Классификация показателей качества товаров




Критерии конкурентоспособности товаров

Критерий конкурентоспособности – количественная или качественная характеристика товара, используемая для оценки его конкурентоспособности. Классификация критериев представлена в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Классификация критериев конкурентоспособности

Признак классификации Виды критериев
По виду удовлетворяемых потребностей 1. Уровень качества 2. Уровень новизны 3. Информативность товара 4. Имидж 5. Цена потребления
По количеству характеристик 1. Единичный 2. Комплексный: групповой и обобщенный
По назначению 1. Ограничительный 2. Оценочный

Если рассмотреть критерии, относящиеся к виду удовлетворяемых потребностей, то очевидно, что критерии 1–4 определяют потребительскую стоимость (ценность) товара, критерий 5 определяет стоимость товара (рис. 2.1).

Ценность – нечто особенное, чем субъект или объект управления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем [19].

Для потребителя ожидаемая стоимость – это стоимость ценного, бездефектного товара. Потребители будут пользоваться товаром производителя, если они удовлетворены его ценностью и стоимостью. Компании, которые не удовлетворяют потребностей потребителей либо по ценности, либо по стоимости, вскоре обнаруживают, что они потеряли свою часть рынка за счет более профессиональных конкурентов. Чем выше уровень удовлетворенности потребителя, тем выше возможности развития бизнеса.

 

Рис. 2.1. Критерии конкурентоспособности товаров

 

Критерий 1 – уровень качества товаров

Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении показателей качества оцениваемого товара и товара-аналога (базового образца).

Качество определяется как степень с которой совокупность присущих характеристик объекта, соответствует требованиям [4].

Кано Н., разработавший концепцию «Создание привлекательного качества», разделил все характеристики товара на три типа: «должные», «одномерные» и «привлекательные», которые должны, соответственно, удовлетворять трем типам потребностей: ожидаемым, желаемым и восхищаемым. Ожидаемые потребности – удовлетворение этих потребностейпотребитель считает очевидным и обязательным. Желаемые потребности – чем лучше удовлетворены эти потребности, тем больше доволен потребитель. Восхищаемые потребности - удовлетворение таких потребностей восхищает потребителя, приятно его удивляет. Это происходит потому, что он не ожидает от производителя такого «понимания» собственных желаний и не думает, что эту потребность можно удовлетворить. Данная концепция применяется для выработки стратегии предприятия и решения задач повышения удовлетворенности потребителей.

Характеристика качества – присущая характеристика объекта, связанная с требованием [4].

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество.

В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели качества можно классифицировать по ряду признаков (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Классификация показателей качества товаров

Признак классификации Группы потребительских показателей качества
По количеству характеризуемых свойств Единичные, комплексные
По форме представления Абсолютные, относительные
По виду характеризуемых свойств Назначения, эргономические, надежности, безопасности, экологические и др.

 

Уровень качества как критерий конкурентоспособности определяется значением относительных показателей качества, которые характеризуют представленные ниже группы потребительских свойств товаров.

1. Показатели назначения характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Показатели назначения включают следующие группы показателей: функциональную пригодность, состав и структуру сырья, взаимозаменяемость и совместимость.

2. Эргономические показатели характеризуют степень согласованности конструкции товара с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования. Показатели эргономики подразделяют на: гигиенические, антропологические, физиологические, психофизиологические и психологические.

3. Показатели безопасности характеризуют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара.

4. Экологические показатели характеризуют способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.

5. Эстетические показатели характеризуют способность товара выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения).

6. Показатели надежности характеризуют способность товаравыполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Показатель надежности как комплексный показатель включает показатели: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

7. Показатели технологичности характеризуютприспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

8. Показатели транспортабельности характеризуютприспособленность продукции к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся ее эксплуатацией или потреблением, а также к погрузочно-разгрузочным работам. К показателям транспортабельности относятся: средняя трудоемкость подготовки единицы продукции к транспортированию, средняя стоимость перевозки единицы продукции на 1 км определенным транспортным средством, допустимая температура при транспортировании и др. [13].

9. Показатели ресурсосбережения характеризуют экономное использование сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

10. Показатели стандартизации и унификации характеризуютнасыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

11. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту и патентную защиту изделий в РФ и за рубежом.

12. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку и изготовление продукции, связанные с обеспечением и повышением ее качества, а также экономическую эффективность использования продукции.

Методика определения уровня качества товара

Первый этап. Расчет относительных единичных показателей качества товаров

Относительный единичный показатель качества товара рассчитывается по формуле

, (2.1)

где: – абсолютная величина единичного показателя качества оцениваемого товара;

– абсолютная величина единичного показателя качества товара-аналога.

Второй этап. Определение весовых коэффициентов единичных показателей качества товара

Для различных товаров отдельные показатели имеют неодинаковое значение. Степень важности показателей оценивается весовым коэффициентом. Интервал изменения коэффициентов устанавливается от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Необходимое требование – сумма весовых коэффициентов, является величиной постоянной и составляет 1, 10 или 100.

Весовые коэффициенты определяются экспертным методом, для этого используется метод «совещаний». Усредненные оценки мнений экспертов по значимости единичных показателей качества рассчитываются по формуле

, (2.2)

где: – весовой коэффициент единичного показателя качества товара;

– оценка, данная i -м экспертом;

– количество экспертов.

Третий этап. Расчет комплексных показателей качества товаров

Комплексный показатель качества характеризует совокупность нескольких свойств товара и рассчитывается по формуле

, (2.3)

где: – относительный единичный показатель качества товара;

– весовой коэффициент относительного единичного показателя качества товара;

n – количество относительных единичных показателей качества.

Четвертый этап. Определение уровня качества товара

Уровень качества товара – это отношение комплексного показателя качества оцениваемого образца к комплексному показателю качества образца-аналога:

, (2.4)

где: – комплексный показатель качества оцениваемого образца;

– комплексный показатель качества образца-аналога.

Рассчитанное значение комплексного показателя качества позволяет сделать один из следующих выводов.

1. Если > 1, то оцениваемый товар превосходит по качеству товар-аналог.

2. Если = 1, то оцениваемый товар находится на одном уровне по качеству с товаром-аналогом.

3. Если < 1, то оцениваемый товар уступает по качеству товару-аналогу.

На основе дифференциальной оценки уровня качества для достижения превосходства над товаром-аналогом принимаются следующие меры: определяются единичные показатели, значения которых ниже значений показателей товаров-аналогов; проводится факторный анализ по выявленным проблемам; разрабатываются мероприятия по повышению значений указанных показателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: