Педагогическая специфика режиссуры




Педагогическая режиссура: понятие, предмет, цели и задачи

Понятие педагогической режиссуры появилось в педагогическом языке во второй половине ХХ века в связи с расширением представлений о функциях педагога и необходимостью: образования в человеке целостного мира культуры, наполнения педагогического процесса богатством личностных смыслов, необходимостью сделать язык «педагогического действа» выразительным и живым. Педагогической режиссуре сложно дать однозначное определение, так как она включает в себя несколько аспектов.

Педагогическая режиссура: наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса; способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия; деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися. Это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации — педагогическая режиссура; инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов; своеобразный профессиональный конструктор.

Педагогическая режиссура не даёт единственно верный рецепт на все случаи педагогической жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет выбирать педагогические средства в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас», пробовать, искать. Это профессиональный взгляд на особенности составляющих педагогический процесс компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного сочетания. Недостаточно использовать на занятии наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую середину», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления главного и соблюсти знаменитое правило: «минимум средств — максимум выразительности»; разновидность практической психологии, которая позволяет увидеть скрытые от внешнего взора нюансы отношений, опосредуемые внутренними механизмами развития личности.

Таким образом, педагогическая режиссура проявляется внешне — через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне — через построение внутренней психологической логики взаимодействия, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах». Педагогическую режиссуру можно рассмотреть и как деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия, обладающего гуманистическим потенциалом. Создание замысла — это основа первого, проектировочного этапа действий педагога как режиссёра.

Цель педагогической режиссуры — создание творческой образовательной среды как комплекса взаимодополняющих условий, которые необходимы для достижения образовательных целей. Такое управление близко к искусству.

Назовём конструктивные задачи педагога-режиссёра: преобразовать (преобразить, изменить образ) материал содержания образования в материал учебно-воспитательный путём его художественно-педагогической интерпретации; создать «партитуру» (сценарий) события, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план взаимодействия с социологическими и эмоциональными фрагментами; «примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом; продумать педагогический жанр события, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия; смоделировать диалогичность взаимодействия.

 

Место педагогической режиссуры в педагогике,

Связь с другими науками

Каждая наука может развиваться успешно только в том случае, если чётко определена область её исследования. Вместе с тем процесс отпочкования всё новых и новых наук не означает их полной изоляции и независимости друг от друга, а, наоборот, процесс распространённого взаимопроникновения, развитие комплексного подхода к изучению педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками, использование ею для своего развития данных смежных наук.

Педагогическая режиссура тесно связана с другими общественными науками, такими как философия, история, этика, эстетика, экономика, социология, логика, медицина и др. Разрабатывая учение о целях и задачах воспитания, о всестороннем развитии личности, педагогическая режиссура пользуется данными таких наук, как психология, история, философия, экономическая теория, социология и др.

Педагогическая режиссура пользуется данными социологии, которая изучает общество как сложную целостную систему с различными подсистемами, социальными процессами, происходящими в них. Раскрывая тенденции развития современной семьи, социология предоставляет важный фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания коллективов и отдельных индивидов. Конкретно-социологические исследования дают возможность увидеть недостатки в обучении и воспитании молодых людей, зависимость производительности труда от уровня развития и подготовки, наметить пути улучшения обучения и воспитания.

Педагогическая режиссура тесно связана с психологией, причём настолько тесно, что трудно найти хоть один её раздел, успешно развивающийся и не использующий данных психологической науки. Знание типов нервной системы, особенностей конкретного и абстрактного мышления и условий их протекания дают материал для разработки методов и принципов обучения, дифференцированного подхода к учащимся в процессе воспитания. Современная психология – наука многоплановая. Возрастная и педагогическая психология, общая и педагогическая, социальная психология, специальная психология дают в руки воспитателя и исследователя много ценных материалов для успешных исследований и практической деятельности.

Режиссура как часть театральной сферы – это область искусства. Педагогика тоже связана с искусством: это наука об искусстве воспитания и обучения. Именно в искусстве, так как эти процессы сопряжены с преобразованием и открытием действительности, с постижением сущностной стороны явлений, событий и смыслов. Почему для педагога есть глубокий смысл в том, чтобы обратиться к смежной сфере – сфере театрального искусства и соотнести содержание своей деятельности с деятельностью актёрско-режиссёрской? Если зрители на спектакле пассивны, безучастны – театр умирает... То же самое можно сказать об образовательном процессе, хотя учащихся нельзя назвать зрителями в полной мере. Эффект участия обучающихся во всём, что происходит на занятии, создаёт ту атмосферу, которая превращает их в сотворцов педагогического события и позволяет прожить ценность познания.

Педагогика как наука и как искусство близко стоит к различным видам искусства, использует его для своего дальнейшего теоретического развития и усовершенствования педагогической практики. Музыкально-драматическое и театральное искусство, идеи Станиславского К.С. (его методик работы как актёра и режиссёра) широко используются не только при исследовании вопросов организации и руководства школьными кружками, художественной самодеятельности в работе со взрослыми, но и при изучении вопросов формирования личности педагога, требований к его профессиональным качествам, равно как и в вопросах организации и проведения других различных видов учебной и воспитательной работы. Таким образом, педагогическая режиссура тесно связана с другими науками, в той или иной мере изучающими человека, среду, условию в которых он живёт и работает, и в то же время сама предоставляет этим наукам результаты своих исследований.

 

Заключение

Решение проблемы гуманизации образования многие педагоги и

учёные-исследователи видят в том, чтобы предложить такую его организацию, при которой ученик на уроке был бы поставлен в условия активного, заинтересованного, творческого приобретения знаний. Педагогическая режиссура предлагает конкретные средства для этого, учитывая, что проблемы отсутствия интереса, непонимания и дисциплины во многом не что иное, как природная блокировка организма ученика против неприемлемого способа воздействия на него и стиля взаимоотношения с педагогом. При этом педагогическая деятельность педагога-режиссёра не сводится только к развитию у учащихся интереса к учебному предмету. Она направлена на развитие у учеников способностей, самостоятельности и ответственности, формирование гуманистического и эстетического отношения к окружающему, критичности, воспитание рефлексивной позиции.

Педагогическая режиссура не отказывается от традиционного урока. Педагог-режиссёр решает, что и как происходит на уроке. Именно он определяет, какие специально созданные педагогические ситуации и атмосфера педагогического события окажутся необходимыми для процесса образования и воспитания, что с большей вероятностью способно привести к неразрывности физических ощущений и духовных переживаний учащегося, что может помочь воспитаннику выбрать ту или иную линию поведения в конкретной ситуации самоопределения, как это поведение отразится на его рефлексивной оценке.

 

Список литературы

1. Гурин Ю. В. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. М.: Сфера, 2010.

2. Задорина О.С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Тюмень: ТГУ, 2010.

3. Ильев В. Режиссёрская партитура урока /Учитель. – 2007 - №1.

4. Кожара Е. В. Система педагогической режиссуры. СПб: Питер, 2003

5. Кульневич С.В. Современный урок. Ростов-на-Дону:Наука, 2005.

6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Сфера.2007

7. Сердюк Л. В. Методы театральной педагогики: от практической деятельности — к учебному исследованию / Среднее профессиональное образование. – 2006 - № 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: