ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Заочного и дополнительного образования
Специальность 050706 Педагогика и психология
Группа Курс 5 группа З-3570
Контрольная работа по Психолого-педагогическая коррекция
дисциплине
Номер варианта
весенний семестр 2011 - 2012 учебного года
осенний, весенний
Студент Красавин Илья Владимирович
фамилия, имя, отчество
Номер зачетной книжки 1091710
Адрес: г. Ханты-Мансийский ул. Светлая 67
Дата предоставления на проверку
Программа коррекции тревожности у детей дошкольного возраста методом сказкотерапии «
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором состояния ребенка, с другой – поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Составленная программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение проблем в развитии, связанных с повышенной тревожностью детей.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих высокий уровень тревожности методом сказкотерапии.
В работе с тревожными детьми мы определили три направления:
1. Формирование адекватной самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Основные задачи:
1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
|
2. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
3. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
Критерии эффективности программы:
· снижение тревожности;
· повышение уверенности в себе;
· повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.
Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из четырех основных блоков:
1. Диагностический.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок.
Цель: диагностика особенностей развития личности,выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок.
Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Критерии эффективности программы:
· повышение уверенности в себе;
· снижение тревожности;
|
· улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
Участники | Метод, автор |
Дети | 1. Детский тест тревожности «Выбери лицо» Р. Тэммла, М.Дорки и В.Амена. 2. Методика «Шкала тревожности» М.Ю.Стожарова |
Родители | 1. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса) |
Педагоги | 1. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса) |
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
1. С родителями:
· Составление памятки с рекомендациями;
· Оформление папки-передвижки «Застенчивый и тревожный ребенок».
2. С педагогами:
· Подбор рекомендации в работе с тревожными детьми для педагогов и специалистов;
· Оформление игротеки в работе с тревожными детьми для специалистов.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте методом сказкотерапии.
1. С родителями:
· Проведение семинара с элементами тренинга «Что за чудо эти сказки».
2. С педагогами:
· Проведение семинара с элементами тренинга «Сказка лекарство для души».
3. С детьми:
· Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
Цикл практических занятий рассчитан на 5 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей возраста (5 –7 лет). В каждой группе 6-7 человек.
|
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
|
При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерпии. С-Пб, 2000.):