Общественно-политическое развитие Греции во второй половине XIX–начала XX вв.




 

После убийства Каподистрии (1831г.) заговорщиками, пользовавшимися тайной поддержкой Великобритании и Франции, королём Греции стал баварский принц Оттон. В Греции были введены баварские войска, греческая национальная буржуазия отстранена от управления государством. Развитие капитализма в Греции происходило медленно. Греция находилась в финансовой зависимости от иностранного капитала (английские займы 1824, 1825, 1832 гг.), не имела собственной сырьевой базы. Аграрный вопрос не был разрешен. В 1834, 1836 и 1838 гг. в ряде провинций происходили крупные крестьянские восстания, которые были жестоко подавлены. Национальная буржуазия в борьбе за политическую власть использовала крестьянское движение и недовольство городских низов. 14 сентября 1843 г. вспыхнуло вооруженное восстание в греческих воинских частях в Афинах. Король вынужден был распустить баварские войска, дать отставку министрам-баварцам и созвать Национальное собрание, которое приняло конституцию, установившую ответственное министерство, двухпалатную систему и избирательное право, ограниченное имущественным цензом. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. в стране развернулось движение за воссоединение с Грецией Фессалии, Эпира и др. греческих земель, остававшихся под властью Турции. В 1854 г. греческие войска заняли Эпир и затем вступили в Фессалию, но попытка Греции воссоединить эти территории окончилась неудачей из-за вмешательства Великобритании и Франции на стороне Турции. Экономическая разруха, тяжёлое налоговое обложение, отсутствие демократических свобод, засилье иностранцев вызвали в феврале 1862 г. буржуазную революцию. Произошли восстания в Навплионе, Аргосе, Триполисе и других городах. К осени движение охватило всю Акарнанию. 22 октября восстал афинский гарнизон. 23 октября было создано Временное правительство, которое объявило о низложении короля Оттона и созвало Национальное собрание для выработки новой конституции и выборов короля. Великобритании, пообещавшей передать Греции Ионические острова (с 1815 г. под английским протекторатом), удалось навязать своего кандидата на греческий престол — датского принца Вильгельма Георга Глюксбурга, родственника английского короля. Принятая в конце 1864 г. конституция вводила однопалатный парламент и всеобщее избирательное право, ограниченное цензом оседлости. В том же году Греции передавались Ионические острова, утратившие для Великобритании стратегическое значение. В 1881 г. в Константинополе была подписана конвенция о передаче Греции части Фессалии и района Арты в Эпире (общая площадь 13,2 тыс. км2). До начала 20 в. у власти в Греции попеременно находились представители двух политических группировок греческой буржуазии, возглавлявшихся Х. Трикуписом и его соперником Т. Делиянисом. Политика первых (т. н. прогрессисты, или Прогрессивная партия, основана 80-хгг. 19 в.) выражала интересы крупной торговой и зарождающейся промышленной буржуазии, связанной с иностранным (преимущественно английским) капиталом. Делиянис и его сторонники (т. н. националисты) стремились осуществить требования той части буржуазии, которая выступала против засилья иностранного капитала, за воссоединение с Грецией всех греческих земель. Трикупис (глава правительства в 1874—1875, 1878, 1880, 1882—1885, 1886—1890, 1892—1893, 1893—1895 гг.) щедро раздавал концессии английским, французским, а позднее и германским акционерным компаниям (в 1861 г.—75 предоставлено 400 горных концессий иностранным капиталистам и 30 — иностранным акционерным обществам). Почти каждые 2—3 года Греция брала крупные займы у Великобритании, Франции, а позднее и Германии. В сочетании с другими выплатами Греции на внешнем рынке - погашением задолженности, прибылями от частных иностранных вложений и т. д. - дефицит торгового баланса способствовал созданию огромного дефицита и в балансе внешних выплат, что влекло за собой падение курса драхмы, которая с 1885 г. по 1893 г. потеряла 60% своей золотой стоимости. Ввоз промышленных и сельскохозяйственных товаров в этот период оказывал значительное влияние на греческую экономику. Греция переживала сельскохозяйственные кризисы, которые были отзвуками мировых сельскохозяйственных кризисов. Разоряющиеся греческие крестьяне эмигрировали в США и другие страны. Импорт промышленных товаров отрицательно влиял на развитие молодой и еще слабой национальной промышленности. Займы, заключенные греческим правительством в 1879 - 1890 гг., исчислялись следующими суммами[7]:

 

Годы Номинальная сумма (в млн. зол. франк.) Реальная сумма (в млн. зол. франк.) Процентная ставка
      8,17
    89,5 6,7
    69,7 7,15
    90,9 5,95
    20,4 5,87
      5,66
      5,66
Итого   458,5  

 

Выплата основной части и процентов греческого долга поглощала все большую часть бюджетных поступлений, которые также возрастали за счет увеличения налогов. Рост бремени государственного долга может быть проиллюстрирован следующими данными[8]:

 

На 1 жителя приходилось примерно драхм: Годы
       
Налогов        
Государственного долга        

 

Уже в 1882 г. почти половина поступлений в государственный бюджет уходила на выплату долга. Были годы, когда этот процент поднимался до 60.

Результатом этой политики явились, с одной стороны, некоторый рост промышленности (появление текстильных фабрик, винокуренных и кожевенных заводов, начало разработки недр), строительство железных дорог (11 км в 1869 г., 767 км в 1890 г., 902 км в 1900 г.), плотин, каналов (Коринфский канал, открытый в 1893, и др.), с др. стороны — усиление финансовой и политической зависимости Греции от иностранных держав. В 1893 г., не имея средств для оплаты долгов (704,4 млн. драхм), правительство Трикуписа объявило о государственном банкротстве Греции. Одно из многочисленных антитурецких критских восстаний, начавшееся в 1896 г., привело к греко-турецкой войне 1897. Неподготовленная к войне Греция потерпела поражение и была вынуждена уплатить Турции контрибуцию (4 млн. турецких фунтов). Финансовая несостоятельность Греции привела к учреждению в 1898 г. Международной финансовой комиссии (Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия и Италия), которой поручался контроль за доходами и расходами Греции.

Характерной особенностью развития Греции на протяжении последней трети XIX в. стала политическая нестабильность и частая смена правительств, главы которых выступали нередко с противоположных и взаимоисключающих позиций. За это время сменилось около 30 премьер-министров, порой пребывавших на своем посту менее месяца.

В 1896 г. вновь обострилась ситуация на Крите. Назначение губернатором острова христианина было расценено лидерами мусульманской общины крайне негативно и использовалось ими в агитации против христианского населения. Погромы и волна насилия, направленные против него, приобрели угрожающие размеры. В целях самозащиты христиане были вынуждены сформировать специальный комитет, в задачу которого входила организация обороны и решение политических вопросов. Летом в центральном городе Крита Кании произошли массовые столкновения, перспектива распространения которых на всю территорию острова была достаточно велика. Османские власти пошли на вынужденное объявление реформ, согласившись на то, что объединенная европейская комиссия займется реорганизацией жандармерии и судебной системы на Крите. Но, как это уже бывало не раз, обещания и посулы оказались не выполнены. Правители Оттоманской Порты воспользовались моментом, когда внимание правительств и общественного мнения европейских стран и России было привлечено к антиармянским погромам в Константинополе. В самой же Греции, где у власти находилось правительство Т. Делиянниса, критский вопрос превратился в один из наиболее важных в общественной и политической жизни. Поддержка соплеменников в их борьбе против турецких завоевателей и борьба за возвращение острова Греции активизировались к началу 1897 г. В феврале греческие войска под командованием полковника Вассоса высадились на острове, с тем чтобы добиться присоединения Крита к Греции. Созданная в 1894 г. в Афинах радикальная партия «Этники этерия» («Национальное общество»), пользовавшаяся поддержкой патриотически настроенной греческой общественности, требовала силой оружия заставить турок освободить захваченные ими греческие земли, включая и Крит. Король Георгиос I занял под воздействием общественного мнения также жесткие позиции. Однако греческие вооруженные силы, несмотря на высокий боевой дух солдат и офицеров, не были подготовлены для ведения серьезных боевых действий. Вооружение и организация армии оставались на несоответствующем для современной войны уровне. В то же время турецкая армия была реформирована под руководством германских инструкторов и хорошо вооружена. Финансовое положение Греции также не позволяло ей рассчитывать на долгие боевые действия. Помимо этого, присутствие военно-морских эскадр великих держав в Средиземноморье не позволяло использовать грекам свой флот, который мог быть задействован как для десанта на турецкие острова, так и для блокирования военно-транспортных судов из Турции. Отношения между Грецией и Турцией стремительно ухудшались. В апреле 1897 г. греческие вооруженные добровольческие формирования большими группами начали проникать в оккупированную Османской империей Македонию. Турция объявила войну Греции. На начальном этапе греко-турецкой войны греческие войска достаточно успешно вели боевые действия. Но вскоре сказались военная и финансовая неподготовленность страны. В ходе ожесточенных сражений часть Фессалии оказалась в руках турок. Они захватили Лариссу и вынудили греческие части под командованием наследника — принца Константина — отступить из этого района. Поражение греческой армии при Фарсале и Дамокосе открывало турецким силам дорогу в центральную Грецию. Поражение на фронте способствовало внутренней социально-политической нестабильности. Антиправительственные, а точнее антикоролевские манифестации в Афинах усиливались. Положение короля Георгиоса серьезно осложнилось. В определенной степени ситуацию спас пришедший к власти Д. Раллис, старавшийся не допустить расширения внутриполитического конфликта. Греция оказалась на грани военной катастрофы, последствия которой имели непредсказуемые результаты для дальнейшей судьбы страны. Потребовалось вмешательство великих держав, чтобы не допустить окончательного разгрома греческих вооруженных сил и захвата турками большой части греческой территории. 20 мая 1897 г. под их нажимом было заключено перемирие, а в декабре того же года мирное соглашение. В соответствии с ним Греции возвращалась Фессалия, но в руках турок оставались отдельные, важные со стратегической точки зрения пункты. Греция обязывалась выплатить Турции контрибуцию в размере 4 млн фунтов стерлингов. Финансовое банкротство страны заставило державы-кредиторы образовать в 1898г. так называемую Международную финансовую комиссию, в состав которой вошли представители Великобритании, Австро-Венгрии, России, Италии и Германии. Ее непосредственной задачей было обеспечение выплат процентов по займам и внешним долгам. Фактически она превращалась в высший финансово-распредительный орган Греции, которому поручался контроль над всеми финансами, сбором налогов и государственной монополией, существовавшей в табачной и винной отраслях промышленности. По своим результатам греко-турецкая война, несмотря на тяжелые последствия, не превратилась в общенациональную катастрофу с территориальными потерями для Греции. Остров Крит, события на котором послужили прологом военных действий, вплоть до 1898г. оставался под контролем шести европейских держав, включая Россию. С уходом германских и австро-венгерских войск остров был разделен на британский, французский, российский и итальянский сектора. После восстания, произошедшего в сентябре 1898 г. в Кании, и убийства там британского вице-консула ситуация резко обострилась. В ноябре, после отбытия турецких частей с Крита, было создано Национальное управление, во главе которого встал принц Георгиос. Номинально, однако, сохранялся суверенитет Турции над островом. Была принята специальная конституция, а в 1899 г. на свое первое заседание собралось Национальное собрание. Фактически остров приобрел статус автономии в рамках Османской империи, но с очень широкими правами. Так, в частности, был принят собственный флаг нового образования, введена собственная валюта и предоставлено право выпуска собственных почтовых марок.

В то же время престиж отдельных представителей королевской семьи серьезно пострадал из-за военных поражений на фронтах. Прежде всего, это касалось принца Константина, командовавшего греческими войсками под Лариссой. В не менее затруднительном положении находилась и его супруга принцесса София, брат которой император Вильгельм II поддерживал Турцию.

Греко-турецкая война, критские события, финансовое банкротство — таковы были события последних лет XIX в. Греция вступала в новый этап своего развития. Конец ХIХ — начало ХХ вв. характеризовались в Греции ускорением темпов развития капитализма. Подъём промышленного производства вызвал рост пролетариата. В конце ХIХ в. возникли первые профсоюзы, под руководством которых были проведены забастовки на ряде предприятий. Несмотря на многие негативные черты финансово-экономического положения, проявившиеся к концу XIX в., в стране продолжалось развитие хозяйственной инфраструктуры и строительство основных торгово-промышленных центров. Быстрыми темпами застраивались Афины, Пирей, Патрас и Волос. Однако Греция по-прежнему испытывала на себе влияние внешнеполитических факторов. Две темы доминировали в греческой внешней политике и определяли состояние общественного мнения в Греции — это критский и македонский вопросы.

Развитие первого из них в начале XX в. шло по драматическому пути. В 1905—1906 гг. на острове вновь развернулось партизанское движение. Восстание 1905 г., которое возглавил молодой критский политик Э. Венизелос, занимавший посты министра юстиции и иностранных дел в правительстве автономии, имело резко выраженный антиабсолютистский характер и было направлено во многом против принца Георгиоса. Позиция Венизелоса по критской проблеме отличалась сбалансированностью, и он стремился не допустить преждевременных и неподготовленных действий по объединению острова с Грецией. За ходом выступления внимательно следили не только в Греции, где общественное мнение и политики поддерживали освободительную войну своих соотечественников, но и в Европе. Перспектива обострения ситуации в районе Балкан и Средиземного моря рассматривалась великими державами крайне негативно. Принятые ими меры заключались в смещении принца Георгиоса с поста Высшего комиссара и назначении на это место представителя консервативного спектра греческого политического мира А. Займиса, пользовавшегося доверием держав.

Не менее актуальным для греческой политики и общественного мнения был так называемый македонский вопрос. В самосознании греков эта историко-географическая область отождествлялась всегда с греческой национальной историей и греческой государственностью. Население области было достаточно пестрым по своему этническому и конфессиональному составу. Помимо греков там проживали славяне, турки, албанцы. С образованием независимых балканских государств — Сербии, Греции и Болгарии — борьба за обладание этой территорией, находившейся под властью Османской империи, разгорелась между ними с особой силой. Каждая из сторон приводила исторические и этнические аргументы в свою пользу. Борьба за право владеть Македонией сопровождалась активной пропагандой и насильственными действиями противоборствующих балканских государств, стремившихся заручиться поддержкой местного населения. Греческая организация «Этники этерия» вела работу среди греков области по двум направлениям: во-первых, в сфере образования и пропаганды и, во-вторых, в военно-организационной, включавшей создание вооруженных отрядов из числа местных греков и отправки добровольцев из Греции. На рубеже веков в Македонии насчитывалась тысяча греческих школ с 75 тыс. учеников. Болгарские школы посещало около 32 тыс. человек. Сербская организация, носившая имя Святого Саввы, не сумела распространить свое влияние в таком объеме как болгарская и тем более греческая.

Еще в конце XIX в. в развитии македонского вопроса произошли серьезные изменения. Осенью 1893 г. в Салониках Д. Груев и ряд его сподвижников создали политический кружок, который в 1896 г. при активном участии Г. Делчева, Г. Петрова и небольшой группы их единомышленников был преобразован в Македонскую революционную организацию, переименованную позже в Тайную Македонско-Одринскую революционную организацию (ТМОРО). Ее целью, как это было записано в уставе, являлось объединение независимо от национального происхождения всех тех, кто выступал за революционную борьбу в интересах завоевания политической автономии Македонией и Адрианопольским (Одринским) вилаетом, находившимся под властью Османской империи. По мере развертывания партизанской борьбы на территории области все большей становится заинтересованность соседних балканских стран в придании ей соответствующей ориентации — проболгарской, просербской или прогреческой. Межэтническое размежевание населения постепенно начинало приобретать резкие очертания. В 1895 г. в Софии был образован так называемый Верховный македонский комитет, членами которого стали выходцы из Македонии. «Верховисты», как их часто называли оппоненты, ориентировались в своей политике на Болгарию и выступали за присоединение Македонии к ней. В свою очередь Греция и Сербия поддерживали создание аналогичных комитетов на своих территориях. Вскоре внутри ТМОРО образовалось левое крыло во главе с Г. Делчевым, Я. Сандански и другими, выступившее против подчинения организации интересам одной из балканских стран. Их лозунг был «Македония для македонцев». После восстания 1903 г., вошедшего в историю как Илинденское (в связи с тем, что оно началось в день церковного праздника, Ильин день), и его поражения руководство организацией перешло в руки «верховистов». На протяжении 1903—1908 гг. внутри ТМОРО, переименованной в 1905 г. во Внутреннюю Македонско-Одринскую организацию (ВМОРО), происходила борьба между «верховистами» и левым крылом, закончившаяся их размежеванием.

Война всех против всех: между вооруженными отрядами партизан — добровольцами из Греции, Болгарии и Сербии, с одной стороны, и между ними и османскими воинскими и жандармскими подразделениями — с другой, для Македонии начала XX в. стала повседневной реальностью. В балканских государствах слагались песни в честь героев македонской борьбы — тех, кто сражался в этой области в интересах того или другого балканского народа. Среди греков — участников этих партизанских сражений в числе первых значится имя Павлоса Меласа, считающегося национальным героем Греции.

Ситуация, сложившаяся в Македонии, стала предметом специального рассмотрения на встрече российского царя и императора Австро-Венгрии, по результатам которой в сентябре 1903 г. была принята так называемая Мюрцштегская программа. В соответствии с ее положениями предусматривалось создание международной жандармерии. Уже в начале 1904 г. начали прибы вать иностранные офицеры. Зоны ответственности распределя лись таким образом: за Россией закреплялись Салоники, Австрией — Ускюб (ныне г. Скопле), Британия контролировал Драму, Франция — Серрес, а Монастир оказывался в зоне ответственности Италии.

Следующим пунктом программы было проведение соответствующих реформ управления и хозяйственно-экономической жизни в Македонии. Султанское правительство давно обещало предпринять шаги в этом направлении, но дальше заверений и декларированных намерений дело не двигалось. В 1905 г. Британия взяла инициативу в свои руки и сумела договориться с другими великими державами выступить единым фронтом с требованием к Оттоманской Порте немедленно выполнить данные обещания, подкрепив этот ультиматум блокадой Мителины. В результате, как первый шаг, султан санкционировал прибытие в Салоники финансовых инспекторов из европейских государств.

Финансовая зависимость Греции от западных держав вызывала недовольство национальной буржуазии, В 1908г. группа офицеров, связанных с оппозиционной буржуазией, создала «Военную лигу», возглавившую Афинское восстание 1909г., в результате которого к власти пришёл основатель Либеральной партии (образована в 1910г.) Э. Венизелос. Он провёл реформы налогообложения, аграрную и административную; участвовал в создании Балканского союза 1912г.. В результате 1-й и 2-й Балканских войн 1912—1913 гг. получила Эгейскую Македонию с Салониками, Западную Фракию (Сере, Кавала и Драма), Эпир и Крит.

Революция младотурок в июле 1908 г. имела и «греческое измерение». Изначально провозглашенная революционерами идеология «османизма», основным содержанием которой был тезис равенства всех граждан империи независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, в конечном счете трансформировалась на практике в панисламизм и пантюркизм. 8 октября 1908г. Национальный совет Крита принял декларацию об эносисе (воссоединении) острова с Грецией и послал своих представителей в греческий парламент. Однако под нажимом Великобритании Афины были вынуждены отказаться от признания независимости острова. В свою очередь и другие государства в той или иной степени оказались задействованы в складывавшихся в Османской империи событиях: Болгария обрела полную независимость, а Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.

Внутриполитическая ситуация в Греции характеризовалась очередным всплеском напряженности. На этот раз среди наиболее недовольных оказались офицеры греческой армии. Причина коренилась в действиях принца Константина, культивировавшего атмосферу протекционизма и непотизма в вооруженных силах страны. Были созданы три тайные офицерские группы, выступавшие с программой военных, гражданских и экономических реформ. Таким образом, армия становилась одним из участников политической борьбы в стране. В июле 1909г. произошло объединение подпольных групп в секретную офицерскую организацию «Военная лига», возглавляемую полковником Н. Зорбасом и насчитывавшую свыше 1,5 тыс. офицеров (в основном из числа младшего офицерского состава). Программа действий Лиги была изложена в специальном меморандуме. Прежде всего, выдвигалось требование отстранения принца Константина и других членов королевской семьи от руководства вооруженными силами Греции. Посты министров обороны и военно-морских дел должны были получать кадровые действующие офицеры. Помимо этого предусматривалось увеличение расходов на армию, введение жесткого контроля за финансами и снижение налогового бремени. Решительность военных воспринималась с тревогой гражданскими политиками, к которым обратились представители Лиги.

В июле 1909г. со своего поста ушел премьер-министр Теотокис. Заменивший его Д. Раллис, симпатизировавший сначала «Военной лиге», отказался 27 августа принять ее делегацию. В ответ на это афинский гарнизон, располагавшийся в местечке Гуди, демонстративно был введен в город командовавшими им офицерами и фактически взял столицу под контроль. «Движение Гуди» (или, как часто еще называют эти события, «Революция Гуди») распространилось и на другие части страны. Король был вынужден принять требования восставших. Из армии были удалены все члены королевской семьи, восстановлены в звании незаслуженно уволенные ранее офицеры. На смену премьер-министру Раллису пришел К. Мавромихалис, поддерживавший контакты с Лигой. События августа 1909 г. были по своему характеру типичным бескровным военно-политическим переворотом в рамках существовавшей общественно-политической системы и не затрагивали ее основ. Они скорее представляли попытку проведения частичных реформ под силовым нажимом армии. Однако именно незавершенность этого процесса подтолкнула в начале 1910 г. «Военную лигу» вновь прибегнуть к силовым методам и пригрозить королю установлением военной диктатуры в случае невыполнения требований.

В целях реализации своей программы руководители Лиги обратились с требованием к королю Георгиосу I назначить премьер-министром Венизелоса — политика, не связанного с традиционными политическими кланами страны. В создавшейся ситуации и Лига, и новый премьер нуждались друг в друге для борьбы против широкого круга оппонентов, а также против нажима со стороны престола. Король был вынужден согласиться на проведение новых выборов в Национальное собрание, которому предстояло изменить Конституцию 1864г. Приэтом предусматривалось избрание в два раза больше членов собрания, чем обычно, так как им предстояло заниматься конституционным вопросом. В ходе выборов сторонники Венизелоса получили 146 мест, Теотокиса — 112, Раллиса — 67, а остальные 37 были последователями Мавромихалиса и Займи-са. Вскоре после возвращения с Крита в сентябре 1910 г. Венизелос возглавил правительство. Стремясь получить большинство в новосозданном парламенте, он объявил о новых выборах в декабре того же года. На них определилась победа критянина (300 мест из 362). Такой результат был связан с тем, что большинство оппозиционных партий отказалось принимать участие в выборах.

Венизелос превратился в единственного и неоспоримого лидера политического мира Греции. Король Георгиос 1 тут же попытался использовать ситуацию для укрепления собственного положения, пошатнувшегося после греко-турецкой войны и событий 1909 г. Король поддержал нового премьера в его начинаниях. В свою очередь и Венизелос был заинтересован в том, чтобы выйти из-под контроля «Военной лиги» и проводить собственную политику. Его первыми действиями стали освобождение ряда офицеров, пытавшихся подавить восстание 1909 г., а также создание специального поста Главного инспектора вооруженных сил, на который был назначен принц Константин. Эти действия были направлены на укрепление позиций Венизелоса среди тех, кто стоял в оппозиции к «Военной лиге» или был близок к престолу. В 1911 г. он провел конституционную реформу, внеся более полусотни поправок и добавлений в Конституцию 1864 г. Сам Венизелос занял посты военного и морского министров, с тем, чтобы лично заняться реформой в области обороны страны. Ликвидация бюджетного дефицита в 1910—1911 гг. позволила провести реорганизацию и переоснащение вооруженных сил Греции. При этом премьер обратился за помощью к Великобритании и Франции, которые отправили свои военные миссии и инструкторов для подготовки флота и сухопутных сил.

Конституционная реформа затронула широкий спектр социально-политических, хозяйственно-экономических и военных проблем страны. Прежде всего, она коснулась законодательной власти. Отныне кворум в парламенте снижался с 1/2 до 1/3 количества депутатов. Этот шаг был призван положить конец распространенному в парламентской практике страны «шантажу неявкой».

В соответствии с положениями конституции прием на государственную службу должен был происходить только по результатам экзаменов, начальное образование становилось бесплатным и обязательным. Была определена минимальная заработная плата. Для детей и женщин, сокращена ставка процента по кредитам и займам, введен прогрессивный подоходный налог. Создавалось Министерство экономики, и легализировались профсоюзы.

Не менее важные преобразования коснулись и сельского хозяйства. По новой Конституции государство имело отныне право проводить конфискацию земли и собственности в «национальных интересах». Фактически эта, общая на первый взгляд, статья закона имела и конкретное приложение — правительстве получало возможность провести земельную реформу в Фессалии, где преобладало крупное землевладение. Ставка на средние социальные слои при учете баланса интересов трех столпов греческой политической жизни — монархии, парламента и армии — таков был вектор политической деятельности премьера-реформатора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: