Проблемы правового реформирования страны




Основными элементами современной правовой реформы РФ являются:

· законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;

· упрочение основ и защита конституционного строя;

· реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;

· создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;

· обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;

· конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;

· выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления; дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;

· развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.

Современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:

· судебная власть утвердилась как самостоятельная и независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;

· решены основные вопросы независимости судей;

· создана единая система судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации;

· создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;

· учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;

· обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества – съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;

· учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;

· реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;

· обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.

В настоящее время можно констатировать, что результаты судебной реформы налицо. Об этом свидетельствует значительное увеличение обращений граждан в суды за защитой своих прав. При этом число споров, связанных с нарушением трудовых прав граждан, увеличилось почти в 4 раза, жилищных – почти вдвое. Были созданы возможности для обжалования решений и действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан, вследствие чего, например, число обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий должностных лиц, коллегиальных органов и органов местного самоуправления.

Однако темпы процесса обновления законодательства в этой сфере не вызывают удовлетворения ни у законодателей, ни у правоприменителей. Это отмечалось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось, что достаточная законодательная база, обеспечивающая осуществление быстрого, полного, справедливого, гуманного и неотвратимого правосудия, еще не создана.

Реформа должна быть комплексной, то есть охватывающей вопросы судоустройства, организации и деятельности правоохранительных органов, включая органы дознания и предварительного следствия, прокуратуру, адвокатуру; касающейся основных принципов и норм судопроизводства; определяющей требования к отраслям материального права, применяемого судами. Предстоит учесть принципы системной организации и опыт зарубежных стран. Стремление к демократизму должно сочетаться с научной обоснованностью реформы. Необходимо исходить во всех принимаемых решениях и проводимых мероприятиях из внутренней природы правосудия, суда и других составляющих объект реформы элементов.

В. Зорькин – Председатель Конституционного Суда РФ выделяет три основные задачи и одновременно три направления правовой реформы:

· правовая трансформация общества;

· трансформация и стабилизация системы права;

· реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.[2]

Для их реализации необходимо решить три основные проблемы.

Первая – качество, современность и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями власти, часто противоречат, как Основному закону страны, так и общепринятым принципам и нормам международного права.

Немало законов принимается под давлением лоббистских «групп интересов», противоречащих базовым приоритетам общества и государства.

Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, – недостаточная квалификация и недостаточный опыт значительной части российских законодателей.

Во многих странах вопрос уже давно решается путем тщательного обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов и лишь после этого на общепарламентских дискуссиях.

Только так можно свести к минимуму возможность появления «плохих» законов и риск возникновения правовых коллизий, которые в своих корыстных целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры и политические авантюристы.

Вторая проблема российского права – нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) – уже оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые коллизии.

Стабильность Конституции и всей основанной на ней правовой системы – залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости.

Третья проблема– юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы – вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.

Проблемы юридического образования в полной мере касаются не только судей и работников правоохранительных органов. Они касаются и чиновников, и предпринимателей, и военных, и всех без исключения граждан РФ.

Судебная реформа состоится, если концептуально будут решены следующие основные задачи:

· получит правовую защиту суверенитет Российской Федерации в части осуществления правосудия в соответствии с собственными материальными и процессуальными законами;

· назначение суда будет определено и задачи перед ним поставлены в соответствии с возможностями и истинной природой правосудия, юстиция из карательной превратится в правоохранительную;

· законодатель гарантирует в сфере юстиции защиту основных прав и свобод человека;

· судебная власть утвердится в государственном механизме как влиятельная сила, независимая от законодательной и исполнительной властей;

· удастся обеспечить верховенство суда в правоохранительной деятельности, примат юстиции над администрацией;

· будет ликвидирована идеологизация правоохранительной деятельности и ее ориентация на предпочтительную защиту публичного интереса;

· в уголовном и гражданском судопроизводстве будут последовательно проведены демократические принципы;

· станет доступной и достоверной информация о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовая статистика;

· возникнут предпосылки для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судейской корпорации;

· повысится престижность работы в правоохранительных органах;

· будет налажено ресурсное обеспечение правоохранительных органов.

Сергей Пашин – заслуженный юрист Российской Федерации, один из авторов Концепции реформы 1991 года считает, что первоочередными задачами нового этапа судебной реформы также являются:

· преодоление обвинительной деятельности правоохранительной системы и судов;

· обеспечение каждому доступности квалифицированной юридической помощи;

· ликвидация «черной адвокатуры», содействующей органам уголовного преследования вопреки интересам доверителей;

· искоренение фальсификаций в ходе досудебного и судебного производства, особенно фальсификации протоколов судебных заседаний;

· предоставление каждому права на судебное разбирательство без неоправданной задержки.[3]

Одной из главных задач правовой реформы является снижение коррупционности законодательства.

Коррупция нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина: такие, как равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), свобода и личная неприкосновенность граждан (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени (ст. 23), свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право частной собственности (ст. 35 и 36), право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 40 и 41), право на образование (ст. 43).

Мировое сообщество выработало юридически четкие определения криминальных проявлений коррупции. Они содержатся в таких документах, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенция ООН против коррупции (2003).

Наша страна все эти документы подписала, но пока что их не ратифицировала. Другими словами, отечественное законодательство до сих пор не приведено в соответствие с международными нормами, что необходимо сделать в кратчайшие сроки, поскольку в Конституции РФ закреплен приоритет норм международного права. Причем менять придется не только Уголовный кодекс. Ратификация конвенций ООН заставит нас усовершенствовать уголовное, уголовно-процессуальное, административное, оперативно-розыскное, гражданское, банковское и иные виды законодательства.

В настоящее время на федеральном уровне разработан законопроект «Основы законодательства об антикоррупционной политике», положенный также в основу модельного закона с аналогичным названием, принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ 15 ноября 2003 года.

Еще один перспективный законопроект, рассматривающий вопросы парламентского контроля (парламентских расследований), подготовлен по инициативе общественной организации – Национального антикоррупционного комитета.

В. Зорькин считает, что для борьбы с коррупцией необходимо предпринять следующие действия:

1. Выполнение нашей страной международно-правовых обязательств по борьбе с коррупцией, включая ратификацию соответствующих конвенций.

2. Создание концепции антикоррупционной политики.

3. Разработка концепции государственной службы.

4. Доработка и скорейшее принятие закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике».

5. Определение места антикоррупционных мер в административной реформе и реформе правоохранительных органов и спецслужб.[4]

 


Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Правовое государство можно определить, как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Правовые реформы, проведенные в России до настоящего момента, включают в себя принятие новой Конституции РФ, изменение судебной системы (введение институтов присяжных заседателей, судебных приставов, мировых судей, создание Конституционного суда РФ), принятие новых УК и УПК, Трудового Кодекса.

Основными проблемами, которые необходимо решить в ходе проведения правовой реформы являются:

· проблема качества законодательства;

· нестабильность законодательства;

· проблема правосознания граждан;

· снижение коррупционности законодательства.

 


Список использованной литературы

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра, 2007.

2. Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.

3. Ильичев Г. Интервью. // Известия 25.10.04

4. Лебедев В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы. // Российская юстиция, №3–2000.

5. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы. // Российская юстиция, №11–2001.

6. Лифшиц Р.З. Судебная практика как источник права. // Журнал российского права. №6–2006.

7. Лукьянова Е.А. Закон о законах // Законодательство. №11–2005.

8. Маевский В. Страсти по судебной реформе // Российская юстиция, № 11–2001.

9. О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы // Постановление V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г., г.Москва.

10. Радченко В.В. Судебную власть – в центр правовой реформы // Законодательство. №7–2004.

11. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. – М.: 2000, Юристъ.

 


[1]Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. – М.: 2000, Юристъ.

[2] Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.

[3] Ильичев Г. Интервью. // Известия 25.10.04.

[4] Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: