Фортепианное творчество Листа




Тараканова Е.М. История музыки. 2 курс (заоч.)

 

Ференц Лист (1811–1886) – выдающийся венгерский композитор, представитель эпохи романтизма, пианист, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Создатель жанра симфонической поэмы и поэмной формы (в творчестве Шопена подобные формы называются «балладными»): это «свободная», «смешанная» одночастная форма с чертами внутренней цикличности. («Свободная» означает индивидуальный замысел для каждого произведения, «смешанная» – означает совмещение элементов известных форм – обычно сонатной формы и сонатно-симфонического цикла, слившегося в одночастность). Основоположник современного пианизма.

I. Детство (1811–1823). Ференц Лист родился в поместье Райдинг (по-венгерски Доборьян), принадлежавшем венгерским князьям Эстерхази. Первым учителем был отец, смотритель овчарни, который был любителем музыки, играл на фортепиано и виолончели, был знаком с Гайдном. Ференц Лист начал концертировать с 9-летнего возраста. Семья переехала в Вену, где среди учителей Листа были Карл Черни (фортепиано) и Антонио Сальери (композиция).

II. Парижский период (1823–1835). Слава пианиста-виртуоза, начало педагогической и композиторской деятельности. На формирование личности Листа оказало влияние знакомство с выдающимися музыкантами и писателями: Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. Сочинил оперу «Дон Санчо, или Замок любви» (исполнена в 1825 году). Задумал «Революционную симфонию» под впечатлением Июльской революции 1830 года (наброски вошли в другие сочинения). Фортепианная пьеса «Лион» возникла как отклик на восстание лионских ткачей (1834).

III. «Годы странствий» – Швейцария, Италия (1835–1839). Создан концертный пианизм в его современном виде. Лист публикует свои первые статьи о музыке. Идеи синтеза искусств находят свое выражение в программной музыке. Сочинения: «Альбом путешественника» для фп. (1836, послужил материалом для цикла «Годы странствий»), соната-фантазия «По прочтении Данте», «Три сонета Петрарки» и др. С конца 1830-х до 1847 г. – гастроли по всей Европе, в т.ч. в Венгрии и России (1842, 1843, 1847). Знакомство с М.И. Глинкой, В.В. Стасовым, А.Н. Серовым и др.

III. Веймар (1848–1861). Отказ от карьеры пианиста-виртуоза. Расцвет творческой и музыкально-просветительской деятельности. Сочинения: 2 симфонии («Фауст», «Данте»), 12 симфонических поэм («Мазепа», «Прелюды», «Орфей», «Тассо», «Прометей» и др.), 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, Фантазия на венгерские народные темы. Как дирижер поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (из них 26 премьер), исполнил все симфонии Бетховена, сочинения Берлиоза, Шумана, Глинки. Вокруг Листа объединилась Веймарская школа (противостояла академизму Лейпцигской школы).

IV. Позднее творчество (1861–1886). Рим, Будапешт, Веймар. Принял сан аббата (1865). Инициатор создания Музыкальной академии в Венгрии (1875), ее президент и профессор. Способствовал росту молодых национальных школ: поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса. Пропагандировал русскую музыку. Воспитал свыше 300 пианистов из различных стран. Сочинения: оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», Венгерская коронационная месса, Реквием, 13-я симфоническая поэма «От колыбели до могилы», песни, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», 3-я тетрадь «Годов странствий», 4 венгерские рапсодии и др. Умер в Байройте.

Лист сочинял практически во всех жанрах, но особое место принадлежит его фортепианной и симфонической музыке, в которых он придерживался программности, носящей обобщенно-философский характер, а также монотематизма (основывал многие крупные сочинения на образных трансформациях одной ведущей музыкальной идеи).

 

Фортепианное творчество Листа

Лист был феноменальным пианистом. Фортепиано в его трактовке – аналог оркестра. Фортепианному стилю Листа присуща оркестральная мощь, блеск и красочность (в его фортепианной музыке можно услышать медные и деревянные духовые инструменты, скрипку, виолончель, колокола, колокольчики и др.)

Жанры:

1) парафразы (фантазии на темы других авторов),

2) транскрипции (переложение симфонических, органных, вокальных произведений),

3) этюды,

4) программные пьесы, объединенные в циклы и сборники,

5) сонаты,

6) рапсодии.

Лист сочинял парафразы на темы из популярных опер Моцарта, Россини, Вагнера, Верди, Глинки («Марш Черномора»), Чайковского (полонез из «Евгения Онегина») и др.

Среди транскрипций – «Фантастическая симфония» Берлиоза, все симфонии Бетховена, органные произведения Баха, обработки песен Шуберта, Шумана, Алябьева и др.

В 15-летнем возрасте задумал цикл этюдов во всех тональностях: опубликовал 12, сделал их редакцию в 1830е, затем в 1851 издал «Этюды высшего композиторского мастерства». Из 12 этюдов – 10 имеют программные названия («Мазепа», «Блуждающие огни», «Дикая охота», «Метель» и др.). Также он сочинил «Большие этюды по Паганини» (особенно известен этюд «Кампанелла»). Есть у него программные этюды «Шум леса», «Хоровод гномов».

Особое место в творчестве Листа занимают программные пьесы, своего рода музыкальные картины, объединенные в циклы и сборники: «Видения», «Утешения», «Поэтические и религиозные гармонии», «Венгерские исторические портреты» и др.

Цикл «Годы странствий» писал около 50-ти лет (1830–1870-е). «Альбом путешественника» вылился в «Первый год странствий». Более точный перевод – «Годы паломничества» (навеяны «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, оттуда взяты эпиграфы большинства пьес первого года). Ноты издавались с художественными иллюстрациями к каждой пьесе (синтез искусств заключался в объединении музыки, поэзии и живописи). «Год первый. Швейцария» (9 пьес, в цикле много образов природы: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадском озере», «Пастораль», «На берегу ручья», «Гроза», «Долина Обермана», «Эклога», «Тоска по родине», «Женевские колокола»). «Год второй. Италия» – связан с впечатлением от итальянского искусства (7 пьес: «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело, «Канцонетта Сальватора Розы», три Сонета Петрарки, «Фантазия-соната по прочтении Данте»). Дополнение – 3 пьесы «Венеция и Неаполь» (обработки популярных мелодий: «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла»). «Год третий. Рим» (7 пьес: «Ангелюс», «У кипарисов виллы д’Эсте» – 2 погребальные песни, «Фонтаны виллы д’Эсте», «Бывают слезы от дел», «Похоронный марш», «Ввысь сердца»).

 

Две сонаты Листа близки симфоническим поэмам. «Фантазия-соната по прочтении Данте» (1849) связана с «Божественной комедией» Данте, соната h-moll (1853) близка «Фауст-симфонии» (может расцениваться как программное произведение). Происходит сжатие цикла в одну часть. Группа тем трансформируется, нередко приводя к противоположному смыслу.

Вступление рисует образ рока. Он появляется в неизменном виде в ключевые моменты: между главной партией (г.п.) и побочной партией (п.п.), между экспозицией и разработкой, между лирическим эпизодом и фугато в разработке, между репризой и кодой, завершает сонату.

Две темы г.п. словно обрисовывают образ Фауста (мужественный, порывистый) и Мефистофеля (передается через мрачную скерцозность). Потом обе темы звучат одновременно. Две темы п.п. связаны с образами любви – гимническая и лирическая (но это трансформация второй «мефистофельской» темы г.п.). В заключительной партии (з.п.) та же тема становится маршевой. Первая тема г.п. приобретает черты ноктюрна в среднем разделе п.п., в коде эта тема звучит надломлено, с интонацией «романтического вопроса».

Схема. Экспозиция: вст., г.п. (h-moll), п.п. (D-dur), з.п.; разработка: эпизод в сонатной форме, заменяющий медленную часть цикла (Fis-dur), фугато на темах г.п. (b-moll) – заменяет скерцо; реприза: г.п. (h-moll), п.п. (H-dur), з.п.; кода: 1-я п.т. (H-dur), тема медленного эпизода (H-dur), г.п., тема вступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: