Внимание! Выполнение теста по русскому языку и заполнение бланка ответов технически отличается от тестов по другим предметам. Этапы работы.
1. Выполните следующие языковые задания на этих листах: вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и др. Здесь допустимы исправления.
2. На бланке ответов тщательно заштрихуйте клетки в соответствии с заданиями. Другие клетки должны остаться пустыми.
Избегайте исправлений! В крайнем случае перечеркните заштрихованную по ошибке клетку жирной вертикальной линией. Проверяется только бланк ответов.
Вариант № 1 ОРФОГРАФИЯ
1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О | + 1) ОСЛ__ЖНЕНИЕ 2) ХВ__ТАТЬ 3) К__РАТЕЛЬНЫЙ + 4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ 5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ |
2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E. | 1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ + 2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ + 3) НАКР__НИТЬСЯ 4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ + 5) Ш__ПТАТЬСЯ |
3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О | 1) ДИ__ГОНАЛЬ + 2) АМ__РАЛЬНЫЙ 3) УТР__МБОВАТЬ + 4) НЕГ__ДОВАТЬ + 5) ДИСЛ__КАЦИЯ |
4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E | 1) МЕЛ__ОРАЦИЯ 2) СТАЖ__РОВКА + 3) ДИЛ__ТАНТ + 4) ВИН__ГРЕТ 5) СТ__ПЕНДИЯ |
5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О | + 1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ 2) ИЗЛ__ГАТЬ + 3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА + 4) ПОР__ВНУ 5) НЕПРИК__САЕМЫЙ |
6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е | + 1) ОТБЛ__СК + 2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ 3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ 4) НАЧ__НАЮЩИЙ 5) ПОДЖ__ГАТЬ |
7. Вставьте О или Ё после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Ё. | 1) ПУШ__К 2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ 3) ПИРОГ С АЛЫЧ__Й + 4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ 5) РЕЧ__НКА |
8. Вставьте звонкие или глухие согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з). | + 1) КИРГИ__КА + 2) РО__КОЕ ПОВЕДЕНИЕ + 3) СИЛЬНАЯ БОМБЕ__КА 4) КРОМЕ__НАЯ ТЬМА 5) ПРО__ЬБА О ПОМОЩИ |
9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие этим словам | + 1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР 2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ + 3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ + 4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА 5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД |
10. Вставьте в слова, где нужно, согласную. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с удвоенной согласной | 1) ГА__ЛЕРЕЯ + 2) ДИСКУ__СИЯ + 3) КО__ТЕДЖ + 4) ТО__НЕЛЬ + 5) КО__МЕНТАРИЙ |
11. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ъ. | 1) ТРАНС__АТЛАНТИЧЕСКИЙ + 2) НЕПОД__ЁМНЫЙ ГРУЗ + 3) ИЗ__ЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ 4) ОП__ЯНЁННЫЙ + 5) РАЗ__ЯСНЕНИЕ |
12. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ь | + 1) СПЛОШ__ + 2) РОСКОШ__ 3) СМЕРЧ__ 4) С ПЛЕЧ__ ДОЛОЙ + 5) ИЗВЛЕЧ__ |
13. Определите написание сложных слов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием | 1) МИКРО__ХИРУРГИЯ + 2) ВИЦЕ__АДМИРАЛ 3) МНОГО__СТОРОННИЙ + 4) ЛИТЕРАТУРНО__МУЗЫКАЛЬНЫЙ + 5) ЯРКО__ЗЕЛЁНЫЙ |
14. Определите написание сложных слов с ПОЛ-. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием | 1) ПОЛ__ЗАРПЛАТЫ + 2) ПОЛ__ПОЛЬШИ + 3) ПОЛ__АРБУЗА 4) ПОЛ__ШЕСТОГО + 5) ПОЛ__ЛОДЖИИ |
15. Вставьте 3 или С в приставки. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с приставкой на -3 | + 1) РА__ЖАЛОБИТЬ + 2) И__ЖАРИТЬ 3) __ДУТЬ 4) НИ__ПАДАТЬ 5) БЕ__ПОДОБНО |
16. Вставьте гласные в слова с ПРЕ и ПРИ. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ПРЕ | + 1) ПР__УВЕЛИЧЕНИЕ 2) ПР__НИЖАТЬ + 3) ПР__ВОЗМОЧЬ 4) ПР__КЛАДЫВАТЬ + 5) ПР__ЗРЕННЫЙ ТИП |
17. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с окончанием Е | 1) О СВЕКРОВ__ 2) В РАЗМЫШЛЕНИ__ + 3) В СИЯНЬ__ 4) ОБ АНАСТАСИ__ + 5) В ЛОТЕРЕ__ |
18. Вставьте Е или И в суффиксы прилагательных. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е | 1) ВЛЮБЧ__ВЫЙ 2) НАЗОЙЛ__ВЫЙ + 3) ДИАТОНАЛ__ВЫЙ + 4) ПОРШН__ВОЙ + 5) ЩАВЕЛ__ВЫЙ |
19. Вставьте Е или И в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е | 1) РАЗВЕШ__АТЬ + 2) ЗАСТР__ВАТЬ 3) ОДАЛЖ__ВАТЬ + 4) ПЕРЕНОЧ__ВАТЬ + 5)ОСКУД__ВАТЬ |
20. Вставьте О или Ыв суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О | 1) РАЗВЁРТ__ВАТЬ + 2) ПЕРЕОБОРУД__ВАТЬ 3) ПОГЛЯД__ВАТЬ + 4) ВОЗДЕЙСТВ__ВАТЬ + 5) ПОПРОБ__ВАТЬ |
21. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е | + 1) ОХРАНЯ__МЫЙ ОБЪЕКТ 2) НЕДВИЖ__МОЕ ИМУЩЕСТВО + 3) ТЫУБЕЖДА__ШЬСЯ + 4) ФИЛЬМ ДЕМОНСТРИРУ__ТСЯ 5) МЫНЕНАВИД__М |
22. Вставьте гласные в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Я (или А после шипящих). | + 1) ДУЩ__ЩИЙ КАШЕЛЬ 2) ОНИ ХЛОПОЧ__Т + 3) ЗАДЕРЖ__ННЫЙ ДИВЕРСАНТ + 4)ОНИ ГОН__ТСЯ ЗА УСПЕХОМ 5) ДРЕМЛ__ЩИЕ СИЛЫ |
23. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН | 1) РЬЯН__ЫЙ + 2) СТРУН__ЫЙ + 3) ЛИСТВЕН__ИЦА 4) ПЬЯН__ИЦА + 5) КОНСТИТУЦИОН__ЫЙ |
24. Вставьте, где нужно, букву Н в причастия, отглагольные прилагательные и наречия. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН | + 1) ИГРАН__АЯ МНОГО РАЗ ПЬЕСА 2) НЕЗВАН__ЫЙ ГОСТЬ 3) БЕШЕН__АЯ СКОРОСТЬ + 4) ТОЛКНУЛ НЕЧАЯН__О + 5) ПОДСТРИЖЕН__ЫЕ ВОЛОСЫ |
25. Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием | 1) НЕ__ГЛЯДЯ 2) НЕ__ДОРОЖИТЬ + 3) НЕ__СДОБРОВАТЬ 4) НЕ__ПРИНУЖДАТЬ + 5) ПОСТОЯННО НЕ__ДОСЫПАТЬ |
26. Определите написание НЕ с прилагательными и причастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием | + 1) НЕ__УЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ 2) НЕ__ЖЕЛАЮЩИЕ МИРИТЬСЯ СТОРОНЫ 3) НЕ__СПОСОБЕН СОПРОТИВЛЯТЬСЯ + 4) НЕ__ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА 5) НИЧУТЬ НЕ__ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ |
27. Определите написание частиц. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньш написанием | 1) ТО__ЛИ + 2) КОГО__ТО + 3) В ЧЁМ__НИБУДЬ 4) ВОТ__БЫ + 5) КОЕ__КАК |
28. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием. | + 1) СДЕЛАТЬ НА__ЗЛО 2) В__ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО 3) БЕЗ__УДЕРЖУ 4) В__ПРОДОЛЖЕНИИ РОМАНА + 5) В__СЛЕД ЗА ПИСАТЕЛЕМ |
29. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньм написанием | 1) ПО__НОВОМУ ПУТИ + 2) ПО__РУССКИ 3) ПО__ДВОЕ + 4) В__ПЯТЫХ + 5) ЕДВА__ЕДВА |
30. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.
|
|
|
1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.
+ 2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.
3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.
4) Произошло то__же, что и вчера.
+ 5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно
ПУНКТУАЦИЯ
31. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
1) Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько
ожидание его.
+ 2) Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
3) Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
+ 4) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
5) Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.
32. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
+ 1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
+ 2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
+ 5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.
33. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
+ 1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим
уступала мужу в жестокости.
+ 2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
+ 4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
+ 5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.
34. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
+ 1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на
месте.
+ 2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
+ 3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.
35. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
+ 1) Погода была тихая__и пруд словно заснул.
+ 2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них
частым и печальным дождём.
3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
+ 5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи,
сувениры.
36. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
+ 1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее
становилась лунная ночь.
+ 2) Он не понял__одобряют ли его решение.
+ 3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
4) Да ты уж расскажи всё__как есть.
5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек
затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.
37. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
+ 1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.
2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.
+ 3) Я долго смотрел__как тлели угли костра.
+ 4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.
5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.
38. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили двоеточие.
1) Прилетели зяблики__лес ожил.
2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.
+ 3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.
+ 5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.
39. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
+ 1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.
+ 2) Было__знаете__очень жарко.
3) Всё получилось и__притом_замечательно.
+ 4) Ему никто__наверное__не был нужен.
5) Счастье__казалось__таким огромным.
40. Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Заштрихуйте клетки, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили запятые.
Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вecенним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.
Верный ответ - 1234.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
41. Определите место ударения в словах. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ударением на втором слоге | 1) ПРЕД—ЛО—ЖИТЬ 2) ДИС—ПАН—СЕР + 3) МО—ЗО—ЛИ. 4) СЛУ—ЧАЙ + 5) А—ГЕНТ—СТВО |
42. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
+ 2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал
семейные архивы, мемуары и разные документы.
3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу
читателей.
+ 4) Создавая ценности, человек обновляет себя.
5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые
были добавлены пряности.
43. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
+ 2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
+ 3) Ее любовь к детям была подобна безумию.
4) Артист был удостоен высокой наградой.
5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.
44. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
+ 2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.
+ 3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.