Особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства




ВВЕДЕНИЕ

Природа – это нескончаемая книга мудрости. Прочесть эту книгу, овладеть драгоценными знаниями, скрытыми в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в своих индивидуальных проявлениях, постепенно, кроткими шагами, раскрывая её потаенный смысл. Природа глубоко закладывает в нас чувство прекрасного, очаровывает своими фантастическими видами, радует человеческий глаз. Каждый пейзаж - это застывший момент времени, запечатлевший величественную красоту природы, которым мы можем бесконечно восхищаться.

Выбор темы дипломной работы обусловлен желанием донести до зрителя красоту и царственность природы нашего края, посредством весеннего пейзажа. Весенняя пора для многих людей – это самое любимое время года, потому что с её наступлением природа пробуждается к жизни после зимней спячки, что очень радует после долгих морозных дней нашего сурового края. Хмурое небо становится всё более голубым. Всё чаще из-за туч выглядывает приветливое солнышко. Под его ласковыми лучами тает прошлогодний снег, начинается весенняя капель. На ветках деревьев и кустарников набухают почки, а в скором времени распускаются зелёные листочки. Лишь пейзаж, как никакой другой жанр живописи, способен органично передать настроение и лирику природы Сибири, показать её мощь. Он пробуждает в душе зрителя лучшие чувства и мысли, вдохновляет на любовь и восхищение родным краем. Нельзя переоценить роль и значение пейзажа как особой темы в духовной культуре народа, в искусстве, темы, которая актуальна сегодня, как никогда.

Мы воспитываем себя нравственно и эстетически, изучая пейзаж, как жанр изобразительного искусства, развивая умение чувствовать не только красоту природы, но и умение понимать глубокую мысль произведения, настроение картины. Особенно актуально это сейчас в наше бездуховное время, когда людей волнуют материальные ценности. Даже у сельского жителя, живущего близко к природе, не хватает времени задуматься о смысле жизни, обратить внимание на красоту, среди которой он живёт.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение пейзажа как жанра, передачи особенностей весеннего пейзажа посредством знаний законов живописи и применении этих законов, а также методов обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, выполнение весеннего пейзажа в технике масляной живописи.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы стал пейзаж как жанр изобразительного искусства. Объектом исследования является

Задачи исследования:

1. Изучить учебно-методическую и научную литературу;

2. Изучить историю развития пейзажа, в особенности – историю развития пленэрного пейзажа в России;

3. На примере известных художников научиться видеть и передавать через живописные средства красоту северного края;

4. Разработать блок уроков на тему «Изображение пейзажа» для 1-4 классов общеобразовательной школы;

5. Показать значимость изучения пейзажной живописи в формировании художественно-эстетического восприятия окружающего мира, в нравственном воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

6. Выполнение работы в технике масляной живописи.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух частей: первая часть – теоретическая (введение, главы, заключение, список используемой литературы и источников, иллюстрированные приложения). Вторая часть – практическая (живописное полотно).


 

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства

В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа».

Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа.

Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже же художник проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.

Для понимания пейзажа как жанра необходимо иметь представление о пути его развития. Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.

Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников — радость бытия, телесность, правдивость, — уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь (подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии — её перевод с латинского появился лишь в XIV веке).

Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж — художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения — кватроченто, XV в. (четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассетты (1392—1450/51).

 

Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в.). Именно этот период больше, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452—1519). Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие.

В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1476/7-1510). Пейзаж на полотне «Гроза» — определённо носитель чувств и настроений. А уже в раннем полотне Тициана (1473/88-1576) «Бегство в Египет» (1508) изображение природы на заднем плане начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Греко (1541—1614). Среди самых известных картин мастера — пейзаж «Вид Толедо».

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы — Питера Брейгеля (Старшего) (ок. 1525—1569), Яна Вермеера Дельфтского (1632—1675) и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Веласкеса (1599—1660) свидетельствуют о зарождении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном (идиллический пейзаж). Клод Лоррен (1600—1682) и др. живописцы.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса (1577—1640) («Пейзаж с радугой»).

В XVIII веке широкое распространение получил архитектурный пейзаж, элементы которого проявились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были представители венецианской школы живописи Франческо Гварди (1712—1793), Каналетто (1697—1768).

Ярким представителем искусства рококо (XVIII век) был французский художник Франсуа Буше (1703—1770), создававший пейзажи, словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков. У Буше учился другой французский художник, работавший в этом стиле, — Жан Оноре Фрагонар (1732—1806), чьи красочные пейзажи пронизаны воздухом и светом.

В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII столетия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной природы. Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи Жозефа Верне (1714—1789) вызывали восторг современников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: