Орфографическая подготовка.




08.11.2021

Тема: Связь однородных членов в предложении с помощью интонации и союзов

 

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Что такое предложение? (Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)

- Какие бывают предложения? (Простые и сложные)

- Как отличить сложное предложение от простого? (По количеству грамматических основ.)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Какую цель мы можем перед собой поставить? (Учиться не путать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания.)

Работа по теме урока

Задание 1. (устно)

- Прочитайте предложения.

1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Руки человека всё время работают, творят, строят.

4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и слепили глаза.

5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы не раскрылись.

6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.

 

- На какие группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами и сложные предложения)

- Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

-Назовите сначала простые предложения, а затем -сложные.

Задание 2. (письменно)

- Ученик записал предложения. Вам нужно проверить расстановку запятых. Записать данные предложения правильно, подчеркнув грамматические основы.

 

Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице лепят куличики, и смеются.

-Какое предложение называется сложным?

- Как его отличить от простого?

-С помощью чего соединяются части сложного предложения?

 

(Сложное предложение от простого можно отличить по количеству грамматических основ: в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — несколько. Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов.)

-Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? Какой вывод можно сделать? (Нет. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

3. Работа по учебникус.40 (письменно)

Упр. 2,3 с. 40 (устно)

Домашняя работа: упр. 4 с. 40

 

Дата: 09.11.2021

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Инструкция: задание оформлять в рабочей тетради по русскому языку. Слова «Классная\Домашняя работа» НЕ ПИШЕМ. Указываем дату и с абзаца выполняем задания.

 

Запишите словарные слова, проставьте в них ударение и запомните написание этих слов.

Корабль, костюм, железо, вокзал, пассажир, пассажирский, билет, двенадцать, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, впереди, медленно, здесь.

Перейти по ссылке и посмотреть видео-урок:

https://www.youtube.com/watch?v=Wn_xx0sV6Oc&list=PLvtJKssE5NrhhovO05llLWHOcWvl3_ezz&index=9

 

С. 30,33 – учить правила, стр. 30 упр. 41

С. 34 упр. 48 – составить по плану текст – описание (5-7 предложений)

 

10.11.2021г.

Класс: 4

Предмет: русский язык

 

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Задание1. Повтори правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

Задание2. Спиши предложения, раскрывая скобки (упр.42 с.32)

Задание3.Письмо по памяти (с.32 №43)

Домашнее задание: упр.45 с.33, правило с.33

 

12.11.2021г. Тема: Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке развития речи я хотела бы пригласить вас на виртуальную прогулку. Закройте глаза и послушайте.(включаю стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало,..." по музыку П.И.Чайковского "Осенняя песня" - 1мин.10 сек.)

- Какой вы представили осень, когда слушали стихи А. С. Пушкина? (облетающая листва, моросящий дождик, пасмурное небо...)

- Что помогло вам представить осень? (музыка, воображение, фантазия, словесные образы).

- Поделитесь своими чувствами, которые вы ощутили?(грусть, печаль, тоска, одиночество)

Дети делятся впечатлениями, я раздаю осенние листочки отвечающим.

- Пушкин создал словесный образ Осени в этом стихотворении, П.И.Чайковский - в музыкальном произведении. А возможны ли другие средства изображения осени? (Художники пишут картины).

- Действительно, вы правы. И сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских художников-пейзажистов и его произведением. Это Исаак Ильич Левитан. (на слайде портрет художника).

2. Подготовительная работа.

На интерактивной доске презентация, на слайде - репродукция И.И.Левитана "Золотая Осень". - Это репродукция картины И.Левитана. Давайте уточним значение слова "репродукция" в Толковом словаре. Прочитайте. (1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.2. Воспроизведенные типографическим способом картина, рисунок.) Первый способ: фотографирование, второй способ: печать в типографии.

- Художник написал картину в 1895 году, когда жил в Тверской губернии в усадьбе с интересным названием Горка.

- Рассмотрите картину. (даю время для молчаливого рассматривания)

- Как вам кажется, эта картина передает такое же настроение, что и стихотворение А.С.Пушкина? Почему? (много солнечного света, ярких, теплых красок, поэтому настроение уже другое)

- Какие чувства вы испытываете при рассматривании картины? (радость, удивление, восхищение, восторг и т.д.)

- Какое название вы дали бы этому полотну? (Осенний день. Осень. Солнечный день осени и т.д.)

- Художник назвал картину "Золотая осень". Как вы думаете, почему? (Он изобразил красивейший период этого времени года, который называется золотая осень).

3. Постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы познакомились с картиной И.И.Левитана "Золотая осень"? (Мы будем учиться писать сочинение по картине).

- Вспомните, какой вид работы называется сочинением? (Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и чувств.)

- Подумайте, кому будет интересно прочитать ваши сочинения? (Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать) Как именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)

- Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.)

- К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине.)

- Ребята, а в каких случаях еще описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой).

- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).

- Какие сведения сообщает экскурсовод зрителям? (Сведения о художнике, о том, когда и как была написана картина).

- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).

На доске появляются начала предложений (можно также распечатать на отдельных листочках и желающим ученикам их раздать). Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе...

2. Обратите внимание на....

3.Вглядитесь пристальнее, как....

- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).

- Чему мы будем учиться, работая над сочинением? (грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины).

4. Составление плана работы над сочинением.

- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? (нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)

- Что поможет определить порядок работы над сочинением? (Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят)

- Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? (Об осени, изображенной на картине И.Левитана).

- Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)

- Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? (Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).

- Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения).

- Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их (Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.

- Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? (план сочинения)

- Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально.

- Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?

- Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. (Слайд на доске). Почему важен именно такой порядок пунктов плана?

План:

1. Художник И.И.Левитан и его картина.

2. Осенний день.

3. Деревья в золотом наряде.

4. Лесная речка.

5. Моё впечатление о картине.

- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? (основная часть может состоять из подчастей).

- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? (Художник И.И. Левитан его картина).

- О чем нужно сказать в этой части сочинения? (О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).

- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте. (Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)

- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).

Словарная работа.

- Прочитайте 5 пункт Памятки. (Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста).

- В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах.

- Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень").

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. (Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Переходим к основной части сочинения.

- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).

- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)

- Составьте предложение об осеннем дне на картине. (Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)

- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).

- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.

- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? (В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)

- Какими вы видите облака. (Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)

- Составьте предложение о небе и облаках. (По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).

ФИЗМИНУТКА

- Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите ровно и спокойно. Минутка релаксации (можно под музыку).

- Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? (Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.

-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. (Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)

- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? (наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).

- Составьте предложение о березах на картине. (На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).

- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).

- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)

- Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).

- С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. (вьется словно лента).

- Как образно можно назвать поверхность воды в реке? (зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).

- Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо).

- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5.

- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...)

- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? (восторг, восхищение, грусть, радость....)

- Составьте предложение о своих чувствах. (Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)

- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? (Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы.

- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)

Орфографическая подготовка.

- Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах орфограммы и подчеркнуть их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты).

- Если сомневаетесь в словах, записанных самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку, я подойду и помогу.

-Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово. (полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота - красоты).

- Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг).

- Назовите слова с буквосочетаниями? (пейзажист, живописец, погожий, солнечный).

- Какие слова с парными согласными можете назвать? (лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг - восторгаться).

- Назовите слова с разделительным мягким знаком? (вьётся).

- Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны.

Запись текста.

- Прочитайте 6 пункт нашей Памятки. (Запиши текст сочинения).

- Напомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? (В ней будет три подчасти).

- Как будете записывать каждую часть? (С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? (5 абзацев).

- Приступайте к записи сочинения.

Итог урока. Рефлексия.

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).

- Почему мы это делали?

Орг. конец урока.

Сочинение.

Перед нами пейзаж И.И.Левитана "Золотая осень". Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.

Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний день. Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому небу плывут легкие пушистые облака.

На переднем плане мы видим березовую рощу. Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в золоте осени!

Словно темно-голубая лента вьется лесная речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.

Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я думаю, что художник хотел передать в картине восхищение красотой золотой осени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: