ИГРЫ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ТРАДИЦИОННО-НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ РУКОПАШНОМУ БОЮ.




 

Народные игры — это средство традиционной педагогики, непосредственно связанное с воспитанием. В них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве. Народные игры передавали из поколения в поколение национальные осо­бенности обычаев, своеобразие языка. В играх с малых лет, сначала путем подражания, дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, поэтому педагог должен уметь использовать их в учебно-вос­питательном процессе. При организации и выборе игр необходи­мо учитывать многие факторы: возраст играющих, место для проведения игр, количество участников игры, наличие инвентаря.

Подвижные игры — едва ли не самое древнее средство физического воспитания детей и подростков. Оно всегда связано с радостными эмоциями и поэтому помогает маленькому человеку освоить важные жизненные функции легко и быстро.

Игры на тренировках по рукопашному бою способствуют более глубокому усваиванию информации. Особенность их влияния на занимающихся заключается в том, что они действуют косвенно. Иногда, даже, не сразу понятны развиваемые качества, скрывающиеся за формой и сюжетом игры. Применение игр оправдано также в тренировочном процессе молодёжи и взрослых. Это позволяет внести в занятие разнообразие, разрядить обстановку, повысить нагрузку и разучить материал не заметно для обучающихся. Оправдано применение игр в подводящих и разминочных упражнениях.

В народной традиции игры несут в себе ещё поведенческий и нравственный заряд. Так в них отрабатываются модели поведения человека в различных, в том числе и критических, ситуациях. Объяснение правил, как правило, сопровождается аналогиями с литературными героями, сюжетами народных сказок. Распределение ролей в игре осуществляется с помощью “считалок”, в которые, как правило, уже заложены действия каждого участника.

В воинской культуре мы наблюдаем игровые приёмы обучения и воспитания на протяжении всего пути становления воина. Особое место здесь занимают организованные, коллективные игры, которые отличаются строго ограниченными правилами и жёсткой дисциплиной. В детском возрасте это игры на формирование основных двигательных и физических навыков, создание мировоззренческой базы на основе ролевых игр. В подростковом возрасте к ним прибавляются игры, развивающие непосредственно бойцовские качества, обучающие владению оружием, тактические игры. В воспитательном плане здесь уже закладываются поведенческие реакции в бытовых, боевых и экстремальных ситуациях. В подготовке взрослых мужчин игры занимают место отработки и демонстрации своей силы, ловкости и удали. Здесь ко всему накопленному арсеналу делаются всевозможные усложнения. Тактические игры включают в себя обрядовую сторону и представляют собой часть образа жизни воинской артели. Прочие также приобретают чётко выраженный вид, мало чем отличающийся от реальных боевых столкновений. В традиции они назывались игрищами и были широко представлены на воинских праздниках и народных гуляниях. Одним из самых известных является бой «Стенка на стенку».

Работая с подростками, мы отмечаем, что этап детских мальчишечьих подвижных игр, участвующих в закладке мужских основных жизненных принципов и черт характера в воспитании отпускается. Так же отсутствует связь духовно-нравственного наполнения и физической активности в имеющихся, часто компьютерных, играх. Что приводит к росту агрессивных тенденций, фрустрации и снижению уровня ригидности. Происходит это в результате того, что высокий эмоциональный фон компьютерной игры с быстроменяющимся, красочным, не редко агрессивным, сюжетом, не выражен в энергичном движении ребёнка. И наоборот, иногда ребёнок не понимает смысла проводимых подвижных игр, что ведёт к торможению психических процессов на фоне роста двигательной активности.

В учебном процессе школы русского боевого искусства “Славяне” мы используем последовательное развитие игр от детских до взрослых, так как не разрешается проводить более сложные игры без усвоения отдельных навыков, развиваемых в предыдущих, детских. С учётом развития и становления, соответствующих морально-нравственных качеств воина такая методика используется нами во всех возрастных группах и способствует комплексному, гармоничному воспитанию личности.

Через игру, как условную систему общения, идет работа над духом. Игра позволяет остановить насилие, переводя его в игровые отношения. Вне игры даже дружеская схватка может побудить в душе нехорошие чувства. Страх делает человека немощным, и «победить» этот страх можно лишь проявляя свою агрессию. Роберт Бэрон в своей книге «Агрессия» пишет: «Большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. Так что «навык», который они приобретают, является деструктивным. Соответственно, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию…» (Брайент, С. 97).

Для примера, рассмотрим применение приёма – «игра» для обучения подростков теме рукопашного боя “Защита от ударов”. Далее эти игры вставляются в разминку и способствуют изучению названной темы.

Изначально тренер объясняет правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе со всеми. Не в центре круга, чтобы, ни к кому не стоять спиной. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элемен­тов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими участниками, чтобы тренер был полностью уверен в том, что занимающиеся хорошо усвоили правила игры.

Представленные нами игры подаются в последовательности их изложения в данной статье.

 

Игра “Петушиный бой”.

Цель игры: Научить тренирующихся определять центр и направление атаки, уходить от направленной атаки противника, перемещаясь от неё в сторону; преодолеть психологическую боязнь физического контакта.

Занимающиеся разбиваются по парам. Руки убираются за спину. Вокруг пары чертиться круг 2-2,5 м. Даётся задание: Вытолкнуть партнёра за круг при этом, оставшись в нём. Запрещается пользоваться руками и ногами. Общий ход игры демонстрируется инструктором вместе с одним из наиболее подготовленных учеников. Все разбиваются по парам и играют. Через 1 минуту - смена партнёра, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

 

Методические рекомендации:

Перед началом игры и далее по ходу нужно объяснить, что в поединке очень важно уходить не от каждого удара в отдельности, а пропускать атаку противника в целом мимо себя. Хорошо здесь понимается аналогия с испанской корридой, где тореадор пропускает мимо себя атаку быка.

Как правило, партнёр выталкивая из круга работает плечом, где и сосредоточен центр его атаки. От направленных атак партнёра следует уходить в сторону и вниз, выходя у него сбоку или за спиной, тут же реализуя свою атаку и выталкивая его за круг. Другой вариант уходить от атаки вниз под центр и наносить свой удар плечом ему в центр массы его тела, т.е. примерно в уровень пояса.

При своей работе нужно стараться атаковать партнёра под 45 градусов с боку, соответственно перемещаясь и выходя к нему с фланга.

Характерными ошибками при игре является уход от атаки по вектору её направления, слишком долгая пауза между уходом и своей ответной атакой и прямолинейные перемещения играющих.

Хорошим продолжением здесь будет игра “Турица”.

 

Игра “Турица”.

Цель игры: Научить тренирующихся уходить от направленной атаки противника, перемещаясь от неё в сторону; преодолеть психологическую боязнь физического контакта; дать первоначальные навыки работы в групповом бою.

В реальных столкновениях редко бой бывает равным. Обычно нападающие преобладают как физически, так и численно. Поэтому ведение боя против группы наиболее актуально при изучении техники рукопашного боя.

Занимающиеся разбиваются по тройкам. Один, изображая тореадора, берёт в руки кусок материи (им может служить футболка или куртка) и, вывешивая, трясёт им. Двое других, изображая быков – туров, руки разводят в стороны и выставляют кулаки вперёд, тем самым увеличивая площадь поражения, начинают набегать на «тореадора». Даётся задание: «Тореадору» - уходить в сторону от направленных атак «быков». «Быкам» необходимо поразить «тореадора» двигаясь только прямолинейно и инерционно. Запрещается резко менять направление атаки. Общий ход игры демонстрируется инструктором вместе с двумя из наиболее подготовленных учеников. Все разбиваются по тройкам и играют. Через 3 минуты - смена партнёров, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

 

Методические рекомендации:

Уходить от направленных атак нужно, как и в предыдущей игре, в сторону, но здесь мы имеем дело со спаренной атакой, поэтому уходим от двух атак сразу, т.е. всегда так выходим на внешнюю сторону, чтобы видеть двух противников одновременно. Нельзя проходить между ними и поворачиваться спиной даже к одному из них. «Тореадор» может использовать обманные движения «тряпкой», выводя её в разные стороны и накрывая ей пробегающего «быка».

В качестве усложнения можно увеличить количество нападающих, вложить им в руки деревянное колющее или ударное оружие, повысить темп игры.

Следующей игрой по теме будет игра «Пятнашки».

 

Игра “Пятнашки”.

Цель игры: Воспитание скоростных качеств, точности нанесения удара; повышение скорости реакции; отработка техники боевых передвижений; преодоление психологического барьера перед динамичным контактным поединком.

Занимающиеся разбиваются по парам. Руки убираются за спину. Даётся задание: Наступить на ногу своего партнёра - запятнать и уберечь свои ноги. Запрещается пользоваться руками. Общий ход игры демонстрируется инструктором вместе с одним из наиболее подготовленных учеников. Все разбиваются по парам и играют. Через 1 минуту - смена партнёра, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

Отличие народных игр от прочих, являющееся их основной чертой принадлежности к традиции, наличие множества различных вариантов, усложнений или упрощений правил. Один из таких моментов наблюдается и в этой игре.

Вариантом игры «Пятнашки» является касание не ног противника своими ногами, а касание головы руками. Здесь запрещены захваты, удары и вся работа ногами. Техника также демонстрируется инструктором с одним из наиболее подготовленных учеников. Все разбиваются по парам и играют. Через 1 минуту - смена партнёра, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

Следующий вариант – это касание головы и ног противника, руками и ногами соответственно. Здесь идёт работа по двум уровням атаки одновременно. Правила действуют те же. После демонстрации инструктором все разбиваются по парам и играют. Через 1 минуту - смена партнёра, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

 

Методические рекомендации:

В игре важно сформировать у занимающихся чёткую игровую, а не боевую установку. Пятнание производится лёгким касанием. В защите применяются отбивы, уходы и подныривания. Одновременно с частной защитой от отдельного движения нужно проводить смещение в сторону от целой атаки.

Атаку нужно проводить стремительно, броском, сразу после или одновременно с атакой противника. При работе по двум уровням, атаку нужно чередовать по принципу «Ванька-встанька», т.е. верх-низ, верх-низ. Таким образом, как бы, растягивая внимание соперника по вертикали.

 

Одной из разновидностей игры «Пятнашки» является игра «Шапки», широко распространённая на территории северо-западной Руси. В неё играли в зимний период времени при проведении тренировки на улице.

 

Игра “Шапки”.

Во времена вооружения воинов холодным оружием большое значение придавалось защитному снаряжению, и остаться в бою без шлема было равносильно смерти. О сбитом шлеме говорили: «Снять голову!». Для тренировки навыка сбивания шлема и предотвращения подобных действий со стороны противника в молодёжных организациях бойцовских артелей появилась эта игра.

Цель игры: развить ловкость, координацию движений, бы­строту реакции. Сформировать навыки уходов от ударов противника в голову и навыки завершения собственной атаки.

Игра проводится на улице, с передвижениями по пересечённой местности, в глубоком снегу и на скользкой поверхности. Играют двое, но количество пар не ограничено. У играющих на головах вязаные шапки. По команде «распоряжалы» участники должны снять и удержать в руках шапку соперника, не отдав при этом свою. В игре запрещено держать свою шапку руками, проводить броски, выполнять удары и захваты. Общий ход игры демонстрируется инструктором с одним из наиболее подготовленных учеников. Все разбиваются по парам и играют. Через 1 минуту - смена партнёра, продолжение игры. Повторить 3-5 раз.

 

Методические рекомендации:

Победа в игре достигается путём более активных перемещений. Провокаций на атаку противника с последующей своей выигрышной контратакой. Нужно стараться не отбивать руки партнёра, а уходить в сторону уклонами и нырками от его направленных атак.

Игра «Оса».

Цель игры: Преодоление боязни физического контакта у занимающихся рукопашным боем подростков. Повышение болевого порога чувствительности. Выработка повышенной скорости реакции и адекватного реагирования в контактных поединках. Обучение технике уходов от ударов нырком и уклонами. Воспитание воинских качеств внимательность, собранность и как следствие дисциплинированность.

В игре участвуют по три человека. Один из них «Оса» надевает на голову кепку или шапку и становиться между двумя другими – «приставными», которые находятся сбоку и подставляют одну свою ладошку под его удары снизу, а вторую держат над его головой для нанесения своих ударов сверху. «Оса» складывает руки лодочкой у головы и перемещается по площадке. Для придания большей реалистичности и отвлечения внимания жужжит. «Приставные» постоянно следуют за ней, не убирая и не меняя положения своих рук. «Оса» хлёстко и резко наносит удары по подставленным рукам «приставных», таким образом, жалит их. Они, в свою очередь, сразу после удара должны второй рукой сзади подзатыльником сбить шапку с головы «осы». Если это удалось, то сбивший становиться «осой», если нет, то игра продолжается дальше. Нельзя наносить удары «осе» если она не ужалила. За это «приставной» наказывается пинком от «осы» и игра продолжается дальше.

Объясняя правила игры инструктор должен сделать акцент на формирование в ней качеств присущих воинскому укладу жизни. Это внимательность и собранность. Именно они закладывают фундамент воинской дисциплины. Нужно очень чётко следить за действиями «осы» и быстро реагировать на её жаленья, в то же время нельзя поддаваться на провокации и атаковать беспричинно.

Методические рекомендации:

Играющий «осой» должен после нанесения удара не медля сразу же делать уклон от возможной атаки «приставного», не зависимо от того последовала она или нет.

Удары, наносимые обеими сторонами обязательно должны быть болезненными. Это очень важно, т.к. в игровой форме решается проблема боязни ударного воздействия и повышается болевой порог чувствительности.

 

Перед началом инструктор с двумя наиболее подготовленными учениками демонстрирует общий ход игры, выступая в роли «осы». После чего все разбиваются на тройки и играют самостоятельно. Через 5-10 минут производиться смена партнёров. Повторить 3-5 раз.

В данной методике бой представлен в игровой форме, проходящей под найгрыш частушек, песни и пляски. Налицо использование комплекса средств народной педагогики. Это не вызывает страха и реакции отчуждения у неподготовленных людей и даёт возможность к творческим проявлениям личности. В пляске, даже если кто-либо из участников не готов ещё к полноконтактному бою, он может ограничиться только «ломанием» или выходом «на задор». Таким образом, осуществляется дифференцированный подход в обучении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте.—М.: «Физкультура и спорт», 1978. –224 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: