детей старшего дошкольного возраста




 

Цель: формирование у детей основ естественнонаучных понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

• создавать в детском саду и в семье необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развивать познавательные интересы, понятия «живой организм», представления, знания о культурных растениях;

• формировать умения разнообразной деятельности в «детской лаборатории» и становление познавательно-ориентированного взаимодействия с её объектами;

• воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе; самостоятельность; толерантность.

 

Предполагаемый результат:

• устойчивое проявление доброжелательности к природным объектам;

• заинтересованность и стремление осуществлять позитивное взаимодействие с культурными растениями, создавая необходимые условия для их жизни;

• желание и умение работать в коллективе и самостоятельно;

• умение наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

 

Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Песок и его свойства». Познакомить детей со свойствами песка: цветом, структурой. Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Тема 2: «Песочные часы» Познакомить с песочными часами. Беседа с детьми: что такое эксперимент, кто проводит эксперименты (учёные).
Тема 3: «Глина, ее структура и цвет». Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Тема 4: «Песок и глина – наши помощники!». Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые. Просмотр вместе с детьми видеоролика «Свойства глины» https://youtu.be/t3my8Z-tpEc
Тема 5: «Ветер и песок» Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы.
Тема 6: «Свойства мокрого песка»   Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. Анкетирование родителей. Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса.  
Тема 7: «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. Привлечение родителей к созданию картотеки технологических карт проведения экспериментов с песком и глиной
Тема 8: «Песчаный конус» Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Консультация «Экспериментируем, играя»
Ноябрь – декабрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Что в пакете?» Помочь обнаружить воздух Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме, для проведения опыта «Лодочка»
Тема 2: «Лодочка» Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы Памятка: «Эксперименты для детей 5-7 лет»
Тема 3: «Надувание мыльных пузырей» Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми вееров для проведения опытов в группе.
Тема 4: «Упрямый воздух» Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой. Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».
Тема 5: «Воздух содержится в различных предметах». Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Просмотр кукольного мультфильма «Как Знайка придумал воздушный шар» https://youtu.be/ITyBScYMCKM  
Тема 6: «Муха – цокотуха» Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. Консультация «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов».
Тема 7: «Воздух имеет вес, который зависит от его объема». Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема. Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом» https://vk.com/doc42817258_588494924?hash=34ffd01385158037ec&dl=4672ab455595b690a2
Тема 8: «Воздух помогает рыбам плавать». Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. Консультация «Занимательные опыты на кухне»
Январь «Экспериментирование с водой» Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Какая бывает вода?» Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму Просмотр с детьми познавательного видеофильма «Вода-это жизнь!» https://youtu.be/RYZ3ocRuM9I
Тема 2: «С водой и без воды» Познакомить с некоторыми факторами внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с водой» https://vk.com/doc42817258_588494928?hash=670f106fbbb49e9e42&dl=37c6df3e0d1b01420f
Тема 3: «Как мы замораживаем воду» Продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), опытным путем доказать, что лед холодный, твердый; выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, «лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной» Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Тема 4: «Вода не имеет формы» Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда, в который ее налили. Привлечение к созданию картотеки технологических карт проведения опытов с водой
Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Как правильно чистить зубы?» Дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка. Консультация «Как предупредить кариес»
Тема 2: «Наши помощники – глаза» Познакомить со строение глаза, функцией его частей Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»
Тема 3: «Много ли в легких воздуха»   Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. Просмотр познавательного видеофильма «Что такое коронавирус?» https://youtu.be/DluUsPMUUTA Памятка «Грипп, ОРВИ, коронавирус»
Март Экспериментирование «Весёлый огород» Цель:формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Оборудование: семена овощей и цветов, лупа, контейнеры, микроскоп, лейка.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» Выявить условия, необходимые для роста и развития растений Консультация для родителей «Весёлый огород»
Тема 2: «Узнаем, какая почва?» Выявить свойства почвы: структура- глинистая, песчаная, чернозем. Вовлечение родителей для участия в эксперименте (подготовка почвы, контейнеров и семян)
Тема 3: «Человек и растения». Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. Изготовление атрибутов для огорода
Тема 4: «Вода и растения». Выявить насколько вода необходима для роста растений. Воспитание трудолюбия. Просмотр мультфильма «Весёлый огород» https://youtu.be/5nOwPX0UVY8
Апрель: «Земля и космос» Цель: познакомить с магнитом, некоторыми его свойствами
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Магнит и его свойства» Познакомить с магнитом, его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Фотовыставка «Мы фокусники!»
Тема 2: «Магнитный театр» Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. Совместное создание кукольного театра на магнитах (вырезать любых героев русских народных сказок и с обратном стороны фигурок приклеить металлические пластинки).
Тема 3: «Какой магнит сильнее?» Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. Привлечение родителей к пополнению мини-лаборатории (Модель Земли-глобус, фонарики, детская энциклопедия)
Тема 4 «Магнитные свойства Земли. Компас» Познакомить с тем, что Земля- большой магнит, у которого есть Северный и Южный полюса; сформировать представления о компасе, учить с помощью компаса определять стороны света. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас») https://youtu.be/P1Tbebrf39Q https://youtu.be/04vM9OvCnAo
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Сотрудничество с родителями
Тема 1: «Сухая и влажная почва» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»
Тема 2: «Загрязнение почвы» Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Озеленение участка

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: