ХОД УРОКА
Оргмомент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Чистописание. Работа в рабочей тетради .(Слайд 2)
- Пропишите букву Уу. Дайте характеристику букве.
Напишите нижнее и верхнее соединение.
- Прочитайте пословицу.
- Объясните лексическое значение этой пословицы.
- Обведите по пунктирам. Напишите на нижней строчке пословицу.
3. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».
На слайде 3
Дедушка, дед, отец,дедов (наказ), дедушкин (шарф).
- Прочитайте запись про себя, вслух.
- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)
-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
- Запишите слова.
- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «отец». Если не найдется такого ученика, то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «отец». Покажите на «светофоре», вы согласны? (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)
- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).
- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.
На доске появляется опорное слово
|
- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)
На доске появляется опорное слово
|
- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.
(дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки, дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.)
|
- Раз все слова, связаны со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)
- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)
- Выделим общую часть дугой. (у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)
- Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)
- А где ты это узнал?
-Что мы сейчас выделили? (общую часть)
-Общую часть каких слов? (родственных)
- Итак, какие слова мы будем называть родственными? (Слайд 4)
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
|
корень слова
- С родственными словами разобрались.
- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)
- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».
-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).
- Прочитайте про себя, вслух.
-Правильно вы сформулировали правило? (да)
-Молодцы, ребята!
-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)
- Даниил нам подготовил выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.
Ученик зачитывает значение слова «корень»: (Слайд 5)
1) подземная часть растения,
2) часть волоса, зуба, ногтя.
3) часть слова
4.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Какие части растения вы можете назвать?
|
Учитель загадывает загадку: (Слайд 6)
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень) (Слайд 7)
Слово корень многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На слайде проблемные вопросы: (Слайд 8)
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
Работа на доске. (Слайд 9)
- Жил-был корень -гриб-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
-- Хотите сами стать такими садовниками?
Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гриб (работа в группах)
(Проверка: на слайде 10 дерево и на нем появляются слова)(гриб, грибной, грибок, грибочки, грибник, грибочек, грибница)
- Прочитайте только корень –гриб -. Вы поняли, что означает это слово?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника.
- Запишите в тетрадь слово-корень -гриб-, однокоренные слова к этому слову и выделите корень.
Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)
|
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)
-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).
- Физкультминутка
Упражнение в распознавании однокоренных слов.
- Игра «Засели домики». (Слайды 11,12,13)
-Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.(1 ряд работает с 1 домиком, 2 ряд со вторым)
|
| ||||
|
|
| |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Проверяем.
-Кто согласен? (зеленый «светофор»)
-Не согласен? (красный «светофор»)
-1 ряд с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).
-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)
-Молодцы! Уберем слово «лиса».(1 ученик у доски отодвигает слово вниз)
- 2 ряд тоже с чем-то не согласен. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)
-Докажите.
-Так какие же слова называются однокоренными? (при затруднении – обратиться к правилу)
Подводится итог.