Структура речи и её составляющие




Введение

Речь как "индивидуальный акт воли и разума" говорящих предполагает, с одной стороны, "комбинации, в которых говорящий использует код (code) языка с целью выражения своей мысли" и, с другой стороны, "психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации" (Фердинанд де Соссюр). Соответственно реально существующим различиям между языком и речью необходимо разграничивать и понятия «культура языка», «культура речи». Мы можем исследовать культуру древнерусского или древнегреческого языка, не предполагая изучение речевой деятельности на этих языках. В то же время при анализе культуры современной русской речи на определённом её синхронном срезе у нас нет прямой необходимости обращаться к культуре древнерусского языка времён Владимиро-Суздальской Руси (XII—XIII вв.). И в том, и в другом случае рознятся объекты исследования.

Несмотря на то, что до XX в. в русистике не использовались термины «культура языка» и «культура речи», учение о стиле и содержании эффективной и образцовой речи, её основных качествах и свойствах существовало с давних времен. Этим занималась древнейшая наука — риторика.

Композиция является одним из элементов воздействия (хотя и косвенным), так как помогает оратору чётко построить и прочно скрепить материал, а слушателям усвоить речь, способствует её восприятию и запоминанию. Каждая смысловая часть выступления занимает своё место и соотносится с другими смысловыми свойствами ораторской речи – её последовательностью, цельностью и связностью. В результате возникает неделимость её частей и её темы под которой понимается главная мысль речи, её основная проблема. Чёткое изложение основных идей, конструирование относительно самостоятельных смысловых частей, сообразное их расположение, последовательный переход от одной мысли к другой создают единство формы и содержания.

Структура речи и её составляющие

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.

Ориентировка.

Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие: во-первых, ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности. Под ситуацией принято понимать совокупность условий, как речевых, так и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевой деятельности.

Исследователи различают предметную и речевую ситуацию. В первой отражён фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому Участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображённые в тексте. Участниками речевой ситуации являются люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создаётся искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворчества к естественным жизненным условиям. Благодаря стилистике в процессе обучения создаётся речевая ситуация, когда учащиеся отвечают на вопросы: где, для кого, и с какой целью продуцируется ими текст. Источником побуждения индивида к активности являются человеческие потребности. Как только предмет будет осознан индивидом потребность перерастаёт в мотив.

Затем меняется характер деятельности: от инстинктивной, импульсивной к последовательной, направленной.

На этапе ориентировки необходимо: правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения; осознать мотив речетворчества; определить цель порождения высказывания, т. е. ответить на вопрос «зачем я это буду говорить?». В целом на этапе ориентировки учащийся знает о чём он будет говорить, но ещё не знает как он будет это делать. Следовательно, первый этап речевой деятельности характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, так как возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлена возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяется и мотив, и цель созданием текста.

Планирование.

На этом этапе актуализируется механизм «упреждённого синтеза». В соответствии с этим, Жинкин отмечал, что коммуникант при планировании своего текста выполняет 2 базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов, т. е. коммуникант отбирает ключевые слова и их синтезирует, располагает в определённой последовательности. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренней речи, т. к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта. Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведёт к появлению текстовых недочётов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

Внешняя реализация.

Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В её составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может. На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т. е. мысль передаётся в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

Контроль.

Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений – все это осуществляет этап контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

По мнению Гойхмана О.Я. и Надеина Т.М., исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учёта обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.

2. Структурирование высказывания. На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.

3. Переход к внешней речи. На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап. О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. по обратной связи.

Восприятие речи связано с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т. п. Понимание передаваемого сообщения зависит от целого комплекса факторов, включающих в себя явный и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что подлежит как бы непосредственному наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддаётся непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определённой группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Таким, образом, для того чтобы речевое действие состоялось, речь должна пройти несколько этапов: ориентировку, планирование, этап внешней реализации, и контроля. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. А именно: для ориентировки характерно возникновение речевой ситуации, в соответствии с которой определяется мотив и цель создания текста. Реализация этапа планирования зависит от сформированности у человека внутренней речи. Третий этап – внешняя реализация основывается на лингвистических знаниях коммуниканта. А уже на этапе контроля проверяются ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: