Её место в педагогике и связь с другими науками»
(экзаменационный билет № 29)
выполнила студентка 4 курса группы 544-н
очной формы обучения
Крылова В.Э.
Работа выполнена на «ОТЛИЧНО» (не всегда, не вполне по теме, «ё»)
Москва
2017 г.
Введение
В ХXI веке усложняется представление о художественных ролях педагога. Появляется много работ, рассматривающих деятельность педагога не только как артиста, но и как сценариста-драматурга, и как режиссёра педагогического процесса. Педагогику и искусство роднит прежде всего общий предмет–познание и преобразование, совершенствование человека. Сегодня мы всё больше утверждаемся в мысли, что процессы становления личности, самореализации — во многом непостижимые, неразгаданные, несмотря на многовековую историю развития педагогики и её приходу, стадии технологичности. При том, что педагогической науке известны методы и приёмы влияния на сознание, чувства, способы деятельности и поведение человека в целом, это знание отнюдь не гарантирует достижения запланированного результата.
Определение оптимального соотношения и вариантов взаимодополнения логико-гносеологических и эмоционально-образных элементов применительно к конкретной предметной области, теме и ученикам позволяет педагогике подняться до уровня искусства. И при этом её научный потенциал не утратится, а только углубится.
Цель данной работы: охарактеризовать предмет педагогической режиссуры.
Задачи работы: определить предмет, цели и задачи режиссуры; выявить специфику педагогической режиссуры; охарактеризовать место педагогической режиссуры в педагогике и связь с другими науками.
|
Сущность искусства режиссуры
Режиссура - искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссёра, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля - актёров, художника, композитора и др. Целью режиссуры является создание единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства.
Режиссёр - творческий работник, осуществляющий постановку спектакля (концерта, представления и т. д.). Режиссёр объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения. Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Режиссёрская профессия требует развитой наблюдательности; фантазии; способности ассоциативно мыслить; творческого воображения; образного мышления, умение отражать на сценической площадке явления, факты жизни (режиссёр воспринимает их, прежде всего, как борьбу, конфликт, как действенный процесс), при этом каждое жизненное впечатление у режиссёра обычно «перерабатывается» в образ.
Режиссёр должен обладать незаурядными организаторскими способностями, поскольку организационные проблемы в процессе осуществления массового праздника порой становятся одним из решающих факторов. Режиссёр должен обладать психолого-педагогическими знаниями и умениями. Работа с людьми, а в особенности, с творческими, требует от режиссёра особого дара. Он должен уметь найти разные приёмы, чтобы «зажечь» исполнителей, вывести на поверхность то, что спрятано у них в глубине души, для создания сценического образа.
Таким образом, творчество режиссёра состоит из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).
|
Замысел — это исходное представление режиссёра о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация — вот наиболее распространённые формы фиксации замысла.
В реализации замысла режиссёра главенствует изобразительность, то есть воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.
Таким образом, задачи режиссуры состоят в следующем: истолкование пьесы (её творческая интерпретация); характеристика отдельных персонажей; определение стилистических и жанровых особенностей актёрского исполнения в данном спектакле; решение спектакля во времени (в ритмах и темпах); решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок); характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления. Однако, несмотря на подготовку режиссёра к работе, его творчество всегда носит импровизационный характер. Импровизация — это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации наиболее отчётливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссёра.
|
Для реализации своего замысла режиссёр пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, то есть системой исторически сложившихся материальных средств и приёмов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.
Таким образом, режиссура – это создание единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Непосредственной организацией занимается режиссёр, который пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, то есть системой исторически сложившихся материальных средств и приёмов создания художественных образов.