ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ в ШКОЛЕ




Пропедевтическое обучение – это система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов.

Учитывая, что в первый класс вспомогательной школы VIII вида попадают дети с разными психофизическими данными и математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учреждений), программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. В зависимости от подготовленности учащихся он может длиться от 1 до 2 месяцев, то есть всю первую четверть.

В период пропедевтического обучения (далее ПО) школьники приобретают первоначальные, необходимые для усвоения знаний умения и элементарные навыки культуры поведения. В то же время учитель использует период ПО для всестороннего изучения учеников и составляет их первые педагогические характеристики. Такие характеристики помогают учителю определить план коррекционно-воспитательной работы, которая проводится с ребёнком.

Специфической особенностью обучения во вспомогательной школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к усвоению конкретного учебного материала.

Большое значение пропедевтический период имеет в I классе, во время которого осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач. Особое внимание учитель обращает на желание ребёнка учиться, умение самостоятельно работать, особенности произвольного внимания, речи, моторики, навыки общения с другими детьми и учителем. Занятия в этот период организуются в форме дидактических игр, прогулок, целевых экскурсий, художественного рассказывания и чтения, заучивания со слов учителя стихов и песенок, лепки, рисования, ручного труда.

В период ПО дети постепенно начинают овладевать навыками чтения (без книги, на дидактическом материале), письма (изучение начертания букв) и продолжают знакомиться с первыми математическими понятиями (один – много – мало), с цифрами, с сущностью арифметических действий на дочисловом уровне (группировке предметов по заданному признаку; выделению 1, мало и много предметов из группы; различению множества по количеству: «1, 2, много, мало, пустой, полный»; составлению по количеству множеств предметов: «столько..., сколько...»; составлению численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета, их сравнению, преобразованию и т.д).

В то же время дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в классном коллективе. Выделяя детей с резкими дефектами речи или моторики, учитель совместно с логопедом, врачом и учителем физической культуры намечает план индивидуальных занятий, направленных на преодоление дефекта, определяет пути индивидуального подхода к ребенку. ПО завершается не одновременно для всех детей, обучающихся в классе.

На основе учебных документов и общения с детьми учитель подводит итоги работы, планирует учебно-воспитательную работу и выделяет тех учеников, которые нуждаются еще в индивидуальных занятиях и в индивидуальном подходе к ним на уроке и при подготовке домашних заданий. Эти занятия организуются и проводятся по индивидуальным программам. Однако ребенок, работающий по индивидуальному плану, не выключается из общей работы класса, так как обычно он отстаёт не по всем предметам обучения.

 

К концу пропедевтического периода педагогу необходимо:

1. Научить детей

· вслушиваться в слова учителя и других детей

· готовиться к ответу (припоминать ранее услышанное), тормозить желание без разрешения учителя высказывать ответ;

· выполнять правила поведения на уроке, общения на уроке и вне него.

2. Прививать детям чувство долга, ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение.

3. Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе, которая проводится на уроке, прививать желание быть на уроке, выполнять задания учителя.

4. Учить школьников:

· повторять слова, действия учителя, других детей;

· называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты своих действий;

· пользоваться определенной группой терминов;

· работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить линии по шаблонам, трафаретам, выполнять контурные рисунки, проводить линии, закрашивать, штриховать, изготовлять контурные узоры, рисунки, их отдельные элементы по клеткам.

5. Научить приемам предметно-математической деятельности (наложить, приложить и т.д.)

6. Выявить особенности учащихся, их возможности к обучению, результаты обучения, с тем, чтобы оказывать необходимую помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: