1. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности её развития у ребёнка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистики, психологии, педагогике и ряде других наук.
Изучение речевой патологии и её коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в.
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трёх отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи (фонация). Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
|
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребёнка постепенно формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребёнок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребёнком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребёнок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребёнка появляется простая фраза (из двух-трёх слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребёнка становится всё более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трём годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребёнок переходит к овладению развёрнутой фразовой речью. К пятигодам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребёнка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребёнку перейти к новому этапу – овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.
2. Причины речевых нарушений
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска (фактор риска – различные условия внешней среды и индивидуальной реактивности организма, которые могут способствовать развитию тех или иных нарушений). Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощённость речевыми нарушениями и леворукость. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребёнком двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребёнка, неадекватный тип воспитания ребёнка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребёнка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребёнка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
|
Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов.
Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
3. Основные виды речевых нарушений