 1997 года № 118. («Экономика и жизнь», №№ 46, 50, 51, 52 1997г., № 2 1998 г.), а также методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов), утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 года № 98-р и типовая форма «Плана финансового оздоровления (бизнес-плана)», утвержденная этим же распоряжением (приложения 1 и 2 к распоряжению № 98-р). Кроме того, рекомендуем использовать методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденные Минэкономики РФ от 31 марта 1994 г. № 12/47.
В СПК предусмотрено два вида членства. Члены кооператива 16 —летнего возраста и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Кооператив вправе нести в устав сведения об условиях приема в члены кооператива, например, уровень квалификации, личные качества граждан и т.д. На членов кооператива обязательно ведется членская книжка, в которой указываются все сведения, касающиеся его участия в кооперативе. Член кооператив; имеет решающий голос
Ассоциированный член - лицо, внесшее паевой взнос и не имеющее право голоса. Имеет право на получение дивидендов. Количество голосов ассоциированных членов не может превышать 50% от числа голосов членов кооператива.
Управление основано общим собранием, избирает правление (председатель).
При создании СПК возможны три вида паевых взносов:
1)обязательные взносы (паи), вносимые членами кооператива в обязательном порядке и в равном для всех размере;
2)дополнительные взносы (паи), вносимые членами кооператива по своему желанию сверх обязательного пая:
3)паевые взносы ассоциированных членов.
Размеры паевых взносов определяются в соответствии с уставом кооператива и договором, заключенным с каждым ассоциированным членом.
Члены СПК несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива, в порядке, предусмотренном Уставом кооператива, но не менее чем в размере 0,5 % обязательного пая. Члены правления возмещают убытки, причиненные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения обязанностей, на основании судебного решения. Причинители вреда несут солидарную ответственность.
Гражданский кодекс РФ (ст. 110) предусматривает создание в СПК с числом членов более пятидесяти наблюдательный совет. Избираемый общим собранием наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью правления кооператива, проверяет бухгалтерский баланс, годовой отчет, состояние кассы кооператива. Члены наблюдательного совета не получают вознаграждения по результатам деятельности кооператива. В отличие от председателя ревизионной комиссии колхоза, председатель наблюдательного совета может выполнять обязанности председателя общего собрания членов кооператива.
1. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.
2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
3.Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».
4. Правовое положение производственных кооперативов и их членов определяется в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о производственных кооперативах.
Общество с ограниченной ответственностью. ООО — это предприятие, созданное участниками, каждый из которых внес вклад в уставный капитал в виде имущественного пая. Допускаются также взносы деньгами, имуществом и т.д. с оценкой этих вкладов в рублях. Количество голосов отдельного члена пропорционально его доли в уставном капитале.
Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством об обществах с ограниченной ответственностью (30 человек). В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока- ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшилось до установленного законодательством предела.
Учредительным документом ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими Устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является Устав.
Каждый член ООО имеет право голоса на общем собрании. Количество голосов у отдельного члена зависит от его доли в уставном капитале. Для принятия текущих решений избирается орган управления ООО.
Ответственность члена ООО ограничена его вкладом в уставный капитал. При убытках предприятия с члена можно взыскать только его вклад в уставный капитал, за исключением случая умышленного банкротства.
Прибыль ООО, направляемая на дивиденды, распределяется между его членами пропорционально их доли в уставном капитале.
Высшим органом ООО является общее собрание его участников.
К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся:
1. изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2. образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
3. утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4. решение о реорганизации или ликвидации общества;
5. избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
При выходе из общества (ООО) доля в уставном капитале может быть продана полностью или частично ООО, его членам или с разрешения членов сторонним физическим и юридическим лицам.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АПК
Рассмотрение материалов и принятие решения об оказании государственной поддержки реформируемым предприятиям в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 228 от 28 июля 1999 года «О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999-2000 годах» и Указом Президента Республики Башкортостан № УП-211 от 19.04.2000 года «Об утверждении Положения «О порядке оказания государственной поддержки предприятиям и организациям, приступающим к реформированию» осуществляется в три этапа.
1. Предприятия и организации, принявшие решение о реформировании, представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан программу реформирование, которая включает следующие основные разделы:
План реформирования, отражающий текущее положение предприятия и обосновывающий результаты реформирования в следующей структуре:
• Общие сведения о предприятии;
• Анализ текущего положения;
• Программа реформирования;
• Маркетинговый план;
• Организационный план;
• Производственная программа (план);
• Финансовый план;
• Резюме.
Анализ текущего положения, включающий описание производственных возможностей, основные показатели работы предприятия и анализ его финансового состояния, отражающий динамику структуры выручки.
Программа реформирования, конкретных мероприятий, сроки их проведения, ответственных за проведение, показатели затрат и эффективности мероприятий.
План маркетинга, о рынках предприятия, их емкости, данные о покупателях, поставщиках, конкурентах; планируемый уровень цен и объем продаж.
Организационный план, отражающий совершенствование системы управления предприятием (организацией), общие сведения о руководстве предприятия, ведущих специалистах, проведение кадровой политики, мероприятия по работе с персоналом, обучению и переподготовке кадров, стимулированию инициативных групп.
Производственный план, содержащий прогнозируемые объемы выпуска, расчет себестоимости по наименованиям продукции (по счетам затрат), описание необходимых производственных мощностей.
Финансовый план, содержащий прогноз показателей баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности), отчет о прибылях и убытках (с расшифровкой структуры выручки), прогноз движения денежных средств предприятия в целом на период реформирования, а также расчет точки безубыточности. На первые год два данные представляются с квартальной разбивкой, на последующие - по годам.
В резюме плана реформирования представляются выводы по результатам реформирования и сводная таблица, отражающая динамику оценочных критериев в соответствии с п.7 Постановления Кабинета Министров РБ №228 от 28 июля 1999 г. «О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999-2000 годах».
В случае выделения дочерних предприятий представляются планы по обоим предприятиям. В зависимости от вида необходимой государственной поддержки и целей, на которые она запрашивается, предприятие представляет бизнес-планы инвестиционных проектов. Структура бизнес-плана аналогична структуре плана реформирования с более подробными сведениями о направлении развития, инвестиционном проекте.
Предприятия, достигшие оценочных критериев, представляют письмо с комплектом подтверждающих документов.
1.После представления предприятием полного комплекта документов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан в течение 10-ти дней рассматривает материалы и делает свое заключение. Если все документы соответствуют требованиям, выносит предложение на рассмотрение в межведомственной комиссии РБ.
2.Министерство экономики и антимонопольной политики на основе заключения Минсельхозпрода РБ и собственного анализа в 10-дневный срок подготавливает заключение по каждому конкретному предприятию (организации) на получение соответствующих видов государственной поддержки и передает на рассмотрение в Комиссию при Кабинете Министров Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов по оказанию государственной поддержки предприятиям и организациям, приступившим к реформированию. Комиссия в 10-дневный срок рассматривает поступившие документы и дает поручение о подготовке соответствующего распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан, позволяющего предприятию (организации) получить конкретные виды государственной поддержки в соответствующие сроки, формах и объемах.
3. Предприятия (организации), приступившие к реформированию, ежеквартально представляют в Минсельхозпрод РБ:
бухгалтерскую отчетность (с расшифровкой структуры выручки);
отчеты о ходе выполнения мероприятий плана реформирования и бизнес-планов инвестиционных проектов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
I. ВВЕДЕНИЕ
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, создания предпринимательской деятельности на селе, а также для дальнейшего совершенствования земельных отношений, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* установлена обязательная реорганизация колхозов и совхозов, означавшая изменение их правового статуса, и приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение данного Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов»*, в соответствии с которым, в субъектах Российской Федерации были сформированы совместные (районные и внутрихозяйственные) комиссии по приватизации земли, находящейся в пользовании колхозов и совхозов, и реорганизации этих хозяйств.
В состав этих комиссий включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе и землеустройству.
Указанные нормативные акты предоставляли членам колхозов и работникам совхозов право на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств с передачей им на бесплатной основе земельных долей (паев) в собственность.
На данные комиссии возлагалась задача по установлению среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Размер земельной доли (пая) устанавливался в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельная доля (пай) по сельскохозяйственным предприятиям в натуральном выражении не должна была превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность. Кроме этого, по решению коллектива хозяйства земельная доля (пай) могла быть предоставлена работникам объектов социальной сферы, расположенных на территориях хозяйства.
Таким образом, все члены колхозов и работники совхозов, в том числе и ушедшие на пенсию, получили право на бесплатную земельную долю (пай) в общей долевой собственности и распоряжение ею по своему усмотрению в соответствии с действующим на тот период законодательством и данным Указом.
В Республике Башкортостан к моменту принятия нормативно-правовых актов на федеральном уровне уже были приняты соответствующие законы: «О земельной реформе в Республике Башкортостан» (№ ВС-5/23)* и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Башкортостан» (№ ВС-5/25)*. В течение 1992 - 1993 годов была проведена работа по определению среднего размера земельной доли (пая) по каждому хозяйству. Исходя из этого, в разрезе каждого сельскохозяйственного предприятия был определен средний размер земельной доли (пая), приходящейся на одного работника.
На общих собраниях сельскохозяйственных организаций (предприятий) были составлены и утверждены списки лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая), определены её размеры, но решение о приватизации не принималось, и тем более правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы в соответствии с законодательством РФ на эти земельные участки не оформлялись.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (часть 2 статьи 21) на территории Республики Башкортостан установлен срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также под зданиями, строениями и сооружениями, с 1 января 2006 года.
Таким образом, в соответствии с законодательством гражданам, имеющим право на получение земельной доли (пая), с указанного срока земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в собственность бесплатно однократно на праве общей собственности и только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Для этого необходимо провести подготовительную работу, в частности, уточнить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность, размеры земельных долей (паев) внутри хозяйств и списки граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), поскольку за истекший период в результате перераспределения земель, их изъятия для государственных нужд и перевода из одной категории в другую, залужения деградированной пашни значительно изменились состав и площади сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в ранее составленных списках граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), также произошли изменения.
Для организации и проведения работы по приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения необходимо создать районные и внутрихозяйственные комиссии. В состав районной комиссии подлежат включению представители администрации района, управления сельского хозяйства, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по управлению собственностью, филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, отдела (сектора) Главного управления Федеральной регистрационной службы по РБ, сельскохозяйственных организаций (предприятий), главы муниципальных образований. Состав данной комиссии определяет и утверждает глава администрации района.
В состав внутрихозяйственной комиссии кроме представителей сельскохозяйственных организаций (предприятий) включаются представители администрации района, муниципальных образований, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по управлению собственностью. Составы внутрихозяйственных комиссий утверждают общие собрания (конференции уполномоченных представителей) трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций (предприятий). Внутрихозяйственным комиссиям необходимо изучить ранее составленные проекты перераспределения земель и материалы по определению размеров земельных долей (паев) по колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным организациям (предприятиям).
II. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ОДНОКРАТНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ (УТОЧНЕНИЯ СПИСКОВ)
2.1. Для составления списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), следует использовать списки, которые были утверждены общими собраниями сельскохозяйственных организаций (предприятий) в 1992-1993 годах. При этом необходимо учитывать:
- граждан, имевших по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
- работников сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенных из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению штата работников или в связи с ее (его) ликвидацией. В их число не включаются временные сезонные рабочие, а также лица, работавшие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другом хозяйстве;
- работников сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающих в ней (нем) и постоянно проживающих в сельском поселении (муниципальном образовании) на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
- пенсионеров, вышедших на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и постоянно проживающих на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- работников предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- временно отсутствующих работников сельскохозяйственных организаций (предприятий) – военнослужащих срочной службы, стипендиатов хозяйства, работников, направленных на повышение квалификации, лиц, имеющих право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком;
- граждан, получивших земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли (пая) для создания и последующего ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или для расширения личного подсобного хозяйства. Указанные лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
2.2. В процессе составления списков уточняется, как обладатели прав на земельную долю (пай) хотят распорядиться ею, кто из них оставит свою земельную долю (пай) в вправе общей долевой собственности, а кто пожелает произвести выдел земельной доли (пая) для последующего оформления в индивидуальную собственность. Все это учитывается при последующем составлении проекта перераспределения земель.
2.3. Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания (конференции уполномоченных представителей) сельскохозяйственной организации (предприятия) и предоставляются для утверждения в администрации муниципального образования и района. Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия) и заверяются личной подписью каждого присутствующего на собрании члена сельскохозяйственной организации (предприятия).