Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста




Активная артикуляционные гимнастика — это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка.

Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамиче­скими.

 

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3-10 секунд. Чем старте ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упраж­нения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их нужно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два...» или же по команде. Например, в упражнении «Качели», когда нужно поднимать и опускать язык, можно вместо «Раз-два» подсказывать: «Вверх-вниз, вверх-вниз».

 

 

Все артикуляционные упражнения выполняются перед зерка­лом так, чтобы ребенок мог видеть и лицо взрослого, движения которого он копирует, и собственное лицо. Следите, чтобы малыш правильно выполнял все движения. Если же ему не удается повто­рить за вами какое-то упражнение, нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи пальцев или чайной ложечки).

 

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

 

С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, на­правленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.

Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обрати­те внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите игры для губ, щек и нижней че­люсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития под­вижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться лишь в череду утомительных и скучных упражнений. Она должна быть веселой игрой, увлекшись которой, малыш будет учиться незаметно для себя. Только тогда речевая моторика ребенка будет развиваться быстро и успешно.

Не нужно стремиться к тому, чтобы за одно занятие выполнить с малышом все упражнения комплекса. Лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения. Главное усло­вие эффективных занятий — хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попро­сит он сам. Тогда у вас будет уверенность, что и в следующий раз малыш охотно согласиться заняться этим не слишком простым, но увлекательным для него делом.

 

 
Птенчик (статическое артикуляционное упражнение) Предложите малышу поиг­рать: он будет птенчиком, а вы — мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы бу­дете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и поде­ржать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произ­несении звука [а}.) Поднесите пальцы руки, сло­женные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение: Ротик шире открывайКушай, птенчик, не зевай!   Хоботок (статическое артикуляционное упражнение) Покажите малышу, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали хоботок слоника (положение губ, как при утрированном произне­сении звука (у|). Попросите малыша повторить упражнение, удерживая губы «хоботком» 3-5 секунд. Выполнять упражнение мож­но под такой стишок: Губки в трубочку сложи — Хоботок всем покажи.  
Улыбка (статическое артикуляционное упражнение) Игра подготовит губы ребен­ка к произнесению звуков [и], [с], [3]. Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука [и]). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуть­ся в ответ и удержать губы в улыбке 2-5 секунд. Расскажите ему стихотворение: Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!   Колечко (статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы (положение 1уб, как при произнесении звука [о]), и вытягиваете их вперед. Удержите губы в таком положе­нии 2-5 секунд, а потом пред­ложите ребенку самому сделать такое же колечко. Расскажите стихотворение: Губки круглые сложи И колечко покажи.  
Малыш плачет(динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем про­изнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля гу­бами. Таким образом, вы показы­ваете одно за другим артикуля­ционные упражнения «Хоботок» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.   Веселый и грустный (динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения по­ложения губ. Расскажите ребен­ку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного (движение губ, как при последовательном произнесении звуков [и]-[у]). Сменить положение губ надо 2-5 раз.  
Шарик(статическое и динамическое артикуляционные упражнения) Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком по­ложении надо в течение 2-5 се­кунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка уда­рить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение: Шарик надувай, Воздух выпускай.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: