Николай Лесков. Странник поневоле




Николай Лесков (1831 —1895)

Николай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения — публицистические статьи для журналов — написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы — произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

 

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

 

Писатель-антинигилист

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.

 

Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них — «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести — «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

 

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Максим Горький

«Жестокие произведения» о русском обществе

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому: «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела» … Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.

Николай Лесков. Странник поневоле

От путевых заметок до драмы. Два класса гимназии и собрание сочинений в 12 томов. «Я ведь вполне самоучка», — говорил о себе литератор и писал о том, что видел.

«Простонародный быт» Лесков познал, общаясь в детстве с крестьянскими детьми. Отец, заседатель Орловской уголовной палаты, дворянин по выслуге, купил хутор в Кромском уезде и предоставил старшему сыну богатый материал для изучения. Детские воспоминания легли в основу рассказов «Несмертельный голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).

После смерти родителя Лесков, не окончив образования, оказался в Киеве. Дядя будущего писателя, профессор, обеспечил племяннику университетский круг общения. Вольным слушателем Николай посещал лекции, изучал языки, дружил с иконописцами Киево-Печерской лавры. Тема духовенства Лескову, внуку священника, оказалась особенно близка. Впоследствии автор «Очарованного странника» подчеркивал свою «специальность» в литературе.

Николай Лесков взялся за перо от избытка впечатлений. На бумагу просились путевые заметки. Будучи агентом компании «Шкотт и Вилькенс», он много путешествовал по стране. «Это самые лучшие годы жизни, когда я много видел и жил легко», — вспоминал писатель. И в «самых глухих захолустьях» наблюдал и записывал. Так появились очерки и жанровые картинки, которые переросли в романы и повести.

Дебют Лескова-публициста — 1859–1860 годы. Заметки 26-летнего автора опубликовали газета «Санкт-Петербургские ведомости» и киевские издания «Современная медицина» и «Указатель экономический». Спустя три года увидела свет первая короткая повесть.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».

Дмитрий Святополк-Мирский, литературный критик

Лесков-писатель начинал с «Жития одной бабы» («Амур в лапоточках»). Повесть напечатал журнал «Библиотека для чтения». В 1964 году читатель узнал о непростой судьбе женщин разного сословия из произведения «Леди Макбет Мценского уезда». Сам автор называл эту повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом — о сильном и страстном женском характере.

Лесков-драматург впервые предстал перед публикой в 1867 году в Александринском театре. Драма из купеческой жизни «Расточитель» вызвала недовольство критики. Писателя обвинили в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».

Сам Николай Лесков считал своим худшим произведением роман «На ножах». Но, как отмечал Максим Горький, «после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». Лев Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», Чехов считал его одним из главных своих учителей наряду с Тургеневым.

Хроника «Соборяне» (1872), рассказ «Запечатленный ангел» (1872), «Левша» (1881) «Тупейный художник» (1883) и другие произведения, выдержанные в сказовой манере, полюбились читателю. Но писатель постоянно расширял границы жанров.

Литературные эксперименты — легенды и новеллы, сказки и мемуарные повести. Писатель то имитировал язык ХVIII века в «Заметках неизвестного», то намеревался выпустить вегетарианскую поваренную книгу России (и 1894 году сборник увидел свет), то переосмысливал знакомые слова. Микроскоп — «мелкоскоп», таблица умножения — «долбица умножения». Николай Лесков играл со стилями и словами, и его игру с удовольствием подхватили в ХХ веке — на сцене и в кино.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: